КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ НОВОГО ЦАРСТВА




 

Наземный храм является распространенным типом монументальной архитектуры и состоит из четырех основных частей, расположенных по одной композиционной оси 1) аллеи сфинксов или овнов; 2)перистильного двора,3) гипостильного зала, 4) святилища. К существующим дворам добавляются новые с новыми пилонами превращаются в крытые залы.

Общими чертами являются композиционное развитие по одной оси, начинающейся на подступах к нему и заканчивающейся святилищем.

Характерная черта храмов Нового времени – постепенность перехода от внешнего пространства к внутреннему, интерьеру. Первая часть храма – аллея сфинксов, ограничена ритмом скульптур. Композиционная задача аллеи - психологическая подготовка зрителя к вхождению в храм, созерцание хранящегося в нем фетиша, формирование религиозной процессии, выстраивание ее участников вдоль композиционной оси храма, по которой им предстоит двигаться.

Следующая часть – внутренний двор, ограниченный стенами, башнеобразными пилонами и портиками, обрамлявшими его с двух, трех, четырех сторон.

Это промежуточное пространство между окружающей природой и собственно интерьером.

Далее располагался крытый гипостильный зал – пример многоколонного зала с использованием «базиликального разреза». Здесь решалось несколько задач: интерьер получал естественное освещение через решетчатые окна, расположенные между перепадами кровли (окон в боковых стенах не было), светом, большой высоты колонн, более широкими интерколумниями выявлялась главная композиционная ось, ведущая от аллеи сфинксов к святилищу, расположенному за гипостильным залом. По мере движения внутрь храма его пространство сужается и затемняется, уровень пола повышается, уровень плафонов понижается.

Такое уменьшение и затемнение пространства проводилось не плавно (перетекание пространства отсутствует), а четко выделенными ступенями в соответствии с законченными внутри себя частями храма (аллея сфинксов, перистильный двор, гипостильный зал, святилище). Социальная иерархия, пронизывавшаяся египетское общество, давала право входа в различные части храма определенные слоям населения. Одни входили только во внутренний двор, преодолев первую преграду - массивные входные пилоны, другие обладали правом входа в крытый зал, и только жрецам было доступно святилище – конечный пункт и кульминация движения по оси храма.

Смысл частей храмов состоит в нагнетании эмоционального напряжения и участников процессии перед очередной композиционные преграды (пилоны или вход в гипостильный зал)и дальнейшим разрешением этого напряжения, когда зритель оказывался на следующей ступени храма.

Таким образом, в архитектуре египетских храмов последовательно организовывалось сценарий «движение-восприятие», ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕТВЕРТОГО ИЗМЕРЕНИЯ – ВРЕМЕНИ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ЗРИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЕМ И СЦЕНАРИЕМ ЭМОЦИИ, НАСЛАИВАЕМЫЕ В СЛОЖНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ.

За главным фасадом следует анфилада полуинтерьерных помещений (внутренние дворы) и интерьерных пространств (крутые залы, святилища). Пространство гипостильного зала довольно тесное и загроможденное колоннами. Каменные стоечно-балочные конструкции не позволяли добиться больших проемов (не более 4,5 м в зависимости от вида камня. Интерколумнии боковых нефов в нижней части иногда равнялись диаметру колонн, а в центральных более высоких нефов могли доходить до 1,5-2,5 диаметров.

Интерьер гипостильного зала зрительно как бы распадался на множество перпендикулярных друг другу коридоров, где диагональные обзоры затруднялись, единовременное восприятие всего пространства невозможно.

Последняя часть храма - Святилище - помещение без окон, в котором находится какой-нибудь фетиш (изображение священной ладьи) Обычно культовое действие представляло торжественный вынос жрецами этого фетиша для показа и поклонения молящимся.

Египетская религия трактовала храм как микрокосм, воплощающий представления о вселенной или потустороннем мире. Культовая архитктура Древнего Египта символична и изобразительна одновременно. В храмах колонны изображали обычно окружающие природные формы растений – лотосы, парпирусы, пальмы, изобразительны были и капители и стволы.

Центральные и более высокие нефы и соответственно главная композиционная ось – путь к святилищу выделяются капителями в виде распустившихся цветков папируса, колонны боковых нефов имеют капители в виде нараскрывшихся бутонов Гипостильный зал в целом изображал священную рощу, а предшествующий ему перистильный двор являлся как бы ее опушкой. Плафон зала окрашивался в синий цвет, расписывался звездами, летящими птицами, символизировал небо. Налицо тенденция визуальной дематериализации изобразительными мотивами и цветом архитектурных форм. Все части храма покрывались тонким слоем грунта, скрывающими швы каменной кладки, окрашивались в яркие цвета (красный, синий, зеленый). Структурно дематериализующую роль играли рельефы, покрывающие колонны, стены, входные пилоны.

Наряду с барельефными изображениями египтяне использовали технику врезанного рельефа, имеющего углубленные в архитектурную поверхность контуры. Моделирование рельефа производится как бы изнутри самой архитектурной массы (наружные точки изображений совпадают с плоскостью стены)

Техника врезанного рельефа эффектна при ярком солнечном освещении или точечном искусственном свете ночью, при свете факелов., при движении процессии изменялся характер теней этих рельефов, изображения как бы оживали.

Главными святилищем Египта Был храм Амона-Ра в Карнаке. В египетском культе день зимнего солнцеворота (22 декабря) являлся главнейшим религиозным событием – днем рождения солнечного божества. В связи с этим ось храма совпадала с центором восхождящего солнца. В основе архитектурно-культового сценария был заложен эффект «рождения солнца в интерьерах храма». Лучи солнца, поднимающиеся из-за восточных скал, освещали сначала вершины обелисков, на которых изображены Амон-Ра (солнце встречалось сосвоим изображенем. Затем солнечные лучи проникали в храм через его восточный проем, попадая в наиболее темную часть анфиладной оси-святилище, засавляя вспыхнуть золотым цветом выставленный на алтаре главный фетиш храма – золотую ладью, на которой, согласно легенде, солнечное божество совершает свой дневной путь по небу. Так реальное солнце встречалось со своим культовым символом. Этот момент был кульминацией задуманного зодчими и жрецами сценария храма.

Далее от святилища горизонтальный солнечный луч пронизывал всю анфиладу залов, дворов, аллеи сфинксов. Позже поднимающееся солнце уходило своими лучами обратно в храм, зажигая покрытые серебром плиты мощения зала. Композиционную идею храма можно трактовать и как обрамление божественного солнечного луча архитектурно-скульптурными формами.

Храм в Абу-Симбеле – вырубленная на 50 метров длины пещера в кале по традиционной схеме: пилон с сидящими)-метровыми колоссами фараона, первый пещерный зал, разделенный на три нефа столбами, заменяющий наземные гипостильные залы, второй пещерный храм, святилище. Внутрннее пространство последовательно затемняется по направлению к святилищу Это также архитектурная обстройка солнечного луча, который выхватывает из мрака пещеры священные статуи. Архитектурно-культовый сценарий был сценарием освещения фасада и интерьеров храма.

Первые лучи солнца освещали последовательно верхнюю часть фасада со скульптурным фризом из павианов, приветствующих светило, затем лучи солнца освещают статуи Рамзеса и проникают в интерьер храма, В зависимости от времени года освещается определенная часть храма, только дважды в году (весной и осенью) лучи солнца достигают торцовой стены святилища, перед которой расположены сидящие статуи трех богов: Птаха, Амона, Ра-Гаракти, и находящегося в центре обожествляемого Рамзеса. Планировка храма устроена так, что Птах, связанный с подземным царством, оставался в тени, а солнечные боги в зависимости от даты поодиночке или по двое. Особенный эффект достигался проникновение солнечных лучей в недра земли и выхватывание из мрака в заданный день и час священных статуй, в том числе и скульптуры Фараона (божественный свет везде может найти того, кто отмечен божественным началом.

Культовые интерьеры позднего и эллинистического Египта продолжают традиционные композиционные приемы храмов Нового царства с использованием отдельных новшеств

Греческое и римское влияние проявляется главным образом в декоративных приемах, используется сложная «композитная» капитель – распустившийся колокольчик папируса, окруженный египетскими пальметтами, расчленяющими капитель на несколько ярусов. Многие храмы напоминают античный периптер, отличается закрытыми боковыми сторонами входного портика и угловыми пилонами вместо колонн в задней части.

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

 

В монументальном строительстве использовался камень(известняк, песчаник, гранит, для облицовки –алебастр) Камни клались без связующего раствора, иногда скреплялись скобами в видк ласточкина хвоста. Перед укладкой гладко обрабатывались только «постели», лицевые стороны обрабатывались толкь после окончания строительных работ. Рядв кладки имел разную высоту камней,, камень покрывался тонким слоем грунта и расписывался. Возводились так же ложные своды, зачточные типы клинчатых сводчатых конструкций из 2-3 плит. Коробовые своды строились из глины (кирпича-сырца), строители обходились без кружал, в конце Нового царства применялся обоженный кирпич).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: