Й этап – определение проблем.




Вариант 1.

1. Дайте определение терминам:

а) формальное обучение - …

б) метод обучения - …

в) мотив - …

 

2. Сравните индивидуальное и групповое обучение (преимущества и недостатки).

 

3. Перечислите и охарактеризуйте сферы обучения:

а)

б)

в)

 

4. Назовите условия эффективности обучения:

а)

б)

в)

г)

 

Письменный контроль знаний по теме «Обучение в сестринском деле»

 

Вариант 2.

 

1. Дайте определение терминам:

а) мотивация - …

б) умение - …

в) терапевтическое обучение - …

 

2. Заполните примерную схему обучения.

 

1) 2) 3) 4) 5)

 

3. Назовите факторы, влияющие на обучение:

а)

б)

в)

 

4. Перечислите личностные качества сестры, влияющие на процесс

обучения: …

Письменный контроль знаний по теме «Обучение в сестринском деле»

Вариант 3.

 

1. Дайте определение терминам:

а) обучение в сестринском деле - …

б) навык - …

в) приём обучения - …

2. Укажите причины обязательной постановки целей в обучении:

а)

б)

3. Назовите задачи обучения в сестринском деле:

а)

б)

4. Дайте классификацию мотивов (с примерами):

а)

б)

в)

г)

 

 

Эталон ответов на письменный контроль по теме «Обучение в сестринском деле»

Вариант 1.

1.

а. Формаль­ное обучение - целенаправленное обучение медсестрой навыкам, прие­мам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п.

б. Метод обучения – способ взаимодействия обучающего и обучаемых.

в. Мотив – побудительный эффект, стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохра­нения, укрепления и восстановления своего здоровья.

 

2. Групповое обучение Индивидуальное обучение
Преимущества: - Создаёт определённую атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. - Пациенты имеют возможность обменяться опытом, увидеть положительную динамику в течении заболевания на примере других людей. - Возникает положительное соперничество. Недостатки: - При отсутствии опыта у медсестры может быть полностью исключён индивидуальный подход. - Недопустимо обучение интимным процедурам. Преимущества: Позволяет - лучше узнать пациента: его сильные и слабые стороны, установить более доверительные отношения; - установить контакт с робкими и стеснительными пациентами; - уделить больше внимания конкретному пациенту. Недостатки: - Требует достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ, а иногда и пациента.

 

3. Сферы обучения – области, в которых происходит процесс обучения:

  • в познавательной сфере – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритет­ную) от информации второстепенной;
  • в эмоциональной – реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изме­няет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями;
  • в психомоторной – обучается новым действиям благода­ря умственной и мышечной деятельности; уверенно их выполняет; способен изменить двигательную реакцию в не­обычной ситуации.

 

4. Обучение эффективно при следующих условиях:

  • наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
  • доброжелательное отношение сестры к обучающимся;
  • создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
  • обязательная практическая отработка полученных знаний.

 

Вариант 2.

1.

а. Мотивация – это осознанное стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия.

б. Умение – действие под контролем сознания.

в. По определению ВОЗ, терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочивать развитие возможных осложнений.

 

2. Примерная схема обучения:

1) Расскажите, что необходимо изучить.

2) Попросите все повторить.

3) Покажите все, что необходимо.

4) Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе.

5) Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до кон­ца.

 

3. Факторы, влияющие на обучение:

  • Желание и готовность к обучению.
  • Способность к обучению.
  • Окружающая обстановка (наличие удобной ау­дитории, свежий воздух, оптимальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.) и количество обучающихся (группой, малой группой, индивидуальное).

 

4. Личностные качества сестры, влияющие на процесс обучения:

  • отзывчивость и сердечность;
  • способность понять проблемы пациента;
  • высокий профессионализм, грамотная речь;
  • умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
  • умение настроить себя на задушевность, конфиденциаль­ность;
  • умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
  • умение мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
  • способность к организации учебного процесса.

 

Вариант 3.

1.

а. Обучение в сестринском деле – это процесс целена­правленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

б. Навык - частично автоматизированное действие без непосредственного контроля сознания

в. Прием – это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

 

2. Постановка целей обязательна по двум причинам:

  • дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;
  • используется для определения результатов обучения.

 

3.Задачи обучения в сестринском деле:

  • пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
  • подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

 

4. Мотив - побудительный эффект. Мотивы делят на группы:

  • личностные (жизнь, здоровье, семья);
  • социальные (общество, работа, карьера);
  • познавательные (связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес);
  • творческие (связанные с возможностью развития индивида как личности).

 

Приложение 4.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

Вариант 1.

 

1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения

А. психология Б. дидактика В. педагогика Г. этика

 

2. Наименьшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации

А. словесный

Б. письменное чтение

В. визуальный и устный

Г. требующий активного участия пациента

 

3. Человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритет­ную) от информации второстепенной в сфере

А. психомоторной Б. эмоциональной В. познавательной Г. сенсорной

 

4. Целенаправленное обучение медсестрой пациентов навыкам, прие­мам выполнения привычных (повседневных) действий называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

 

5. Обязательное условие эффективности обучения

А. просмотр видеофильма

Б. индивидуальная беседа с пациентом

В. практическая отработка навыков

Г. запись необходимой информации

 

6. Человек реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изме­няет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями в сфере


А. познавательной

Б. эмоциональной

В. психомоторной

Г. сенсорной


 

7. При постановке целей в познавательной сфере обучения следует использовать глаголы

А. определяющие навыки и умения Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры

 

8. Семья относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

 

9. К практическому методу обучения относится

А. демонстрация слайдов

Б. изложение материала в виде беседы

Г. набор дозы инсулина в шприц

Д. разбор конкретной ситуации

 

10. К активному методу обучения относится

А. демонстрация слайдов

Б. изложение материала в виде беседы

Г. набор дозы инсулина в шприц

Д. разбор конкретной ситуации


 

Вариант 2.

 

1. Обучение при выполнении медсестрой других обязанностей называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

 

2. К активным методам обучения относятся все, кроме

А. дискуссия Б. рассказ В. ролевая игра Г. тренинг на фантоме

 

3. При постановке целей в психомоторной сфере обучения следует использовать глаголы


А. определяющие навыки и умения

Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры

 

4. Способность и готовность пациента к обучению не зависят от


А. состояния сознания

Б. состояния здоровья

В. умственных способностей

Г. имеющихся у человека знаний и умений


 

5. Лекция относится к методам обучения

А. активным Б. словесным В. наглядным Г. практическим

 

6. Самооценка обучения, совпадающая с мнением медицинской сестры

А. адекватная Б. стабильная В. нестабильная Г. неадекватная

 

7. Работа относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

 


8. Наибольшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации

А. словесный

Б. письменное чтение

В. визуальный и устный

Г. требующий активного участия пациента

 

9. К словесному методу обучения относится

А. демонстрация слайдов

Б. изложение материала в виде беседы

Г. набор дозы инсулина в шприц

Д. разбор конкретной ситуации

 

10. К наглядному методу обучения относится

А. демонстрация слайдов

Б. изложение материала в виде беседы

Г. набор дозы инсулина в шприц

Д. разбор конкретной ситуации


ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ТЕСТ-КОНТРОЛЬ.

 

№ вопроса Вариант 1. Вариант 2. Критерии оценки:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. В А В А В Б Б А Г Д Б Б А Г А А Б Г Б А   10 правильных ответов – «5» 9 – «4» 8 – «3» Менее 8 – «2»

 

Приложение 5.

 

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ

Задача 1.

Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз­технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижает­ся, и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую заня­тость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекоменда­ции врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней гос­питализации АД 200/120 мм рт. Ст., Р = 100 уд. В мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные сред­ства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, вы­глядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр… Оказалось, что он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.

Этап – сбор информации.

Возраст – 45 лет.

Образование – высшее.

Врачебный диагноз – гипертоническая болезнь 2 ст.

Самочувствие – удовлетворительные, пациент способен анализировать и запоминать информацию.

Уровень знаний: минимальный (пациент имеет минимальные представления о своей болезни, не придерживается рекомендаций врача, не умеет пользоваться тонометром и контролировать свое артериальное давление, не знает о возможных осложнениях гипертонической болезни).

Мотивация: желание пациента работать – необходимость сохранения здоровья.

 

Вывод: пациент способен научиться технике измерения АД.

й этап – определение проблем.

Проблемы пациента:

- не имеет информации о своем заболевании и возможных осложнениях;

- не знает о свойствах гипотензивных средств;

- не умеет пользоваться тонометром и контролировать свое артериальное давление.

3-й этап – планирование.

Краткосрочная цель: Иван Петрович понимает, почему ему следует принимать назначенные врачом гипотензивные препараты и контролировать свое артериальное давление (познавательная сфера).

Долгосрочная цель: Иван Петрович будет уметь самостоятельно измерять свое артериальное давление и правильно оценивать его к моменту выписки из стационара (психомоторная сфера).

Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, практическая отработка навыков.

 

План:

1) Провести беседу с пациентом с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.

2) Рассказать пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД и их устройстве. Дать совет по приобретению аппарата для измерения АД, исходя из финансовых возможностей.

3) Рассказать о технике проведения измерения АД и продемонстрировать ее, предложить все записать (см. алгоритм).

4) Предложить пациенту самому все рассказать.

5) Попросить пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе.

6) Вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день бу­дет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы. Результаты записывать в дневнике наблюдения.

7) Предложить пациенту через 10 дней продемонст­рировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты.

Й этап – реализация.

Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.

Время: свободное от лечебных процедур.

Место: пост медсестры.

Обучение индивидуальное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: