Методика исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой(Лалаева Р.И., Прищепова И.В.)
Структура методики
1. Особенности имитации слога с меняющимся ударением
1.1 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
1.2 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
1.3 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
1.4 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
1.5 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
1.6 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
1.7 Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
2. Исследование фонематического восприятия
Содержание методики
Особенности имитации слога с меняющимся ударением
Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
ДА - да | да -ДА |
ро - РО | Ро - ро |
ЛУ - лу | лу - ЛУ |
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.
Оценка результатов:
высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;
уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
МА - да | ма - ДА |
ро - СО | Ро - со |
ГУ - лу | гу - ЛУ |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.А.
Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
та - ДА | ТА - да, |
ПО - бо | по - БО |
ку - ГУ | КУ - гу |
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.
Оценка результатов:
высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового рада с выделением ударного слога;
уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
Ва - су | Ва – су |
го - Сы | Го - сы |
ту - Ма | Ту - ма |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.А.
1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:
ва ВА ва | ВА вава | вава ВА |
лоло ЛО | ЛО лоло | ло ЛО ло, |
ШУ шушу | шу ШУшу | шу шуШУ |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1. А.
Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
га - ДА - са | га – да - СА | ГА - да - са, |
РУ - ву - ку | ру - ВУ - ку | ру - ву - КУ |
фа - ла - ЗА | фа - ЛА - за | ФА-ла-за |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.А.