«Литература» 1,2, 3,4 кл. ОВЗ (7вид)
Пояснительная записка
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.
Рабочая программа учебного курса «Литература» 1, 2, 3, 4 кл. ОВЗ (7вид) рассчитана на 4 года (по 4 часа в неделю).
Уровень программы – базовый.
Программа является типовой.
Рабочая программа разработана на основе:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение:нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М.: Дрофа, 2001.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях:часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г
Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
Программа по изучению литературы в младших классах школы представляет собой два взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
- Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
- Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
В обучении грамоте (1 класс) выделяются 3 периода: подготовительный, букварный и послебукварный. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устного (слушание и говорение) вида речи.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются: Освоение учащимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне государственного образовательного стандарта начального образования по литературе.
- Воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
- Обеспечение развития обучающихся, их творческих, интеллектуальных способностей, формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. Развитие поэтического слуха. Достижение уровня элементарной грамотности (чтение), элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, формирование потребности в постоянном чтении книг, развитие интереса к творчеству писателей.
- Формирование навыков чтения (сознательность, беглость, правильность, выразительность) и речевых умений, обеспечивающих восприятие, понимание и воспроизведение содержания произведений. Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание), необходимыми для продолжения образования на II-ой ступени образования.
- Адаптация обучающихся к жизни в обществе, обогащение чувственного, нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка, приобщение их к классике художественной литературы.
- Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. Тематика чтенияопределяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.
Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение. На внеклассное чтение в букварный период отводится пол-урока один раз в неделю. Во 2-3 классе выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:
• знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
• воспитание читательской активности и любознательности;
• расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
• развитие индивидуальных интересов и склонностей;
• обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
• предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;
• формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.
Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания. В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека. В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки - устные журналы, конференции и т.п.
В курсе используются разнообразные методы и формы обучения. Содержание курса базируется на основе многих наук, в связи с чем, оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам научности, доступности, систематичности, последовательности.
Осуществляется текущий контроль успеваемости по пятибалльной шкале оценивания.
Формы текущего контроля:
- индивидуальный: пересказ, составление плана произведения, озаглавливание его частей, заучивание наизусть, работа по карточкам, мини-сообщения, творческие работы;
- фронтальный: беседа, составление плана к прочитанному, словесное рисование.
- поурочный балл.
Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы учащихся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки. Знания и умения первоклассников не оцениваются в пятибалльной системе.
Учебно-тематический план
Кл. | Кол-во часов в неделю | Содержание | ||
БУП | Нац.-рег. комп. | Школьный компонент | ||
1кл | 10% | 132ч.:
Обучение чтению - 120 ч
| ||
2кл. | 10% | - | 136 ч: 1. «Устное творчество русского народа» –14ч 2. «Русские писатели» - 31 ч 3. «Писатели детям»– 83 ч 4. «Литература народов мира»– 8 ч | |
3кл. | 10% | - | 136 ч: 1. «Устное народное творчество» – 10 ч 2. «Страницы русской классики» – 54 ч 3. «Литературные сказки» – 8 ч 4. «Любимые детские писатели» – 54 ч 5. «Зарубежная литература» –10 ч | |
4кл. | 10% | - | 136 ч: 1. «Летописи» – 6 ч 2. «Былины, древнерусские повести, жития» – 9 ч 3. «Чудесный мир классики» – 20 ч 4. «Поэтические тетради» – 49 ч 5. «Твоя книжная полка» – 45 ч 6. «Зарубежная литература» – 7 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 кл | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Учащиеся должны знать: все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква; правила гигиены письма и чтения; наизусть три—пять стихотворений. Учащиеся должны уметь: различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый coгласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук; определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение, использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти слов; использовать термин слово; читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты (15-20 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний; употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу. | Учащиеся должны знать: фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей; наизусть 7—8 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;давать подробный пересказ небольшого доступного теста; составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя; самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя. | Учащиеся должны знать: фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей; наизусть 8—10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам) в темпе 50—60 слов в минуту; осознанно читать про себя; определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним; устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте; пересказывать прочитанное подробно и сжато; сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного; самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении. | Учащиеся должны знать: - фамилии 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей; - детские периодические издания; профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор); - наизусть 10—12 стихотворений (в том числе о разных временах года). Учащиеся должны уметь: - читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80слов в минуту; - осознанно читать про себя текст любого объема и жанра; передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе; - давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного; - воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, сзаменой диалога повествованием; - понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного; - выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такоеплохо»; - замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — без употребления терминов); - составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты; - практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); - отличать книгу художественную, научную, учебную; - замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения; - делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом; - ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), - пользоваться оглавлением и сносками. |
Учебно-методическое обеспечение.
Кл. | Кол-во часов | Учебные пособия для уч-ся | Метод.пособия для учителя | Пособия для контроля знаний | |
По БУП | По уч.плану | ||||
Русская азбука. Учебник для 1 кл. /В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов-6 изд.,-М.:Просвещение, 2010. | Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Метод. пособие к учебнику «Родная речь.1 кл.».- М.: Просвещение, 2004 Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.: «ВАКО», 2004 | Игнатьева Т. В. Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 кл. – Тула: «Родничок», М.:»Астрель», 1999 Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996 Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996 Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996 Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» Издание Министерства образования Российской Федерации за 2007-2011 Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах: · https://www.it-n.ru/ · https://festival.1september.ru/ · https://www.nachalka.com/ · https://www.4stupeni.ru/ · https://www.uroki.net/docnach.htm · https://www.pedsovet.su/load/100 · https://www.openclass.ru/node/324 · https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a · https://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/-----3--q-q.html | |||
Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2010 | Гостимская Е. С., Байкова М. И.Поурочные разработки по чтению к учебнику «Родная речь. 2 класс.» (Голованова и др). – М.: «ВАКО», 2005 | ||||
Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. М. В. Голованова и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010 | Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику «Родная речь. 3 класс.» (Голованова и др.)/ Сост. Е. В. Менькова. – Волгоград, 2002 О.В.Кутявина. Универсальные поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. М., «Вако»,2007. | ||||
Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2010 | Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику «Родная речь. 4 класс.» (Голованова и др.)/ Сост. И. В. Персидская. – Волгоград, 2002 |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Материально-техническая база является одним из важнейших условий в повышении эффективности обучения. Для реализации ОП имеются оборудованные учебные классы, находящиеся на 2-м этаже ОУ. Площадь и оборудование, которых соответствуют государственным и местным нормам и требованиям. Для проведения занятий используется наглядные пособия, демонстрационные и раздаточный материалы, в том числе материалы и пособия, подготовленные самими преподавателями, а именно: комплекты, тематические таблицы, картинный словарь, сюжетные картинки по развитию речи, карточки для индивидуальной работы, словари разных видов, репродукции картин, портреты писателей, объекты живой и неживой природы. Для удобства работы с учебно-методическими пособиями создан методический кабинет учителей начальной школы.
Информационно-техническое обеспечение:компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, диафильмы, видеофильмы, иллюстрированные материалы.
Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
· https://www.it-n.ru/
· https://festival.1september.ru/
· https://www.nachalka.com/
· https://www.4stupeni.ru/
· https://www.uroki.net/docnach.htm
· https://www.pedsovet.su/load/100
· https://www.openclass.ru/node/324
· https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a
· https://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/-----3--q-q.html
Кадровое обеспечение (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).
Реализация национально-регионального компонента (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)