Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины




Вопросы по предмету

Сущность и содержание теории управления. Новая парадигма организации управления в России.

Теоретические основы менеджмента и его современное состояние. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

Цели и функции теории управления. Логика развития управления.

Деятельность менеджера, ее виды. Функциональное разделение управленческого труда. Роли менеджеров. Мастерство менеджера.

Исторические силы и их влияние на менеджмент. Классическое направление менеджмента; научный менеджмент; концепция бюрократической организации; концепция административных принципов.

Гуманистический менеджмент. Новейшие исторические тенденции в развитии теории управления.

Характеристика и основные особенности внешней среды. Взаимоотношения «организация – внешняя среда».

Внутренняя среда организации. Корпоративная культура и ее влияние на корпоративную эффективность.

Концептуальные, технические и человеческие навыки в деятельности менеджера. Уровни менеджмента в организационной иерархии.

Роли менеджера в различных концепциях. Модели компетентности менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру в XXI веке.

Социальная ответственность в бизнесе. Факторы, определяющие этический выбор.

Социальная ответственность корпораций. Управление этикой и социальной ответственностью.

Миссия и цели организации, их значимость. Иерархия целей. Стадии процесса выработки целей.

Типы и модели планирования. Разработка перспективных и текущих программ и планов. Вариантность плановых решений.

Понятие, сущность и задачи стратегического менеджмента. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности организации.

Типы стратегий бизнеса. Шаги определения стратегий. Выбор стратегии. Выполнение стратегии.

Процесс стратегического менеджмента по различным уровням организации. Инструменты внедрения стратегий.

Различные типы решений и проблем в организации. Модели принятия решений: классическая и административная.

Этапы процесса принятия решений. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений.

Типы организации по взаимодействию с внешней средой: механистическая, органическая, их характеристика и связь с целями компании.

Типы организации по взаимодействию подразделений: традиционная, дивизиональная, матричная. Достоинства и недостатки различных типов организации. Новые типы организаций, действующих в информационной среде.

Типы организации по взаимодействию с человеком: корпоративная, индивидуалистская; их характеристики.

Структура организации и достижение стратегических целей. Влияние ситуационных факторов на формирование структуры.

Организационные изменения и развитие. Типология изменений. Управление изменениями.

Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения. Роль менеджера в разрешении конфликтных ситуаций.

Социально-психологические факторы трудовой деятельности. Стратегические цели управления человеческими ресурсами.

Привлечение, формирование и сохранение эффективной рабочей силы. Поиск и отбор новых сотрудников. Обучение и аттестация сотрудников и организаций. Современные системы вознаграждения.

Многообразие современной рабочей силы. Выгоды и издержки многообразия рабочей силы в организации. Установление в организации новых взаимоотношений.

Природа лидерства. Руководитель организации. Модель влияния руководителя на подчиненного. Характерные черты руководителя.

Стиль руководства. Подход с позиции личных качеств: автократический и демократический типы лидеров.

Развитие индивидуальных навыков влияния. Трансакционные, харизматические, трансформирующие, интерактивные и сервисные лидеры.

Стиль руководства: поведенческий подход (исследование внимания к подчиненным и внимания к производству).

Стиль руководства: ситуационные подходы (теория Ф. Фидлера, теория Т. Херси и К. Бланчарда, теория «пути – цель»).

Концепция мотивации. Основы мотивации: традиционный подход, подход с позиции человеческих отношений, подход с позиции человеческих ресурсов.

Теория содержания мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда.

Теория процессов мотивации: теория справедливости, теория ожидания. Мотивационная теория подкрепления.

Наделение властью – новая тенденция в мотивации работников, ее значение. Условия применения новых мотивационных программ.

Понятие коммуникаций, их система, виды и особенности. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.

Воздействие межличностных факторов на коммуникации. Барьеры в коммуникационном процессе.

Формальные и неформальные коммуникации. Управление организационными коммуникациями.

Управление организацией с помощью команд. Командные процессы. Преимущества и недостатки работы команд.

Развитие индивидуальных навыков коммуникации. Типы поведения и роли членов организации.

Процесс контроля. Время осуществления основных видов контроля. Этапы процедуры контроля.

Традиционный и децентрализированный подходы к контролю качества. Управление тотальным качеством – программы, методы, приемы.

Стержневая система управленческого контроля. Финансовый контроль на уровне высшего менеджмента. Финансовые балансы. Финансовый анализ. Финансовый аудит.

Бюджетный контроль на уровне среднего звена управления. Операционные бюджеты. Тенденции развития финансового контроля.

Новая организация – обучающаяся. Дизайн обучающейся организации.

Понятие государственного управления. Сущность управляющего воздействия. Специфика государственного управления.

Функциональная и организационная структура государственного управления. Специфические особенности государственных организаций.

Специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента. Затраты на управление.

Системный подход. Исследование систем управления и их проектирование.

 

Вопросы к экзамену

Предмет управления. Управленческая деятельность: признаки, формы, механизмы.

Социально-экономические и теоретические предпосылки развития теории управления.

Основные понятия и принципы системного подхода в анализе управленческих процессов.

Макс Вебер. Теория бюрократии.

Фредерик Тейлор. Принципы научного менеджмента.

Анри Файоль. Общее и промышленное управление.

Идеи научной организация труда в России.

Теория "человеческих отношений". Социальные предпосылки возникновения и развития.

Основные положения теории "человеческих отношений".

Становление и развитие управления как науки.

Основные школы управленческой мысли и их краткие характеристики.

Управление как философская категория, природа и краткая характеристика.

Понятие и классификации функций управления.

Сущность и функции обратной связи в системе управления.

Авторитарная система управления.

Демократическая система управления.

Тоталитарная система управления.

Общая характеристика традиционных типов организационных структур управления.

Основные подходы в совершенствовании управления социально-экономическими системами.

Признаки управленческой деятельности.

Субъект управленческой деятельности. Виды субъектов управления.

Управленческая иерархия: уровни и особенности функционирования.

Делегирование полномочий и ответственности.

Объект управления. Гомогенные и гетерогенные организации. Социотехнические организации.

Взаимосвязь объекта и субъекта управления. Механизмы прямой и обратной связи.

Цикличность управления.

Иерархичность управленческих систем.

Саморегулирование и самоорганизация. Взаимодействие и соотношение регулятивных процессов в организации.

Понятие оптимального управления. Обобщенный критерий управления.

Информационный характер процессов управления в социально-экономических системах. Влияние достоверности информации на эффективность и качество управления.

Содержание и особенности целей управления. Многокритериальность целей управления. Структура и технология анализа целей управления.

Понятие и классификация функций управления.

Общая характеристика методов управления. Экономические, организационные, социальные и правовые методы управления.

Сила, власть и авторитет как способы управленческого воздействия. Соотношение и взаимосвязь способов воздействия. М. Вебер об основных источниках власти в организации.

Легитимность власти. Легитимность харизматической власти. Легитимность традиционной власти. Легитимность легальной власти. Принудительная и добровольная власть. Власть и социальная иерархия.

Стремление к власти и избегание власти. Конфликты по поводу власти. Власть и ответственность. Власть и социальные санкции.

Значение коммуникации в управлении. Виды коммуникаций. Элементы процесса коммуникаций. Этапы процесса коммуникаций.

Обратная связь и преграды коммуникаций. Принципы связи и передачи информации в организационных системах.

Типы коммуникативных структур и их эффективность. Преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации, способы преодоления барьеров коммуникативного процесса.

Процесс выработки и принятия решений. Фазы стандартного процесса принятия решений.

Виды решений.

Практика принятия управленческих решений.

Оценка эффективности принятого решения. Принятие решений на основе современных информационных технологий.

Суть и содержание функции организации.

Бюрократические структуры управления.

Проектирование работ и распределение функциональных обязанностей.

Сущность и смысл контроля. Масштаб допустимых отклонений.

Внутренний контроль: его формы и средства реализации.

Системы отбора управленческого персонала: выборность и назначаемость.

Методы отбора управленческого персонала (собеседование, анкетирование, тестирование, аттестация и др.) Внешние и внутренние источники отбора управленческого персонала.

Особенности функционирования управленческих структур государственных и муниципальных органов власти.

Нововведения как объект управления. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта.

Барьеры и ограничения инновационного процесса. Способы преодоления сопротивления инновациям.

Определение рисков инновационного процесса. Методы уменьшения рисков инновационной деятельности.

Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления организацией.

Основные принципы подхода к управлению, направленного на успех.

Разработка моделей факторов, влияющих на успех организации. Внутренние и внешние ситуационные переменные, влияющие на успех. Интегрированная оценка взаимосвязей ситуационных переменных и функций управления.

Сущность и функции менеджмента, его место в системе рыночных отношений.

Виды мотивации предпринимательской деятельности и менеджмента в России.

Менеджмент и управление: общие черты и отличия этих понятий.

Соотношение понятий «менеджмент» и «бизнес». Их взаимодействие.

Соотношение понятий бизнесмен, менеджер, предприниматель.

Характеристика тенденций развития менеджмента.

Адаптация как краеугольный камень современного менеджмента.

Общая характеристика функций менеджмента.

Инструменты управления.

Организация работы в фирме. Системный подход к организации и управлению.

Открытые и закрытые системы.

Коммуникационный процесс.

Стратегическое планирование.

Текущее планирование и характеристика процесса реализации стратегии.

Оценка деятельности организации.

Правила принятия решений.

Этапы рационального разрешения проблемы.

Правила риска.

Внутренняя среда организации. Общая характеристика организации и ее переменных.

Характеристика целей организации

Характеристика структуры организации.

Характеристика задач организации.

Характеристика технологий организации.

Люди, как центральный фактор модели управления.

Концепция организации.

Внешняя среда в бизнесе. Системный подход.

Среда прямого воздействия.

Среда косвенного воздействия.

Менеджер: личностные качества, организация работы с подчиненными.

Создание системы мотивации труда.

Контроль за деятельностью подчиненных.

Этика и психология делового общения.

Психология менеджмента.

Управление конфликтами.

Сущность менеджмента. Менеджмент как самостоятельная область знаний.

Основные категории менеджмента.

Основные закономерности и принципы менеджмента.

Классификация функций управления. Общие функции менеджмента как составные части процесса управления.

Частные функции управления, их профессиональная направленность.

Методология изучения функций управления в организации.

Подходы к разработке миссии как главной цели организации.

Иерархический характер системы целей фирмы и использование ее при разработке стратегических планов.

Управление по целям.

Сущность и функции рыночного планирования.

Стратегическое планирование, его цели и задачи.

Текущее планирование и его организация.

Организация как система управления.

Организационные отношения в системе менеджмента.

Виды организационных структур управления.

Первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Роль функции контроля в процессе управления.

Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Этапы процесса контроля и его эффективность.

Коммуникационный процесс: сущность, основные элементы, этапы.

Коммуникационные стили.

Невербальные коммуникации в менеджменте.

Теория лидерских качеств и Я – концепция. Общее и различия в оценке личности лидера.

Концепция лидерского поведения. Стили управления.

Диагностика лидерских качеств студента-лидера.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: