Раздел 1. Организационно-методический




Московский государственный институт

Международных отношений (Университет)

МИД России

 

Программа курса

“Актуальные проблемы европейской интеграции и отношения РФ-ЕС”

 

 

Москва 2008


Оборотная сторона титульного листа

 

Программу курса разработали _Потемкина Ольга Юрьевна, Тэвдой-Бурмули Александр Изяславович

© _ Потемкина О.Ю., Тэвдой-Бурмули А.И.,

© МГИМО (У) МИД России


Раздел 1. Организационно-методический

 

1.1. Место курса в образовательной программе.

Курс“Актуальные проблемы европейской интеграции и отношения РФ-ЕС”

предназначен для внедрения на III курсе Факультета МО и соответствует общим требованиям образовательного стандарта программы подготовки бакалавра по направлениям «Международное регионоведение» и «Международные отношения». Данный курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессионального профиля и к дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития.

 

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

В соответствии с назначением основной целью курса является

  • Формирование у слушателей знаний о фактической и концептуальной сторонах европейского интеграционного процесса, а также представления о его значимости как феномена современной системы МО.

Для достижения цели предполагается выполнить следующие задачи:

· Знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблематику европейской интеграции в контексте глобальных трендов развития.

· Освоение слушателями методов системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС.

· Формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕС.

· Формирование знаний о факторах, тенденциях развития и проблемной стороне взаимоотношений РФ с ЕС. Развитие навыков экспертной оценки состояния и перспектив развития отношений РФ-ЕС.

· Развитие у слушателей навыков системных и коммуникационных компетенций, необходимых для работы в международных организациях, а также для профессиональной деятельности в национальных внешнеполитических ведомствах.

 

Образовательные результаты курса:

Знание и понимание
Знание и понимание: A. Знание и понимание: a. Важнейшие идеи, теории и концепции в области региональной интеграции; b. политические, экономические, идейные предпосылки европейской интеграции; развитие европейской идеи от имперских и теократических проектов к европейскому движению первой половины XX в.; c. представление о факторах, этапах и проблемах развития европейской интеграции в контексте региональных и глобальных процессов; d. механизм функционирования ЕС, институциональная система, области компетенций и деятельности ЕС; e. роль ЕС как уникального актора глобальной и региональной систем МО; f. история и проблематика отношений РФ с ЕС Образовательные методики (формы проведения занятий) - Лекции с опорой на самостоятельно прочитанную литературу по проблеме; - Семинары по материалам собственных наблюдений, прочитанной литературы и заданий, выполненных студентами; - Индивидуальные и групповые консультации  
Форма проверки знаний - Письменные задания (контрольные работы)    

 

КОМПЕТЕНЦИИ
Аналитические компетенции:   1. Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных в процессе самостоятельной подготовки 2. Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием при подготовке презентаций 3. Понимание основных принципов развития информационной среды, способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками 4. Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде на основе анализа проблематики европейского интеграционного процесса; 5. Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению задачи в ходе работы на семинарском занятии по тематике отраслевых политик ЕС 6. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях в контексте анализа многоуровневой системы управления ЕС 7. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты на основе изучения: - феномена региональной интеграции - глобальных и региональных факторов эволюции европейского интеграционного сообщества 8. Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее в контексте анализа перспектив европейского интеграционного процесса и взаимоотношений ЕС-РФ Образовательные методики(формы проведения занятий) - сочетание лекций и семинаров, основанных на изучении обязательной литературы; - подготовка студентами собственных презентаций, а также анализ и обсуждение их результатов; - ситуационный анализ    
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах - контрольные работы.  
Системные компетенции: Студенты, успешно окончившие программу обучения, смогут развить: 1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований по итогам успешно выполненных презентаций 2. Способность к принятию решений в группе с международным составом участников на основе усвоенного опыта функционирования институциональной системы ЕС 3. Способность к делегированию решения на другие уровни административного управления на основе полученных в рамках курса знаний о теории и практике применения принципа субсидиарности 4. Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям по итогам ситуационных анализов отраслевых политик ЕС и проблематики отношений ЕС-РФ.   Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - конкретные ситуации - подготовка презентаций - проведение дискуссий на семинарах - ситуационный анализ    
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - контрольные работы - отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах  
Коммуникационные компетенции: D. Коммуникационные компетенции В ходе обучения по данной программе студенты получат возможность развить следующие умения: 1. Обеспечивать привлекательность и живость дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени. 2. Выступать публично на профессиональные темы. 3. Получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера 4. Способность к работе в международных организациях по итогам ознакомления студента с нормами и традициями межгосударственного и кросс-культурного взаимодействия в институциональной системе ЕС. 5. Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию на основе ознакомления с понятийным тезаурусом европейского интеграционного процесса и специфической лексикой системы принятия решений ЕС.   Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - групповые обсуждения - имитационные игры  
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции   - контрольные работы - отзывы преподавателя о презентациях, а также о поведении в группе  

 

1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.

 

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:

 

Вид работы Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы Доля вида работы в итоговой оценке
Контрольная №1 Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС; умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени. 10%
Контрольная №2 Способность определять и разрабатывать индикативнее показатели деятельности персон и институтов, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок; способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении 10%
Контрольная работа №3 Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде, способность к сравнительному анализу и синтезу, 10%
Деловая игра Понимание механизма и особенностей принятия решений в ЕС, способность принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени 5%
Работа на семинаре Участие в дискуссиях на семинаре     Подготовка устного выступления (доклада)     Подготовка презентации в PowerPoint   Уверенное знание проблематики семинара; умение превращать информацию в знания, способность к эффективному устному общению и работе в мультикультурной среде; способность демонстрировать самостоятельное обучение, умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям во время обсуждения; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации. Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе и в Интернете); способность к оценке и классификации данных; умение превращать информацию в знания, умение эффективно делиться полученным знанием; способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в ЕС и России. То же, что и при подготовке устного выступления (доклада), но плюс: способность к сравнительному анализу и синтезу; умение визуализировать полученные в рамках анализа данные 10%   5%   10%
Ответ на экзамене Знание проблематики процессов европейской интеграции, умение прогнозировать перспективы взаимоотношений России и ЕС; способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи 40%
Итогo   100%

 

Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса.

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа  
Лекции  
Практические занятия/семинары  
Самостоятельная работа  
Проект (при наличии)  
Курсовые работы (при наличии)    
Рефераты (при наличии)    
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)    
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)  
Виды текущего контроля (перечислить) Тесты (3 контрольных среза), опросы по темам, оценки за презентации и работу с Интернет-источниками на семинарах, оценка участия в деловой игре
Вид итогового контроля экзамен

2. 2. Тематический план курса

 

Наименование разделов и тем дневная форма обучения*  
Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Раздел 1. Региональная интеграция и ее европейское воплощение (наименование раздела)        
Тема 1.1. Понятие региональной интеграции, ее цели и стадии Понятийный аппарат курса: понятия, цели, противоречия, стадии региональной интеграции. Виды региональных группировок        
Тема 1.2. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е - 1980-е гг. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е 1980-е гг        
Тема 1.3. Третий и четвертый этапы европейской интеграции: 1980-е- 2008          
Раздел 2. Институциональное устройство и политики ЕС (наименование раздела)        
Тема 2.1. Институты ЕС и принципы их функционирования        
Тема 2.2. Законодательство и бюджет ЕС        
Тема 2.3. Отраслевые политики ЕС        
Раздел 3. Основные направления деятельности ЕС Экономический и валютный союз        
Тема 3.1. Экономический и валютный союз        
Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности        
Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия        
Раздел 4. ЕС в мире        
Тема 4.1. Расширение ЕС        
Тема 4.2. ЕС в системе международных отношений в ХХI веке.          
Тема 4.3. Отношения России и ЕС        
Подготовка к экзамену        
Итого по курсу:        

 

2.3. Содержание курса.

 

Раздел 1. Региональная интеграция и ее европейское воплощение.

Тема 1.1. Понятие региональной интеграции. Интернационализация, глобализация и интеграция. Задачи региональной интеграции, ее возможности и ограничения. Обзор интеграционных группировок мира и анализ выполняемых ими задач. Стадии региональной интеграции. Предпосылки европейской интеграции. Cовременные теории интеграции.

Лекция, семинар. Практическая задача: «Работа с Интернет-сайтами ведущих интеграционных группировок мира».

Тема 1.2. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е 1980-е гг. Послевоенное движение за единую Европу. Становление и быстрое развитие Европейских сообществ в 50-70 гг. Парижский договор о ЕОУС, Римские договоры о ЕЭС и Евратоме. Провал интеграции в политических сферах: провал планов создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества. Таможенный союз ЕС, общая сельскохозяйственная политика. Инициативы по завершению формирования сельскохозяйственной политики и созданию собственных средств Евросоюза. «Кризис пустого кресла» и Люксембургский компромисс. Валютный и энергетические кризисы 70-х годов, структурная перестройка хозяйства стран Запада. Застой и кризис европейской интеграции середины 70-х - середины 80-х.

Лекция, семинар. Конкретная ситуация «Отцы» европейской интеграции»

Тема 1.3. Третий и четвертый этапы европейской интеграции: 1990-е гг. - настоящее время.

Новая интеграционная динамика конца 80-х годов. Единый Европейский Акт, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры. Провал Конституции ЕС. Лиссабонский договор. Программа Единого внутреннего рынка - план Делора. Лиссабонская стратегия. Современные контуры ЕС. Вступление в ЕС новых членов в 1973 – 2007 гг. Отношения ЕС с третьими странами. Яундские и Ломейские конвенции, договор Котону, Барселонский процесс. Отношения ЕС и РФ. Отношения ЕС с США.

Лекция, семинар. Практическая задача «Работа с контурной картой»

Раздел 2. Институциональное устройство и политики ЕС

Тема 2.1. Институты ЕС и принципы их функционирования

Специфика политико-правовой природы Европейского союза. Институциональная система ЕС, ее эволюция и современное состояние. Принципы функционирования институтов ЕС (наднациональность, субсидиарность, межгосударственное сотрудничество). Проблема институциональной реформы (Конституция ЕС, Лиссабонский договор). Компетенции, состав и структура важнейших органов ЕС. Понятие «опор», степень коммунитарицазии различных направлений политики ЕС. Сферы компетенции ЕС. Процесс принятия решений в ЕС. Понятие права ЕС, его специфика и взаимодействие с национальным правом государств-членов. Принципы права ЕС и его источники. Виды законодательных актов. Бюджет Евросоюза, его доходы и расходы, финансовые учреждения ЕС. Проблемы бюджетной политики ЕС.

Лекция, семинар. Подготовка презентаций.

Тема 2.2. Законодательство и бюджет ЕС.

Процесс принятия решений в ЕС. Понятие права ЕС, его специфика и взаимодействие с национальным правом государств-членов. Принципы права ЕС и его источники. Виды законодательных актов. Бюджет Евросоюза, его доходы и расходы, финансовые учреждения ЕС. Проблемы бюджетной политики ЕС.

Лекция, семинар. Ролевая игра «Моделирование принятия решений в ЕС. Ролевая игра по проектам директив».

Тема 2.3. Отраслевые политики ЕС. Структурные и дополнительные политики. Исключительная и смешанная компетенция. Общая торговая политика ЕС, общий таможенный тариф, протекционистские инструменты. Общая сельскохозяйственная политика ЕС. Ее механизмы и место в современной стратегии Евросоюза. Научно-техническая политика ЕС, проблемы технологического отставания ЕС. Евросоюз в системе европейского научно-технического пространства. Энергетическая политика ЕС, европейский рынок энергоносителей. Региональные диспропорции в ЕС. Региональная политика Евросоюза, социальное и экономическое сплочение.

Лекция, семинар. Контрольная работа № 1.

Раздел 3. Основные направления деятельности ЕС.

Тема 3.1. Экономический и валютный союз.

История валютного сотрудничества в Европе XIV – XX вв. Причины и предпосылки создания Экономического и валютного союза ЕС. Общая экономическая политика, маастрихтские критерии. Пакт стабильности и роста, налоговая реформа. Единая денежно-кредитная политика ЕС, задачи и механизмы. Состав и функции Европейского центрального банка. Перспективы евро в качестве международной валюты. Зона евро и аутсайдеры. Позиция Великобритании. Переход новых стран – членов ЕС на евро. Евро в России. Интересы ЕС и России в данной сфере.

Лекция, семинар. Подготовка презентаций

Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности.

Становление европейского политического сотрудничества, Западноевропейский союз. Трансформация ЕПС во второй половине 80-х годов и формирование общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Механизм разработки и осуществления общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Оценка субъектности ЕС в сфере обеспечения безопасности и внешней политике.Европейская политика безопасности и обороны. Цели и инструменты. «Совместные действия», общие позиции» и «общие стратегии» Евросоюза. Оборонная составляющая ЕС, отношения ЕС с НАТО. Новые институты, «петерсбергские задачи», оперативный потенциал ЕС. Борьба ЕС с международным терроризмом. Сотрудничество России и ЕС по политическим вопросам и вопросам безопасности. «Головная цель 2010».

Лекция, семинар. Контрольная работа № 2.

Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия.

Формирование пространства. Амстердамский договор и реформа «третьей опоры». «Вехи Тампере». Гаагская программа. Пакт об иммиграции Саркози. Иммиграционная политика. Шенгенский кодекс о границе. Агентство ФРОНТЕКС. Борьба с организованной преступностью и терроризмом. Определение терроризма. Список террористических организаций. Правоохранительные ведомства ЕС. Европейский ордер на арест.

Конкретная ситуация «Запрос о европейском ордере на арест из Германии во Франции».

Раздел 4. ЕС в мире.

Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.

Соотношение понятий «расширения» и «углубления европейской интеграции». Этапы расширения ЕС. Причины и особенности расширения ЕС на восток. Соглашения об ассоциации, их типология и структура. Копенгагенские критерии. Ход и результаты переговорного процесса. Афинский договор о вступлении. Реформы ЕС: сельскохозяйственная, региональная, институциональная. Перспективы расширения ЕС. Процесс ассоциации и стабилизации. Дискуссия о границах Европы. Последствия расширения ЕС для обеих сторон. Расширение ЕС и Россия, ключевые вопросы, перспективы развития отношения РФ с расширенным ЕС.

Конкретная ситуация «Турция: переговоры по вступлению в ЕС»

Тема 4.2. ЕС в системе международных отношений в ХХI веке.

Позиции ЕС в современном мире: демография, политика, экономика. Внешние отношения ЕС на современном этапе. ЕС и международные организации. Треугольник ЕС - США - Япония. Отношения ЕС и стран Латинской Америки. ЕС и АКТ. Средиземноморский союз. «Европейская политика соседства». Полувековые итоги развития ЕС и перспективы развития новом веке. Изменение архитектуры европейской интеграции.

Лекция, семинар. Подготовка презентаций

Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.

Отношения между СССР, СЭВ и Европейскими сообществами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Состояние и проблемы экономического сотрудничества России и ЕС. Торговый режим, отраслевые соглашения. Концепция общих пространств. Дорожные карты. Энергодиалог России и ЕС. Проблема нового Договора между Россией и ЕС. Перспективы, формы и границы дальнейшего развития отношений России и ЕС. Проблемы и противоречия. Стратегические интересы сторон.

Лекция, семинар. Ситуационный анализ: «Итоги саммита Россия-ЕС». Контрольная №3.

2.4.Самостоятельная работа слушателей

Виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Cамостоятельное изучение разделов курсов, повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к текущему контролю, подготовка презентаций в Power Point, работа с контурными картами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: