УРОКИ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
УРОКИ 1-2
Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»). Построение в крут.
Игроритмика. Хлопки на каждый счет и через счет.
II
Общеразвивающие упражнения без предмета. Сочетание основных движений прямыми («Буратино») и согнутыми руками (за голову, к плечам, на пояс).
Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону.
Ритмический танец «Полька-хлопушка» (музыка польки).
Описание танца
И. П. — построение: мальчик спиной, девочка лицом в круг. Мальчик держит согнутые руки перед собой ладонями кверху, девочка кладет свои ладони на ладони мальчика.
А. 1—4 — девочка прыгает четыре раза, ударяет мальчика о ладони.
5—8 — смена положения рук, мальчик прыгает четыре раза, ударяет девочку о ладони.
Б. — повторить движения части А.
В. 1—8 — берутся за руки и выполняют четыре приставных шага по линии танца.
Г. 1 — опускают руки и хлопают в ладоши перед собой.
2 — хлопают в ладоши друг друга правыми руками.
3 — повторить счет 1.
4 — хлопают в ладоши друг друга левыми руками.
5—8 — повторить счет 1—4.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальное эхо». Звучит музыкальная фраза или часть музыки. По ее окончании дети повторяют сильные доли хлопками.
III
Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Потряхивание кистями рук и предплечьями в положении сидя и стоя.
УРОКИ 3-4
Строевые упражнения. Передвижение в обход, шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»).
Игроритмика. Удары ногой на каждый счет и через счет.
II
Общеразвивающие упражнения без предмета. Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловищем в сочетании с другими движениями. Основные движения головой («Лошадки машут головами», «Хочу — не хочу», «Да — нет», «Тик-так»).
Хореографические упражнения (уроки 1—2).
Танцевальные шаги (уроки 1—2).
Ритмический танец «Полька-хлопушка» (уроки 1—2).
Танец «Матушка-Россия» (поет Т. Буланова, аудиокассета «Мое русское сердце»).
Описание танца
Вступление.
И. П. — стойка руки в стороны — книзу, кисть на себя.
А. 1—4 — четыре пружинистых шага вперед.
5—6 — два пружинистых полуприседа с поворотом туловища направо и двумя движениями согнутыми руками вниз.
7—8 — повторить счет 5—6 в другую сторону.
Б. — повторить движения части А.
Первый куплет.
A. 1—3 — три шага вперед, постепенно раскрывая руки в стороны.
4 — приставить с акцентом ногу, руки в стороны.
5—7 — три шага назад, руки через вторую позицию на пояс («закрыть»). 8 — с акцентом приставить ногу.
Б. — повторить движения части А счет 1—7, счет 8 — руки перед собой.
B. 1—2 — приставной шаг вправо.
3 — шаг вправо.
4 — левую на пятку в сторону с наклоном туловища влево.
5—8 — повторить счет 1—4 в другую сторону, приставные шаги.
Г. — повторить движения части В.
Припев.
А. 1 — правую ногу вперед на пятку, руки на пояс.
2 — приставить правую ногу с акцентом.
3—4 — «тройной притоп» (или три беговых шага на месте с высоким подниманием бедра).
5—6 — три раза (5-и-б) опустить и поднять плечи, руки в стороны — книзу, кисть на себя.
7—8 — повторить счет 5—6.
Б. — повторить движения части А с другой ноги.
В. 1—2 — на шаг правую ногу в сторону, правую руку в сторону — кверху.
3—4 — приставить левую ногу, правую руку согнуть к левому плечу, локоть вперед.
5—8 — «русский поклон» вперед.
Г. — повторить движения части В в другую сторону.
Проигрыш. Повторить вступление, стоя на месте.
Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.
Припев. Повторить упражнения припева.
Припев. Два раза выполнить упражнения куплета.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления, выполняя шаги вперед, затем то же назад — 2 раза.
Припев. Два раза повторить упражнения припева.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления на месте и то же с уходом назад.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальное эхо». Повторить уроки 1—2 (воспроизведение на притопах).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Раскачивание руками из различных исходных положений.
УРОКИ 5-6
I
Строевые упражнения. Передвижение в обход шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога с использованием речитатива:
Светофор горит всегда!
Красный свет — идти нельзя!
Желтый свет — идти готов!
Свет зеленый — я иду и до линии дойду!
(Через одного идут до линии.)
Игроритмика. Шаги на каждый счет и через счет:
1 — шаг вперед с левой;
2 — держать;
3 — шаг вперед с правой;
4 — держать.
II
Общеразвивающие упражнения. Повторить уроки 3—4. Сочетание упоров с движениями ногами.
Хореографические упражнения. Повторить уроки 1—2.
Танцевальные шаги. Повторить уроки 1—2.
Танец «Матушка-Россия». Повторить уроки 3—4.
Музыкально-подвижная игра «Космонавты».
В разных концах зала кладут 4—5 больших обручей (или чертят круги). Это — посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. Кружки можно обвести контурами ракет. Перед началом игры условливаются, что в одной ракете может поместиться два (или три) космонавта. Всем мест в ракетах не хватает.
Дети берутся за руки, идут по кругу (можно под музыку) и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим — на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в кружок, обруч) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре крута, а занявшие места объявляют свои маршруты (например: Земля-Луна—Земля; Земля—Марс—Земля и др.). Эти названия можно заранее сокращенно написать на борту ракет: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Повторить уроки 3—4.
Упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей. В этом исходном положении наклоны, повороты туловища в седе на стуле и в стойке ноги врозь.
УРОКИ 7-8
I
Строевые упражнения. Передвижение в обход шагом и бегом. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога (повторить уроки 5—6).
Игроритмика. Повторить уроки 5—6.
II
Общеразвивающие упражнения без предмета. Повторить уроки 3—4, 5—6.
Танцевальные шаги. Повторить уроки 1—2.
Танец «Матушка-Россия». Повторить уроки 3—4.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (песня «Тик-так»; З.Петров, А.Островский).
Вступление (проигрыш).
И. П. — основная стойка.
А. 1—8 — дугами наружу руки прерывисто на каждый
счет вверх.
Б. 1—8 — дугами наружу руки прерывисто на каждый
счет вниз.
Первый куплет.
A. 1—4 — руки вперед.
5—8 — четыре хлопка перед собой прямыми руками.
Б. 1—4 — руки вверх.
5—8 — четыре хлопка над головой.
B. 1—4 — руки в стороны.
5—8 — четыре хлопка по бедрам.
Г. 1—4 — четыре наклона головой (вправо—влево, вправо—влево), руки на пояс.
5—7 — три хлопка перед собой.
8 — руки вниз.
Проигрыш. Повторить упражнения части А, вступления.
Второй куплет.
A. 1—4 — руки за голову.
5—8 — четыре шага на месте с высоким подниманием бедра.
Б. 1—4 — руки к плечам.
5—8 — четыре шага на месте с высоким подниманием бедра.
B. 1—4 — руки на пояс.
5—8 — четыре шага на месте с высоким подниманием бедра.
Г. — повторить движения части Г первого куплета.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления А.
Третий куплет.
A. 1—2 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны.
3—4 — выпрямиться, руки на пояс.
5 — полуприсед с поворотом туловища направо.
6 — встать в стойку, руки на пояс.
7—8 — повторить счет 5—6 в другую сторону.
Б. 1—2 — наклон вправо.
3—4 — выпрямиться.
5—8 — повторить счет 5—8 части А.
B. 1—2 — наклон влево.
3—4 — выпрямиться.
5—8 — повторить счет 5—8 части А.
Г. — повторить движения части Г первого куплета,
счет 1—6.
7—8 — полуприсед, руки вперед — наружу ладонями кверху.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Повторить уроки 5—6.
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 9
«Космическое путешествие на Марс»
Задачи. Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки. Совершенствовать разученные танцевальные композиции. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.
Ход урока
1. Дети организованно входят в зал под песню «Ничего на свете лучше нету» (Ген. Гладков, Ю. Энтин). Руководитель говорит:
Ждут вас быстрые ракеты
Для полета по планетам.
Отправляемся на Марс.
Звезды, ждите в гости нас!
Построение в шеренгу, сообщение задач урока. В краткой беседе педагог рассказывает об огромном значении физической подготовки и закалки космонавтов. «...Давайте и мы с детства будем готовить себя к полетам в космос», — говорит педагог и произносит речитатив:
Мы готовы прямо завтра
Записаться в космонавты.
Космонавтом можешь стать,
Если будешь много знать.
Сядем смело мы в ракету,
Облетим мы всю планету.
Но прежде чем полететь, мы должны пройти подготовку — космическую тренировку, состоящую из трех этапов.
2. Первый этап «Проверь себя». Выполнение комплекса-зарядки. Движения сопровождаются речитативом.
Построение — Чтобы выполнить зарядку,
Встанем в круг все по порядку.
(Дети образуют круг.)
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись в круг лицом, У
пражнения начнем.
Упражнение на дыхание —
Раз, два — все вдыхаем,
Три, четыре — все выдыхаем.
Носом вдох, а выдох ртом.
Шаг на месте мы начнем.
Ходьба —
Упражненье начиная, все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим!
Упражнения для рук —
Очень все мы любим упражненье:
Руки к плечам, круговые вращенья.
Раз — вперед, два — назад,
Физкультуре каждый рад.
Наклоны —
Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться любят дети.
Раз — и вправо, два — и влево,
Пусть окрепнет наше тело.
Руки к бедрам, ноги врозь —
Так давно уж повелось!
Три наклона делай вниз,
На четыре выпрямись!
Прыжки
В заключенье, в добрый час,
Мы попрыгаем сейчас.
Один, два, три, четыре —
Нет детей сильнее в мире.
Второй этап «Испытай себя». Выполнение упражнений для развития силы, формирования правильной осанки.
3. Комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых под музыку:
ОРУ (общеразвивающие упражнения) типа «робот», имитация движений в невесомости.
4. Упражнения игропластики на укрепление мышц живота и спины:
«велосипед» — в положении упора лежа сзади на предплечьях (3 раза по 8 счетов);
«морская звезда» (3 раза по 8 счетов);
«орешек» — из положения лежа на спине — группировка сидя (5 подходов по 5 раз);
«кобра» — из И. П. лежа на животе, удержание туловища, руки на пояс или руки за голову (6 раз по 4 счета).
Упражнения для развития силы мышц рук и ног сопровождаются речитативом:
Чтобы в космос полететь,
Надо силу поиметь,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три, присядем мы!
Раз, два, три, присядем мы!
Много раз я отожмусь
Утром на зарядке
И руками оттолкнусь,
Будет все в порядке.
Раз, два — руки согнуть,
Три, четыре — разогнуть!
Раз, два — руки согнуть,
Три, четыре —- разогнуть!
Я как лодочка лежу,
Спинку напрягаю
И качаюсь на волнах,
Силы сохраняю.
Раз, два, три — не утонем мы!
Раз, два, три — не утонем мы!
5. Игра «Парашютисты» (прыжки на месте на точность приземления).
6. Третий этап «Поверь в себя». Упражнение танцевального характера.
Ребята хорошо потрудились, теперь перед полетом и потанцевать можно. Танец «Полька-хлопушка».
Четвертый этап «Полет в космос».
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Дружно за руки возьмись,
В круг скорее становись.
Проведение игры «Космонавты».