Московский государственный институт
Международных отношений (Университет)
МИД России
Программа курса
“Актуальные проблемы европейской интеграции и отношения РФ-ЕС”
Москва 2008
Оборотная сторона титульного листа
Программу курса разработали _Потемкина Ольга Юрьевна, Тэвдой-Бурмули Александр Изяславович
© _ Потемкина О.Ю., Тэвдой-Бурмули А.И.,
© МГИМО (У) МИД России
Раздел 1. Организационно-методический
1.1. Место курса в образовательной программе.
Курс“Актуальные проблемы европейской интеграции и отношения РФ-ЕС”
предназначен для внедрения на III курсе Факультета МО и соответствует общим требованиям образовательного стандарта программы подготовки бакалавра по направлениям «Международное регионоведение» и «Международные отношения». Данный курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессионального профиля и к дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития.
1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
В соответствии с назначением основной целью курса является
- Формирование у слушателей знаний о фактической и концептуальной сторонах европейского интеграционного процесса, а также представления о его значимости как феномена современной системы МО.
Для достижения цели предполагается выполнить следующие задачи:
· Знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблематику европейской интеграции в контексте глобальных трендов развития.
· Освоение слушателями методов системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС.
· Формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕС.
· Формирование знаний о факторах, тенденциях развития и проблемной стороне взаимоотношений РФ с ЕС. Развитие навыков экспертной оценки состояния и перспектив развития отношений РФ-ЕС.
· Развитие у слушателей навыков системных и коммуникационных компетенций, необходимых для работы в международных организациях, а также для профессиональной деятельности в национальных внешнеполитических ведомствах.
Образовательные результаты курса:
Знание и понимание | |
Знание и понимание: A. Знание и понимание: a. Важнейшие идеи, теории и концепции в области региональной интеграции; b. политические, экономические, идейные предпосылки европейской интеграции; развитие европейской идеи от имперских и теократических проектов к европейскому движению первой половины XX в.; c. представление о факторах, этапах и проблемах развития европейской интеграции в контексте региональных и глобальных процессов; d. механизм функционирования ЕС, институциональная система, области компетенций и деятельности ЕС; e. роль ЕС как уникального актора глобальной и региональной систем МО; f. история и проблематика отношений РФ с ЕС | Образовательные методики (формы проведения занятий) - Лекции с опорой на самостоятельно прочитанную литературу по проблеме; - Семинары по материалам собственных наблюдений, прочитанной литературы и заданий, выполненных студентами; - Индивидуальные и групповые консультации |
Форма проверки знаний - Письменные задания (контрольные работы) |
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Аналитические компетенции: 1. Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных в процессе самостоятельной подготовки 2. Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием при подготовке презентаций 3. Понимание основных принципов развития информационной среды, способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками 4. Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде на основе анализа проблематики европейского интеграционного процесса; 5. Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению задачи в ходе работы на семинарском занятии по тематике отраслевых политик ЕС 6. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях в контексте анализа многоуровневой системы управления ЕС 7. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты на основе изучения: - феномена региональной интеграции - глобальных и региональных факторов эволюции европейского интеграционного сообщества 8. Способность к прогнозированию, понимание влияния будущего на настоящее в контексте анализа перспектив европейского интеграционного процесса и взаимоотношений ЕС-РФ | Образовательные методики(формы проведения занятий) - сочетание лекций и семинаров, основанных на изучении обязательной литературы; - подготовка студентами собственных презентаций, а также анализ и обсуждение их результатов; - ситуационный анализ |
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах - контрольные работы. | |
Системные компетенции: Студенты, успешно окончившие программу обучения, смогут развить: 1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований по итогам успешно выполненных презентаций 2. Способность к принятию решений в группе с международным составом участников на основе усвоенного опыта функционирования институциональной системы ЕС 3. Способность к делегированию решения на другие уровни административного управления на основе полученных в рамках курса знаний о теории и практике применения принципа субсидиарности 4. Способность выдавать и исполнять практические рекомендации по необходимым действиям по итогам ситуационных анализов отраслевых политик ЕС и проблематики отношений ЕС-РФ. | Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - конкретные ситуации - подготовка презентаций - проведение дискуссий на семинарах - ситуационный анализ |
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - контрольные работы - отзывы преподавателей о презентации, их анализ и обсуждение в группах | |
Коммуникационные компетенции: D. Коммуникационные компетенции В ходе обучения по данной программе студенты получат возможность развить следующие умения: 1. Обеспечивать привлекательность и живость дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени. 2. Выступать публично на профессиональные темы. 3. Получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера 4. Способность к работе в международных организациях по итогам ознакомления студента с нормами и традициями межгосударственного и кросс-культурного взаимодействия в институциональной системе ЕС. 5. Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию на основе ознакомления с понятийным тезаурусом европейского интеграционного процесса и специфической лексикой системы принятия решений ЕС. | Образовательные методики(формы проведения занятий) - лекции и семинары по прочитанной литературе, а также по презентациям студентов - групповые обсуждения - имитационные игры |
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - контрольные работы - отзывы преподавателя о презентациях, а также о поведении в группе |
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы | Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы | Доля вида работы в итоговой оценке |
Контрольная №1 | Знание проблематики экономических и политических процессов происходящих в ЕС; умение принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени. | 10% |
Контрольная №2 | Способность определять и разрабатывать индикативнее показатели деятельности персон и институтов, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок; способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении | 10% |
Контрольная работа №3 | Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде, способность к сравнительному анализу и синтезу, | 10% |
Деловая игра | Понимание механизма и особенностей принятия решений в ЕС, способность принимать решения в состоянии стресса и ограниченного контроля времени | 5% |
Работа на семинаре Участие в дискуссиях на семинаре Подготовка устного выступления (доклада) Подготовка презентации в PowerPoint | Уверенное знание проблематики семинара; умение превращать информацию в знания, способность к эффективному устному общению и работе в мультикультурной среде; способность демонстрировать самостоятельное обучение, умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям во время обсуждения; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации. Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе и в Интернете); способность к оценке и классификации данных; умение превращать информацию в знания, умение эффективно делиться полученным знанием; способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в ЕС и России. То же, что и при подготовке устного выступления (доклада), но плюс: способность к сравнительному анализу и синтезу; умение визуализировать полученные в рамках анализа данные | 10% 5% 10% |
Ответ на экзамене | Знание проблематики процессов европейской интеграции, умение прогнозировать перспективы взаимоотношений России и ЕС; способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи | 40% |
Итогo | 100% |
Раздел 2. Содержание курса
2.1. Организационно-методические данные курса.
Вид работы | Трудоемкость (в акад. часах) |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа | |
Лекции | |
Практические занятия/семинары | |
Самостоятельная работа | |
Проект (при наличии) | |
Курсовые работы (при наличии) | |
Рефераты (при наличии) | |
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии) | |
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.) | |
Виды текущего контроля (перечислить) | Тесты (3 контрольных среза), опросы по темам, оценки за презентации и работу с Интернет-источниками на семинарах, оценка участия в деловой игре |
Вид итогового контроля | экзамен |
2. 2. Тематический план курса
Наименование разделов и тем | дневная форма обучения* | |||
Количество часов (в акад. часах и/или кредитах) | ||||
Лекции | Практические занятия | Самостоят. работа | Всего часов по теме | |
Раздел 1. Региональная интеграция и ее европейское воплощение (наименование раздела) | ||||
Тема 1.1. Понятие региональной интеграции, ее цели и стадии Понятийный аппарат курса: понятия, цели, противоречия, стадии региональной интеграции. Виды региональных группировок | ||||
Тема 1.2. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е - 1980-е гг. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е 1980-е гг | ||||
Тема 1.3. Третий и четвертый этапы европейской интеграции: 1980-е- 2008 | ||||
Раздел 2. Институциональное устройство и политики ЕС (наименование раздела) | ||||
Тема 2.1. Институты ЕС и принципы их функционирования | ||||
Тема 2.2. Законодательство и бюджет ЕС | ||||
Тема 2.3. Отраслевые политики ЕС | ||||
Раздел 3. Основные направления деятельности ЕС Экономический и валютный союз | ||||
Тема 3.1. Экономический и валютный союз | ||||
Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности | ||||
Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия | ||||
Раздел 4. ЕС в мире | ||||
Тема 4.1. Расширение ЕС | ||||
Тема 4.2. ЕС в системе международных отношений в ХХI веке. | ||||
Тема 4.3. Отношения России и ЕС | ||||
Подготовка к экзамену | ||||
Итого по курсу: |
2.3. Содержание курса.
Раздел 1. Региональная интеграция и ее европейское воплощение.
Тема 1.1. Понятие региональной интеграции. Интернационализация, глобализация и интеграция. Задачи региональной интеграции, ее возможности и ограничения. Обзор интеграционных группировок мира и анализ выполняемых ими задач. Стадии региональной интеграции. Предпосылки европейской интеграции. Cовременные теории интеграции.
Лекция, семинар. Практическая задача: «Работа с Интернет-сайтами ведущих интеграционных группировок мира».
Тема 1.2. Первый и второй этапы европейской интеграции: 1940-е 1980-е гг. Послевоенное движение за единую Европу. Становление и быстрое развитие Европейских сообществ в 50-70 гг. Парижский договор о ЕОУС, Римские договоры о ЕЭС и Евратоме. Провал интеграции в политических сферах: провал планов создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества. Таможенный союз ЕС, общая сельскохозяйственная политика. Инициативы по завершению формирования сельскохозяйственной политики и созданию собственных средств Евросоюза. «Кризис пустого кресла» и Люксембургский компромисс. Валютный и энергетические кризисы 70-х годов, структурная перестройка хозяйства стран Запада. Застой и кризис европейской интеграции середины 70-х - середины 80-х.
Лекция, семинар. Конкретная ситуация «Отцы» европейской интеграции»
Тема 1.3. Третий и четвертый этапы европейской интеграции: 1990-е гг. - настоящее время.
Новая интеграционная динамика конца 80-х годов. Единый Европейский Акт, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры. Провал Конституции ЕС. Лиссабонский договор. Программа Единого внутреннего рынка - план Делора. Лиссабонская стратегия. Современные контуры ЕС. Вступление в ЕС новых членов в 1973 – 2007 гг. Отношения ЕС с третьими странами. Яундские и Ломейские конвенции, договор Котону, Барселонский процесс. Отношения ЕС и РФ. Отношения ЕС с США.
Лекция, семинар. Практическая задача «Работа с контурной картой»
Раздел 2. Институциональное устройство и политики ЕС
Тема 2.1. Институты ЕС и принципы их функционирования
Специфика политико-правовой природы Европейского союза. Институциональная система ЕС, ее эволюция и современное состояние. Принципы функционирования институтов ЕС (наднациональность, субсидиарность, межгосударственное сотрудничество). Проблема институциональной реформы (Конституция ЕС, Лиссабонский договор). Компетенции, состав и структура важнейших органов ЕС. Понятие «опор», степень коммунитарицазии различных направлений политики ЕС. Сферы компетенции ЕС. Процесс принятия решений в ЕС. Понятие права ЕС, его специфика и взаимодействие с национальным правом государств-членов. Принципы права ЕС и его источники. Виды законодательных актов. Бюджет Евросоюза, его доходы и расходы, финансовые учреждения ЕС. Проблемы бюджетной политики ЕС.
Лекция, семинар. Подготовка презентаций.
Тема 2.2. Законодательство и бюджет ЕС.
Процесс принятия решений в ЕС. Понятие права ЕС, его специфика и взаимодействие с национальным правом государств-членов. Принципы права ЕС и его источники. Виды законодательных актов. Бюджет Евросоюза, его доходы и расходы, финансовые учреждения ЕС. Проблемы бюджетной политики ЕС.
Лекция, семинар. Ролевая игра «Моделирование принятия решений в ЕС. Ролевая игра по проектам директив».
Тема 2.3. Отраслевые политики ЕС. Структурные и дополнительные политики. Исключительная и смешанная компетенция. Общая торговая политика ЕС, общий таможенный тариф, протекционистские инструменты. Общая сельскохозяйственная политика ЕС. Ее механизмы и место в современной стратегии Евросоюза. Научно-техническая политика ЕС, проблемы технологического отставания ЕС. Евросоюз в системе европейского научно-технического пространства. Энергетическая политика ЕС, европейский рынок энергоносителей. Региональные диспропорции в ЕС. Региональная политика Евросоюза, социальное и экономическое сплочение.
Лекция, семинар. Контрольная работа № 1.
Раздел 3. Основные направления деятельности ЕС.
Тема 3.1. Экономический и валютный союз.
История валютного сотрудничества в Европе XIV – XX вв. Причины и предпосылки создания Экономического и валютного союза ЕС. Общая экономическая политика, маастрихтские критерии. Пакт стабильности и роста, налоговая реформа. Единая денежно-кредитная политика ЕС, задачи и механизмы. Состав и функции Европейского центрального банка. Перспективы евро в качестве международной валюты. Зона евро и аутсайдеры. Позиция Великобритании. Переход новых стран – членов ЕС на евро. Евро в России. Интересы ЕС и России в данной сфере.
Лекция, семинар. Подготовка презентаций
Тема 3.2. Общая внешняя политика и политика безопасности.
Становление европейского политического сотрудничества, Западноевропейский союз. Трансформация ЕПС во второй половине 80-х годов и формирование общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Механизм разработки и осуществления общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Оценка субъектности ЕС в сфере обеспечения безопасности и внешней политике.Европейская политика безопасности и обороны. Цели и инструменты. «Совместные действия», общие позиции» и «общие стратегии» Евросоюза. Оборонная составляющая ЕС, отношения ЕС с НАТО. Новые институты, «петерсбергские задачи», оперативный потенциал ЕС. Борьба ЕС с международным терроризмом. Сотрудничество России и ЕС по политическим вопросам и вопросам безопасности. «Головная цель 2010».
Лекция, семинар. Контрольная работа № 2.
Тема 3.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
Формирование пространства. Амстердамский договор и реформа «третьей опоры». «Вехи Тампере». Гаагская программа. Пакт об иммиграции Саркози. Иммиграционная политика. Шенгенский кодекс о границе. Агентство ФРОНТЕКС. Борьба с организованной преступностью и терроризмом. Определение терроризма. Список террористических организаций. Правоохранительные ведомства ЕС. Европейский ордер на арест.
Конкретная ситуация «Запрос о европейском ордере на арест из Германии во Франции».
Раздел 4. ЕС в мире.
Тема 4.1. Расширение Европейского Союза.
Соотношение понятий «расширения» и «углубления европейской интеграции». Этапы расширения ЕС. Причины и особенности расширения ЕС на восток. Соглашения об ассоциации, их типология и структура. Копенгагенские критерии. Ход и результаты переговорного процесса. Афинский договор о вступлении. Реформы ЕС: сельскохозяйственная, региональная, институциональная. Перспективы расширения ЕС. Процесс ассоциации и стабилизации. Дискуссия о границах Европы. Последствия расширения ЕС для обеих сторон. Расширение ЕС и Россия, ключевые вопросы, перспективы развития отношения РФ с расширенным ЕС.
Конкретная ситуация «Турция: переговоры по вступлению в ЕС»
Тема 4.2. ЕС в системе международных отношений в ХХI веке.
Позиции ЕС в современном мире: демография, политика, экономика. Внешние отношения ЕС на современном этапе. ЕС и международные организации. Треугольник ЕС - США - Япония. Отношения ЕС и стран Латинской Америки. ЕС и АКТ. Средиземноморский союз. «Европейская политика соседства». Полувековые итоги развития ЕС и перспективы развития новом веке. Изменение архитектуры европейской интеграции.
Лекция, семинар. Подготовка презентаций
Тема 4.3. Отношения России и Европейского Союза.
Отношения между СССР, СЭВ и Европейскими сообществами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Состояние и проблемы экономического сотрудничества России и ЕС. Торговый режим, отраслевые соглашения. Концепция общих пространств. Дорожные карты. Энергодиалог России и ЕС. Проблема нового Договора между Россией и ЕС. Перспективы, формы и границы дальнейшего развития отношений России и ЕС. Проблемы и противоречия. Стратегические интересы сторон.
Лекция, семинар. Ситуационный анализ: «Итоги саммита Россия-ЕС». Контрольная №3.
2.4.Самостоятельная работа слушателей
Виды самостоятельной внеаудиторной работы.
Cамостоятельное изучение разделов курсов, повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к текущему контролю, подготовка презентаций в Power Point, работа с контурными картами