ТЕМА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ОТДЕЛА




Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает тесно взаимосвязанные между собой отделы – центральный и периферический.

Неразрывно связанные и взаимодействующие под ведущим и регулирующим воздействием ЦНС, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль.

Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из подкорковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Корковые центры.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий мозга. Однако некоторые участки имеют преимущественное значение в образовании речи.

Левая лобная доля. Осуществляет функцию планирования, программирования и контроля речемыслительной деятельности. При поражении нарушается произвольная регуляция двигательных функций (динамическая афазия).

Центр Брока – участок к.г.м., расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария (правши). Обеспечивает моторную организацию речи. Поражение центра БРОКА проявляется в невозможности произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт.

Теменная доля коры с вязана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. При ее поражении наблюдаются расстройства координации и управления различными движениями (апраксия) (нарушение ощущений, отбора, переключения с одного движения на другое).

Височная доля коры с вязана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении нарушается фонематический слух, слухоречевая память.

Центр Вернике – участок к.г.м., расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (правши). Обеспечивает процесс восприятия устной речи. При поражении возникают дефекты фонематического слуха.

Фонематический слух – способность различать звуковой состав слова, предшествует формированию устной речи, письма, чтения. Потеря фонематического слуха ведет к недоразвитию языковой системы в целом.

Затылочная доля коры является зрительной областью. При поражении левой зрительной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия). Наблюдаются специфические нарушения чтения и письма.

Подкорковые узлы. Подкорковые (базальные) узлы (центры, ядра) представляют собой большие скопления нервных клеток, расположенных в массе белого вещества больших полушарий головного мозга. Базальные узлы вместе с другими образованиями нервной системы составляют экстрапирамидальную систему. Подкорка отвечает за быстроту, точность, дифференцированность мышечных сокращений. При ее поражении возникают грубые нарушения мышечных функций (патологическое изменение мышечного тонуса, сопровождающиеся гиперкинезами).

Мозжечок является генератором ритма, отвечает за координацию движений. При поражении мозжечка отмечается особая скандированная речь.

Ствол мозга.

Ствол мозга состоит из большого числа клеточных скоплений – ядер и проводников. Ядра ствола дают начало черепно-мозговым нервам, которые иннервируют органы периферического речевого аппарата и находятся в продолговатом мозге.

Проводящие пути мозга.

Таблица 1. Проводящие пути мозга.

ЧМН   Иннервируют Нарушения при поражении
5 пара ЧМН. Тройничный нерв мышцы нижней челюсти. Нарушаются движения нижней челюсти. На стороне поражения – щека свисает, сглажена носогубная складка, опущен угол рта.
7 пара ЧМН. Лицевой нерв иннервирует мимику лица, мускулатуру губ, щек, шеи. Нарушается артикуляция звуков: лабиализованных гласных, губно-губных, губно-зубных согласных.
9пара ЧМН. Языкоглоточный нерв   иннервирует мягкое небо, корень языка, частично голосовые связки, надгортанник Парез, паралич указанных мышц.
10 пара ЧМН. Блуждающий нерв имеет общее ядро с языкоглоточным нервом, иннервирует дыхательную мускулатуру. Нарушение фонации, артикуляции.
12 пара ЧМН. Подъязычный нерв   иннервирует почти всю мускулатуру тела языка. Парез, паралич языка.

Практическое задание:

Перечислите отделы центрального речевого аппарата. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО

РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового, артикуляционного.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами, трахеей, межреберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой.

Легкие представляют своеобразные меха, наполненные воздухом, которые состоят из отдельных эластических сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.

Грудная клетка - к ее стенкам плотно примыкают легкие.

Сокращением сильных наружных межреберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе).

Диафрагма - мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется и, опускаясь вниз, освобождает место для легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох).

Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник и через него на диафрагму - содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыхании вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе. Произнесение звуков тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена).

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Типы дыхания

Дыхание, осуществляемое движениями грудной клетки, называется грудным.

Дыхание, производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц - диафрагмальным, или брюшным.

Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха).

У некоторых детей наблюдается верхнегрудное, или ключичное дыхание (при нем поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки легких). Этот тип дыхания вреден для здоровья.

ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ

Голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей, подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц.

Главной частью ее являются голосовые связки — две мышечные эластические складки, выпячивающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовидных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвигают, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается).

При обыкновенном дыхании голосовая щель раскрыта, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усилием, мелкими толчками прорывается между ними.

Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (вибрируют) - получается музыкальный звук, который называется первичным тоном.

Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающихся с полостью гортани

Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (вибрируют) - получается музыкальный звук, который называется первичным тоном.

Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающихся с полостью гортани, а в них образуются основной для каждого звука речи и дополнительные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса.

В момент шепота голосовые складки смыкаются не по всей длине, а внизу образуют равносторонний треугольник. Воздушная струя с силой прорывается через эту щель, при этом возникает шум, который мы воспринимаем как шепот.

Чем сильнее напор воздуха на голосовые связки (получается большой размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Артикуляционный отдел состоит из надставной трубы (носовой, ротовой, носоглоточной полостей) и глотки.

Глотка - широкий канал от основания черепа до пищевода, ее часть перед нёбом называется носоглоткой; пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом.

Мягкое нёбо - это мышечное продолжение твердого нёба, оканчивающееся язычком. В нужном случае, напрягаясь, оно поднимается кверху и, прижимаясь вместе с язычком к задней стенке глотки, закрывает воздуху проход в нос.

Твердое нёбо представляет костный куполообразный свод, усиливающий звучание голоса.

Зубы и челюсти усиливают голос и уточняют (особенно резцы) произношение звуков.

Рис.1

 

Губы, придавая разнообразную форму ротовому отверстию, тем самым видоизменяют звуки.

Язык - главный орган звукопроизводства он представляет собой сложный комплекс многих мышц, расположенных и действующих в разных направлениях и непосредственно связанных с другими органами произношения.

Различают кончик, спинку (переднюю, среднюю, заднюю части), корень и боковые края языка.

Нос - представляет довольно большую, разделенную продольной пластинкой на две камеры полость, усиливающую голос и придающую ему при прохождении голосовой дыхательной струи через нос особый тембр.

Практические задания:

1. Назовите типы дыхания___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите органы, которые участвуют в дыхании____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите патологический тип дыхания______________________________

4. Опишите образование первичного тона_____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Опишите образование обертона___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите позиции голосовых складок: в момент молчания, голосоподачи, шепотной фонации.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подпишите органы артикуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: