И. П. — стойка руки в подготовительной позиции (внизу).
А. 1—4 — руки в первую позицию (вперед).
5—8 — руки в третью позицию (вверх).
Б. 1—4 — руки во вторую позицию (в стороны).
5—8 — руки плавно вниз в подготовительную позицию.
Танцевальные шаги. Комбинация на изученных танцевальных шагах. Построение в круг.
A. 1—8 — четыре мягких шага к центру..
Б 1—8 — восемь высоких шагов назад.
B. 1—8 — четыре приставных шага вправо с хлопками
Г. — повторить движения части В в другую сторону
Танцевально-ритмическая гимнастика «Воробьиная дискотека» — образно-танцевальное упражнение. (Пластинка «Приключение кузнечика Кузи»; М. Пляцковский.)
Вступление.
И. П. — сидя на стуле, руки на коленях.
А. 1—8 — наклоны головой вправо—влево на каждый счет.
Б. 1—2 — наклон головой вперед.
3-4 - И. П.
5—6 — наклон головой вперед.
7-8 - И. П.
В. — повторить движения части А.
Г. — повторить движения части Б.
Первый куплет.
A. 1—8 — четыре хлопка перед собой через счет.Б. 1—8 — четыре хлопка о колени через счет.
B. 1—8 — четыре хлопка (справа—слева) через счет.
Г. — повторить движения части Б.
Д. 1—2 — наклон вправо, руки на пояс.
3—4 — выпрямиться.
5—6 — наклон влево.
7—8 — выпрямиться.
Е. 1—2 — разогнуть вперед правую ногу.
3—4 — приставить.
5—6 — разогнуть вперед левую ногу.
7—8 — приставить.
Ж. 1—8 — восемь шагов сидя, высоко поднимая колени.
3. 1—8 — сидя, на каждый счет колени вправо-влево с разноименной работой согнутых рук («твист»).
Припев.
A. 1 — наклон вправо, руки согнуты вперед ладонями вперед, пальцы в стороны.
2 — повторить счет 1 влево.
3—4 — повторить счет 1—2.
5—6 — поворот туловища направо, руки согнуты в стороны, сгибать и разгибать кисти («крылышки»).
7—8 — повторить счет
5—6 в другую сторону.
Б. — повторить движения части А.
B.— повторить движения части А.
Г. — повторить движения части А.
Второй куплет.
A. 1—4 — наклон вперед, руки назад — наружу, потряхивая кистями («крылышками»). 5—8 — выпрямиться.
Б. — повторить движения части А.
B. 1—4 — встать, руки вверх—наружу.
5—8 — сесть с опорой руками о стул.
Г. — повторить движения части В.
Припев. Повторить упражнения припева.
Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета.
Припев. Повторить упражнение припева до конца песни.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья» (уроки 25—26).
III
Игропластика. Упражнения для развития гибкости. Повторить уроки 11—12.
УРОКИ 31-32
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу, сцепление за руки.
Игроритмика. Выполнение простых движений руками в различном темпе.
А. 1—4 — руки в сцеплении вверх.
5—8 — руки вниз.
Б. 1—2 — руки в сцеплении вверх.
3—4 — руки вниз.
5-8 — повторить счет 1—4.
II
Танцевально-ритмическая гимнастика «Воробьиная дискотека» (уроки 29—30).
Музыкально-подвижная игра «Автомобили».
Первый вариант
Все играющие стоят в шахматном порядке (или в ше ренге). По команде «Сели в машину» дети выполняют 1 полуприсев и берутся руками «за руль». По команде «Завели моторы!» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «Поехали!» дети свободно передвигаются 1 бегом, шагом по залу (можно под музыку) с разной скоростью. По команде «Машины в гаражи!» дети должны быстро занять свои места за три счета. Кто во время игры сталкивается («попадает в аварию»), тот выбывает («отправляется в ремонт»), и те ребята, которые не успеют поставить «машины в гаражи», тоже выбывают из игры. Можно играть командами, тогда игроки не выбывают, а получают штрафные очки. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Второй вариант
Перемещаться свободно по залу можно по знакам светофора. Дети, выполняя бег по залу, смотрят на педагога, у которого в руках карточки: красная — «Вот зажегся красный свет, стой, дороги дальше нет» (дети стоят на месте); желтая — «Ты на желтый не ходи, а на месте раз, два, три» (дети маршируют на месте); зеленая — «Свет зеленый впереди, путь свободный — выходи!» (дети передвигаются по залу в любом направлении).
Игропластика. Упражнения для развития мышечной силы. Повторить уроки 19—20.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационно-образные упражнения на дыхание в положении сидя (требует дозировки). Повторить уроки 27—28.
УРОК 33
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу, сцепление за руки.
Игроритмика. Выполнение простых движений руками и различном темпе.
1—4 — шаг вперед, руки в сцеплении вверх. 5—8 — шаг вперед руки в сцеплении вниз.
II
Танцевально-ритмическая гимнастика «Воробьиная дискотека» (уроки 29—30).
Музыкально-подвижная игра «Автомобили» (уроки 31-32).
Игропластика. Упражнения для развития мышечной си-| лы в заданиях. Повторить уроки 13—14.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационно-образные упражнения на дыхание в положении стоя (требуют дозировки). Повторить уроки 27—28.
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 34
«Путешествие в Кукляндию»
Задачи. Повторить разученные упражнения танцевально-ритмической гимнастики и танцев. Содействовать развитию культуры движений, ловкости и ориентировки в пространстве. Приучать сохранять правильное положение осанки при выполнении упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Закрепить перестроение в круг и в колонну по три.
Ход урока
1. Организованный вход в зал, в сцеплении за руки, под песню «Да здравствует сюрприз» (М.Минков, Ю. Энтин). Построение в шеренгу.
Педагог.
Сегодня мы, ребята, пойдем в город кукол и будем там путешествовать. Путешествовать мы будем на машинах, но для этого нужно вспомнить знаки светофора и научиться управлять машиной.
Перестроение в колонну по три (это «гаражи»). Игра «Автомобили». уроки 35-36
2. Педагог.
Вот мы находимся на главной площади юрода, где стоят большие часы, они утром будят всех жителей города и приглашают выполнять зарядку. Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Часики».
3. Игра «Автомобили». Ребята продолжают путешествие.
4. Тупик «Лукоморье». Выполнение комплекса ОРУ — импровизация. Под песню «Лукоморье» (А. Пушкин — В. Александров).
5. Игра «Автомобили».
6. Площадь танцев. Танец «Большая стирка».
7. Игра «Автомобили».
8. Дворец короля. Перестроение в круг. Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Песня Короля».
9. Во дворце все стулья необычные — волшебные. Игра «Музыкальные стулья».
10. Подведение итогов урока. Организованный выход из зала под любую песню.
УРОКИ 35-36
Строевые упражнения. Построение врассыпную.
Общеразвивающие упражнения без предмета. Сочетание упоров с движениями ногами (упор присев, упор сидя, упор стоя на коленях, упор лежа).
II
Акробатические упражнения. Группировка в положении
сидя, лежа.
Речитатив:
В группировке ежиком - Перекаты в группировке вперед—назад
В домике сижу,
Обнимаю ноги,
Головку опущу.
Нос высовывать нельзя!
Группировка плотная!
|
в группировке я,
На спинке качаюсь
туда-сюда.
Ванька-Встанька,
Ванька- Встанька,
Делай как я!
.
Ноги врозь сижу
И шпагат тяну,
Как Буратино
Или как Мальвина,
Словно балерина.
Танцевальные шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую — сгибая назад, тоже с поворотом на 360°.
Ритмический танец «Большая прогулка» (муз. 4/4— ритмичная; марш).
И. П. — дети стоят в парах лицом по линии танца, девочка справа от мальчика. Левая рука девочки в правой руке мальчика. Свободные руки на поясе (или у мальчика —1 за спину, а у девочки за платьице).
A.1—7 — семь шагов вперед (мальчик — с левой, девочка — с правой).
8 — приставить ногу с поворотом лицом друг к другу.
Б. 1—3 — три шага назад.
4 — приставить ногу.
5—6 — два хлопка в ладоши.
7—8 — поочередно два притопа ногами.
B. 1—4 — четыре шага вперед, обходя друг друга правым плечом.
5—7 — спиной три шага назад, обходя друг друга левым плечом.
8 — приставить ногу, руки в стороны и взяться. за руки (закрытая позиция).
Г. 1—2 — переменный шаг правой по кругу.
3—4 — переменный шаг левой.
5—8 — четыре шага вперед по кругу, встать ня свои места в И. П.
Музыкально-подвижная игра «Воробышки».
Дети стоят в шеренге (или на своих местах — «в гнездах»). Утром воробышки просыпаются — потягиваются, расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят. По команде «Полетели» звучит музыка, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит команда «В гнезда», и дети быстро занимают свои места.
Пальчиковая гимнастика. Соединение большого с другими пальцами, касание пальцев одной и другой рук (пальчики «здороваются»). Сцепление пальцев («цепочка»).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Упражнения на укрепление осанки в стойке руки за спину с захватом локтей. Повторить урок 10.
УРОКИ 37-38
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу, сцепление за руки.
Игроритмика. Выполнение простых движений руками в различном темпе. Повторить уроки 31—32.
II
Ритмический танец «Большая прогулка». Повторить уроки 35—36.
Акробатические упражнения. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях. Повторить уроки 35—36. Из упора присев переход в положение лежа на спине — группировка — перекаты вперед — назад — перекатом вперед сед в группировке — сед ноги врозь широко.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Воробьиная дискотека» (уроки 29—30).
Музыкально-подвижная игра «Воробышки» (уроки 35— 36)
Пальчиковая гимнастика. Повторить уроки 35—36.
III
Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. Для ступни и пальцев ног.
Речитатив:
|
Пальчики на ножках
как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать начну.
|
Разведу вперед—назад
|
Здравствуйте, пальчики!
Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные.
Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой ноге.
УРОКИ 39-40
I
Строевые упражнения. Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в колонну, шеренгу и круг.
Отмечаются границы построения колонны, шеренги и круга (чертятся мелом на полу). Дети шагают врассыпную под марш или прыгают под галоп, или идут на носках под вальс. Музыка прекращается, а ведущий называет любое построение (колонна, шеренга, круг). Кто раньше построится, тому выдается фишка. Набравший большее количество фишек является победителем.
II
Ритмический танец «Большая прогулка» (уроки 35—36).
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (уроки 7-8), «Карусельные лошадки» (уроки 13—14), «Песня Короля» (урок 22), «Воробьиная дискотека» (уроки 29—30).
III
Креативная гимнастика. Специальные игрозадания «Художественная галерея».
Дети составляют фрагменты — сцены из мультфильмов и сказок («Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд» и др.). Выбранный водящий должен угадать, из какой сказки или мультфильма сказочные персонажи, представленные в застывших фигурках.
УРОКИ 41-42
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу, сцепление за руки.
Игроритмика. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Повторить урок 33.
II
Танцевальные шаги. Приставной и скрестный шаг в сторону. Повторить уроки 1—2. Переменный и русский хороводный шаги. Комбинация на изученных шагах. Построение в круг, сцепление за руки.
А. 1—8 — четыре переменных шага вправо по кругу.
Б. 1—8 — четыре приставных шага вправо лицом в круг.
В — Г. — повторить движения частей А — Б в другую сторону.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Ну, погоди!» — образно-беговое упражнение. (Песня «Расскажи, Снегурочка», Г.Гладков, Ю.Энтин.)
Вступление. Бег по кругу, на конец вступления вернуться лицом в круг в И. П.— О. С. (основная стойка).
Первый куплет.
A. 1—2 — наклон вперед прогнувшись с полуповорот том туловища направо, руки вперед — в стороны ладонями кверху.
3—4 — выпрямиться, руки на пояс.
5—8 — повторить счет 1—4 в другую сторону.
Б. — повторить движения части А.
B. 1—8 — бег на месте с хорошей работой рук.
Г. 1—8 — полуприсед, руки согнуты, кисти в кулак «потереть глаза», или «вытереть слезы».
Припев.
A. 1—2 — с шагом вперед притоп правой, руки на пояс.
3—4 — повторить счет 1—2, притоп левой ногой.
5—8 — полуприседая и вставая, колени вправо- влево, вправо—влево («твист») с разноименной работой рук.
Б. 1—2 — четыре акцентированных шага назад на носках со скрестными движениями согну тых перед собой рук.
3—4 — повторить счет 1—2.
5—6 — повторить счет 1—2.
7—8 — полу присед и «погрозить пальчиком».
B. 1—8 — бег с захлестыванием голени назад с поворотом направо на 360°, поднимая и опуская руки в стороны, кисть на себя.
Г. — повторить движения части В в другую сторону
Второй куплет.
А — Б — В. — повторить первый куплет, части А, Б, B
Г. «Главный мой подарочек — это ты!»
1—8 — полуприсед, правую руку вперед, левую на пояс и показать пальчиком на кого-нибудь
Припев. Повторить упражнения припева.
Проигрыш. Бег по кругу, как на вступлении, но, другую сторону.
Музыкально-подвижная игра «Усни-трава» (И. Токмакова).
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,
Там растет усни-трава.
Говорят, что та сова
Знает сонные слова.
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
На площадке свободно расставлены маленькие стульяI по количеству играющих. Около них стоят дети. Лицом к детям на большом стуле сидит сова. Под стулом лежит пучок «травы» — вырезанные из бумаги и скрепленные имеете зеленые ленты. После того как дети (или педагог) [негромко и несколько таинственно произнесут текст стихотворения, сова встает и, взяв пучок травы, встряхивает им, произнося «сонные слова». Дети, исполняющие роль Совы, должны либо сами придумать этот текст, либо использовать слова знакомой колыбельной или другой песни, подходящей к этой игровой ситуации. Вот, например, придуманный детьми текст: «Все в лесу усните, голову склоните».
После этих слов все садятся на стулья и засыпают, hi сова, взяв лежащую рядом со стулом палку, проходит между играющими. Как только она стукнет об пол возле какого-либо стула, сидящий на нем просыпается и идет за совой. Так постепенно образуется цепочка, которая движется между стульями, пока все играющие не встанут в нее. Неожиданно сова два раза ударяет по полу. Все дети должны быстро занять стулья. Сова также садится на свободный стул. Оставшийся без места становится совой.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационные, образные упражнения. Расслабление рук в положении лежа на спине. Потряхивание ног в положении лежа на спине.
Речитатив:
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю,
Ножками потрясу
И усталость сниму.
УРОКИ 43-44
Строевые упражнения. Построение в круг.
Игроритмика. Выполнение простейших движений py ками в различном темпе. И. П. — упор присев.
1—4 — встать, руки вверх.
5—8 — упор присев.
II
Танцевальные шаги. Повторить уроки 41—42.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Ну, погоди!» Повторить уроки 41—42.
Музыкально-подвижная игра «Усни-трава». Повторить уроки 41—42.
III
Креативная гимнастика. Специальные игровые задания «Магазин игрушек».
Дети идут по кругу со словами:
Дин-дин-дин, дин-дин-дин,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите.
Руководитель (продавец) спрашивает покупателя (ребенка), что он хочет купить. Покупатель отвечает: «Куклу». Продавец говорит: «Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!» В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту.куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становится покупателем, а прежний покупатель встает в круг. Игра продолжается.
УРОК 45
I
Строевые упражнения. Построение в круг.
Игроритмика. Выполнение простейших' движений руками в различном темпе. Повторить уроки 43—44.
II
Акробатические упражнения. Повторить уроки 35—38.
Танцевальные шаги. Комбинация из изученных танцевальных шагов (уроки 41—42).
Танцевально-ритмическая гимнастика «Ну, погоди!». Повторить уроки 41—42.
Креативная гимнастика «Выставка картин».
Из играющих выделяются четверо: директор выставки и трое посетителей. Остальные произвольно расходятся по залу (площадке), объединяются в группы по два, по три, по четыре человека, задумывают изображение каких-либо сказочных героев из мультфильмов и сказок («Репка», «Красная шапочка», «Колобок», «Ну, погоди!» и др.). Спустя одну-две минуты педагог отдает распоряжение: «Готовьте выставку!» Играющие располагаются вдоль стен (границ площадки) и занимают соответствующие места для изображения картин. По сигналу директора (например, три хлопка в ладоши, три удара палкой об пол, счет до трех) начинается осмотр картин. Через 30—40 с директор подает второй условный знак, и все произносят: «Выставка закрыта»! Изображение картин прекращается, а посетители после краткого обсуждения
называют две-три картины, которые им понравились больше других.
Лучшие картины демонстрируются еще раз, их смотрят все играющие. После этого игра повторяется, но директором и посетителями выставки назначаются другие.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационные, образные упражнения. Повторить уроки 41—42.
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 46
«Лесные приключения»
Задачи. Добиться правильного выполнения группировки в приседе. Совершенствовать выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики «Воробьиная дискотека». Повторить игру «Усни-трава». Содействовать развитию выразительности в движениях, танцевальности.
Ход урока
1. Построение в шеренгу. Сообщение задач.
Педагог. Сегодня мы идем в лес — отдыхать, посмотреть обитателей леса. Сейчас я проверю, готовы ли вы, ребята, к путешествию, можете ли быть организованными, знаете ли обитателей лесов.
Игра «Найди свое место».
Команда «На прогулку!». И все дети, изображающие обитателей леса — зайчиков, лягушат, бабочек, медвежат и т. д., — выбегают из своих домиков.
Команда «Быстро по местам!». Все ребята быстро строятся в шеренгу.
2. Педагог. Итак, дети, вы готовы идти в лес. Строимся парами по кругу и отправляемся в путь.