Поверхностный электростатический потенциал не




Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см. вокруг ВДТ по электрической составляющей должна быть не более

в диапазоне частот 5 Гц - 2 кГц 25 В/м

в диапазоне частот 2 - 400 кГц 2,5 В/м

Плотность магнитного потока должна быть не более

в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц 250 нТл

в диапазоне частот 2 - 400 кГц 25нТл

Поверхностный электростатический потенциал не

должен превышать 500В

 

Таблица 12

Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМ

Оптимальные параметры   Допустимые параметры  
температура оС относительная влажность, % температура оС относительная влажность, %
       
       
       

 

Примечание: Скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с

 

 

Таблица 14

Допустимые нормы вибрации на всех рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ,
включая учащихся и детей дошкольного возраста.

  Допустимые значения оси X, Y  
Среднегео­метрические частоты октавных полос Гц по виброускорению   по виброскорости  
  мс-2 дБ мс-1 дБ
  5,3x10   4,5x10  
  5,3x10   2,2x10  
  5,3x10   1,1x10  
  1,0x10   1,1x10  
31,5 2,1x10   1,1x10  
  4,2x10   1,1x10  
Корректированные значения и их уровни 9,3x10   2,0x10  

 

Таблица 15

Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ и ВДТ

  Высота над полом, мм
Рост учащихся или студентов в обуви, см поверхность стола пространство для ног, не менее
116-130    
131-145    
146-160    
161-175    
выше 175    

 

Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

 

Таблица 16

Основные размеры стула для учащихся и студентов

  Рост учащихся и студентов в обуви, см.  
Параметры стула 116-130 131-145 146-160 161-175 выше 175
Высота сиденья над полом, мм          
Ширина сиденья, не менее, мм          
Глубина сиденья, мм          
Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм          
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм          
Высота линии прогиба спинки, не менее, мм          
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм     20-50    
Угол наклона сиденья, °     0-4    
Угол наклона спинки, °     95-108    
Радиус спинки в плане, не менее, мм          

 

Таблица 17

Время регламентированных перерывов
в зависимости от продолжительности рабочей смены

  Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ Суммарное время регламентированных перерывов мин.  
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ группа А, количество знаков группа Б, количество знаков группа В, часов при 8-ми часовой рабочей смене при 12-ти часовой рабочей смене
I до 26000 до 15000 до 2,0    
II до 40000 до 30000 до 4,0    
III до 60000 до 40000 до 6,0    

 

Примечание: Время перерывов дано при соблюдении требований настоящих Санитарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих Санитарных правил и норм, время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

 

А12. Режимы труда и отдыха

 

А12.1. Параметры функционального состояния оператора

Функциональное состояние человека есть комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые определяют выполнение рабочих операций.

Для выявления специфики функционального состояния используются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и др. систем. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы.

В качестве примеров традиционно исследуемых параметров функциональных состояний следует назвать утомление, монотонию, психическое пресыщение, напряженность и различные формы стресса (рис. 2 (II).

 


 
 


Рис. 2 (II). Функциональные состояния оператора


 

А12.2. Утомление

Чаще всего встречается определение утомления как временного снижения работоспособности под влиянием нагрузки. При этом принципиально различны физическое и умственное утомление, утомление острое и хроническое. Утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения прежде всего вследствие продолжительности работы.

Если для умственного утомления характерным являются изменения в сенсомоторной сфере и сопутствующие им субъективные ощущения, то физическому типу в большей степени присущи симптомы психического истощения, в первую очередь сдвиги в восприятии, памяти, внимании и мышлении.

Однако, полной системы связей между отдельными аспектами трудовой деятельности и производственной средой пока не выявлено.

Следует сказать, что человек в состоянии самостоятельно, "изнутри" описать характер и интенсивность собственного утомления. Это используется в субъективных методах.

Однако, не существует стандартизированного метода, позволяющего надежно сравнить степень нагрузки и утомления в различных видах труда.

Утомление являет собой довольно растяжимое понятие, для которого не существует одномерного определения. Многие исследователи рассматривают утомление как реакцию на любой вид физического и психического напряжения, которая проявляется в виде обратимого сокращения производительности человека или его органов. Причины и проявления утомления можно описать с помощью трех основных понятий:

1) Нагрузка: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки;

2) Спад работоспособности: утомление ведет к сокращению психической работоспособности;

3) Обратимость: утомление обратимо, т.е. его влияние носит временный характер и после отдыха восстанавливается.

Утомление может возникать в разных формах. Следует тщательно оценить вид утомления, которому подвержен пользователь, и ожидаемую интенсивность проявления этого утомления.

Различают следующие виды и причины утомления пользователя:

 

Виды утомления Его причины
зрительное нагрузка зрительной системы при работе за терминалом
мышечное преобладание статической нагрузки мышц
общее общая психическая нагрузка и темп работы
психическое перенапряжение памяти, нагрузка на восприятие, мышление, эмоциональная сфера и т.п.
хроническое комбинированное действие нескольких видов утомления
субъективное чувство длительное воздействие информационного потока при работе за компьютером

 

Когда оценивают степень утомления по уровню продуктивности, обоснованным выглядит утверждение, что между уровнем утомления и изменениями в продуктивности существует непосредственная связь. Для исследований утомления пользователя при работе с дисплеем выделены следующие феномены:

а) понижение способности приема зрительных сигналов, сокращенная скорость восприятия, ошибки в интерпретации сигналов;

б) пониженное внимание и его концентрация, повышенная частота ошибок, большие колебания продуктивности;

в) ухудшенная глазодвигательная координация.

Однако, часто бывает так, что не наблюдается никакого сокращения продуктивности и увеличения числа ошибок, хотя у пользователя отчетливо проявляется чувство утомления.

 

А12.3. Монотония и психическое пресыщение

Монотония и психическое пресыщение являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и сладами. Первым следствием утомления является снижение выполнения, а монотонности - колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается, главным образом, повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т.д.). Очень важно померкнуть, что размежевание психического насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммированно действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах.

 

А12.4. Напряжение

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности - необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго, определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют моего длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действии;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перезагрузка информацией;

11) конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

 

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые, преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

 

Напряжение Причина возникновения
Интеллектуальное напряжение Частое обращение к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение Неоптимальные условия деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония Однообразие выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
Политония Необходимость переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение Повышенная нагрузка на двигательный аппарат человека. Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания Необходимость поддержания готовности рабочих функции в условиях отсутствия деятельности
Мотивационное напряжение Борьба мотивов, выбор критериев для принятия решения
Утомление Временное снижение работоспособности, вызванным длительной работой.

 

А12.5. Стрессогенная ситуация

Стрессогенная ситуация предъявляет человеку требования, воспринимаемые им либо как превосходящие его возможности ответить на них, что ведет к дистрессу (форма стресса, отражающая негативное психическое состояние субъекта), либо как соответствующие его возможностям. Большую роль играет субъективная значимость ответа и его последствий (положительная или отрицательная). Именно это обуславливает влияние функционального состояния на мотивацию деятельности в сложной обстановке.

Выделяются три стадии стресса*. Первая стадия —стадия тревоги: мобилизация адаптационных возможностей организма. Но ни один организм не может постоянно находиться в этой стадия: если он выживает, а стрессор продолжает действовать, то начинается сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживающее не отличающееся от нормы существование организма — это вторая стадия, стадия резистентности. В том случае, когда мобилизованная адаптационная защитная активность организма все же не прекращает действия стрессора (стрессогенного воздействия), начинают действовал” имеющиеся в организме программы функциональной перестройки в целях поддержания соответствия состояния организма экстремальной ситуации. Это стадия истощения, третья стадия, и для нее характерно часто болезненное состояние организма с тенденцией к снижению работоспособности. Высокая мотивация в этот период может поддержать и работоспособность, но такая сверхмобилизация у больных и немолодых людей может обострить скрытые заболевания, вызвать новые болезни. Разъясняя психофизиологические механизмы такого рода действия стресса, Г. Сельс предложил выделять поверхностную и глубокую энергию адаптации: первая доступна по первому требованию и восполняется за счет второй, глубокой, последняя мобилизуется за счет адаптационной перестройки организменных гомеостатических механизмов, — ее истощение неотвратимо ведет к гибели, либо к старению и гибели, так как предполагается ограниченность адаптационных резервов организма.

В целом на первой стадии стресс формирует функциональное состояние, возбуждающее, в свою очередь, мотив действия — устранить действие стрессора, внутреннюю мотивацию, побуждающую человека к адаптивному действию. На второй стадии уже мотивация (внутренняя или внешняя) может оказать компенсирующее воздействие на функциональное состояние для поддержания работоспособности. На третьей стадии сигналы организма на несбалансированность стрессогенных воздействий следует рассматривать как призывы о помощи, которая может прийти только извне, в виде поддержки какого-либо рода, либо устранения стрессора. Таким образом на первой стадии стрессор может рассматриваться как мотиватор деятельности, на второй - его действие нейтрализуется мотивацией извне, на третьей — он тормозит либо полностью парализует деятельность.

Эти выводы соответствуют известному в психологии закону Йеркса-Додсона о существовании оптимума мотивации для выполнения задач определенной степени сложности. Но существует много вопросов: неясно, как определить границу между стрессом, способствующим или хотя бы не препятствующим деятельности человека и дезорганизующим ее, до каких пределов может напрягать субъект свои функциональные возможности без срыва деятельности? Мало изучены ситуации длительного стрессового воздействия. Тем не менее исследования функциональных состояний индивидов в стресс-ситуациях продолжаются. Для диагностики этих состояний используются следующие, наиболее характерные проявления стресса: изменения умственной деятельности и характера восприятия действительности; изменения эмоциональных проявлений; изменения в характере волевых проявлений, в общении и поведении.

Стресс-факторы могут оказать значительное влияние на характер мышления, как неблагоприятное (на механизмы целеполагания, ценностные ориентации, память, направленность решений, вызвать "деформацию" личности), так и благоприятное. Позитивные изменения в мышлении имеют прежде всего адаптационно-защитное значение, направлены либо на овладение стрессогенной ситуацией, либо на приспособление к ней. Такого рода данные могут быть использованы для диагностики функциональных состояний и прогноза мотивов действий. Активизация мыслительных процессов при стрессе, ясность мышления, его логическая стройность способствуют выявлению истинной направленности интересов личности, позитивной или негативной, с учетом внешней мотивации, при этом направленность может быть устремлена либо вовне (экстраверт), либо вовнутрь (интраверт). У первого это реализуется в чрезвычайной ситуации в активных поисках выхода либо для всех (положительная социальная направленность), либо только для себя, иной раз даже в ущерб другим (отрицательная социальная направленность), у второго же это уход в себя, но опять-таки либо с интенсификацией мышления, творческой активности, обострением интуиции и т.п„. либо уход от решения проблем вообще (снижение мыслительной активности, непроизвольное включение в действие некоторых физиологических механизмов типа нарколепсии, обмороков, амнестических состояний). Развитие стрессовых трансформаций мышления может привести к большим негативным изменениям в психику, в том числе в восприятии действительности: исследования проведенные, в частности, при подготовке человека к полетам в космос, показали, что при первичном пребывании в невесомости некоторые испытуемые вначале ничего не видели, у них отмечались мимические реакции испуга, размывание предметов, сдвиг ориентиров, ошибки памяти*. Все это искажало регуляционно-мотивационную функцию психического и, соответственно, отражалось на поведении испытуемых и результатах их деятельности.

 

А13. Безопасные и безвредные условия труда

А13.1. Инженерно-психологические аспекты охраны труда

Правильная организация труда операторов предполагает (среди других вопросов) создание безопасных и безвредных условий труда.

В соответствии с ГОСТ 12.0.002 -80 безопасность труда определяется как состояние условий труда, при котором отсутствует производственная опасность. Последняя определяется как возможность воздействия на человека опасных и вредных факторов. Разграничиваются эти понятия следующим образом. Опасным считается такой фактор, воздействие которого приводит к несчастному случаю или травме работника, а вредным – фактор, приводящий к заболеванию. Разумеется, различия между обеими группами факторов довольно условны.

Факторы производственной опасности подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические, психофизиологические. Первые три группы включают воздействия, оказываемые производственной техникой и рабочей средой. Психофизиологические факторы характеризуют изменения состояния человека под влиянием тяжести и напряженности труда. Включение их в систему факторов производственной опасности обусловлено тем, что чрезмерные трудовые нагрузки в итоге также могут привести к заболеваниям. В этом отношении действие различных групп факторов в конечном итоге принципиально одинаково, Психофизиологические факторы делятся на физические и нервно-психические перегрузки. Физические включают статические, динамические перегрузки и гиподинамию. Нервно-психические перегрузки подразделяются на умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов. В табл. Ф приведены критерии тяжести нервно-психологических нагрузок.

ГОСТ[N18] 12.0.001-82 Система стандартов безопасности труда. Основные положения

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

 

 


 

Таблица Ф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: