Способы словообразования




Способы словообразованияделятся на две большие группы: аффиксальные и безаффиксальные.

Аффиксальные – способы, при которых новое слово создается посредством присоединения к производящей базе (или слову) аффикса или комбинации аффиксов. К аффиксальным способам относятся:

1) префиксальный: рус. город ® при- город, бежать ® пере -бежать; англ. mobilize ® de -mobilize; нем. trinken ® er -trinken; франц. marche ® de - marche;

2) суффиксальный: масса ® масс- ов -ый, отличный ® отличн- ик; англ. work ® work- er; нем. frucht ® frucht- bar; франц. blanch ® blanch- eur;

3) префиксально-суффиксальный (конфикс): море ® при -мор’- j -э, работа ® без -работ- иц -а;

4) постфиксальный:увлечь ®увлечь- ся, остеречь ® остеречь- ся, читай ® читай- те;

5) префиксально-постфиксальный: бежать ® раз -бежать- ся;

6) суффиксально-постфиксальный: гордый ® горд- и- ть -ся;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот ® о -банкрот- и- ть -ся;

8) нулевая аффиксация: синий ® синь- Æ- Æ (суффикс и окончание материально не выражены, но их отсутствие является значимым).

К безаффиксальным способам относятся:

1) словосложение: землеройка, плащ-палатка; англ. day-time (???), нем. Hoch-schule (???); франц. chou-fleur (цветная капуста).

2) усечение: зав, зам; англ. sec second;

3) аббревиация: вуз, СГТУ, англ. VIP very important person;

4) повтор: маленький-маленький, англ. goody-goody;

5) конверсия (образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую без изменения грамматической формы): мороженое (мясо) ® мороженое, англ. (to) play ® (a) play; нем. leben ® das Leben; франц.??? ® un Parisien;

Словообразовательный тип

Производные слова строятся по определенным моделям, которые получили название «словообразовательные типы».

Словообразовательный тип представляет собой группу слов, объединенных общими признаками:

1) способом словообразования;

2) общностью части речи мотивирующего слова;

3) принадлежностью к одной части речи;

4) тождеством словообразовательного форманта;

5) тождеством семантических отношений между производной и производящей основами.

К одному словообразовательному типу относятся слова создатель, следователь, учитель, писатель, гонитель, мучитель, т.к. они относятся к существительным, образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффикса - тель, имеют словообразовательное значение лица*).

 

Упражнения

1. От каких производящих основ образованы слова: невежественный, негодный, недружелюбный, немощный, ненавистный, ненастный, непоседливый, непослушный?

2. На чем основано противопоставление производной — непроизводной и мотивированной — немотивированной основ? В приведенных словах найдите примеры разных типов основ: пение, агитировать, каменный, уведомление, бедняк, петь, агитатор, пыльный, пыль, каменеть, бедняцкий, пылить, камень, уведомить.

3. Найдите слова, образованные 1) префиксальным способом.; 2) суффиксальным способом; 3) префиксально-суффиксальным способом

Доброта, братец, подснежник, расчудесный, безлошадный, братский, горошина, некрасивый, го­рошинка, заречье, учитель, дочитать, приплясывать, учительство, забежать, насвистывать, заземлить, недодумать, бескормица, приласкать.

4. Разделите приведенные слова на группы в зависи­мости от способа аффиксации.

а) Тишина, эстонец, ультразвук, скорость, раскрасавица, ручища, суглинок, рисование, межсезонье, безработица, изю­минка, Приволжье, сортировщик, подкласс, сверхприбыль;

б) кожаный, чернущий, премилый, цементный, настольный,, неверный, пчелиный, надглазный, безногий, болотистый, пере­писанный, разудалый, поджаристый;

в) утюжить, добежать, заговаривать, слесарничать, припи­сать, исписаться, белить, вышагивать, нахваливать, обедать, отгреметь, зашторить, прожарить, прилуниться.

5. Докажите, что приведенные ниже слова образованы с помощью аффиксов. Разделите их на две группы в зависи­мости от типа аффикса.

Англ.: worker, linguist, rewrite, seventh, disrupt, writer, eatable, enclose, elemental, tigress, overlook, patronize.

Нем.: der Jüngling, das Heftchen, Unglück, sklavisch, begehen, der Redner, ungeduldig, vergehen, der Tap­ferkeit, speziell, zerteilen, zwanzig.

Франц???

6. Какой способ образования новых слов называется кон­версией? Поясните сущность этого способа на примерах: встречный план — первый встречный, пострадавший человек — собрали пострадавших, учительская работа — пошли в учи­тельскую, мороженое мясо — сливочное мороженое. Приведите собственные примеры.

7. Определите способ образования приведенных слов английского языка: eye — to eye, dust — to dust, cool — to cool, near — to near.

8. Выделите слова, образованные путем сложения и пу­тем сложения в сочетании с аффиксацией.

Сухофрукты, старшеклассник, книготорговец, долголетие, самозащита, железнодорожник, первоисточник, краснофлотец, мясомолочный, зимостойкий, круглогодовой.

9. Определите способы образования следующих слов: будущность, болельщик, вратарь, новостройка, целинник, кос­монавт, лунография, СГУ (Саратовский государственный уни­верситет), химфак, трудящиеся, летопись, часовой.

10. Определите способ образования следующих слов (для ответа пользуйтесь словарем):

Англ. around, beautiful, book-case, dinner, football, farmer, horrible, grand­mother, Sunday, motor-cycle;

Нем. das Heftchen, die Schülerin, die Missernte, das Begreifen, der Bücherschrank, kräf­tig, hellgrün.

Франц???

11. Распределите английские слова на группы в зависимости от спосо­ба их образования.

The freedom, listener, blackboard, forcible, (to) play, novelist, blacking, bookcase, fearless, hardness, school-children, (to) fork, sitting, bedroom, (to) telephone, (to) wet, ink-pot, outrun, (a) remake, unpack.

12. В приведенных ниже немецких словах выделите общий корень, а затем разделите слова на группы в зависимости от различия в способе образования слова.

Die Vertagung, der Tag, tags, täglich/tagtäglich, tagaus, ta­gein, tagelang, das Tageblatt, das Tagebuch, der Tagelohn, der Tagelöhner, das Tagewerk, der Tagesanbruch, das Tageslicht, betagt.

13. Дока­жите, что приведенные ряды слов относятся к одному слово­образовательному типу. Какие три(!!!) признака словообразова­тельного типа надо учитывать?

а) Конина, белужина, свинина, баранина; б) каменный, кирпичный, железный; в) веялка, сеялка, сби­валка, сажалка.

14. Докажите, что слова конина, конфетина, горошина не относятся к одному словообразовательному типу.

15. Объедините следующие французские слова в две группы в зависимости от типа основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего решения.

Terre, enfant, soleil, manége, beauté, hotel, livre, penseur, dette, avoué, danseuse, tablette, fenetre, homme, paix, gateau, dictionnaire. (лучше заменить заданиями на способ образования)

16. Приведите примеры образования слов с помощью аф­фиксации из изучаемого вами языка. (не лишнее?)

 

ГРАММАТИКА

Грамматика – раздел языкознания, изучающий правила функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры. Грамматика исследует закономерности изменения слов и принципы их объединения при построении высказывания.

В центре внимания грамматики – грамматические значения и способы их выражения.

Грамматическое значение – это обобщенное значение, присущее ряду слов или синтаксических конструкций, которое находит в языке свое регулярное и типизированное выражение: в русском и английском языках значение множественного числа выражается посредством окончаний (книг-а – книг- и, дом-Æ - дом- а, клиент-Æ - клиент- ы, англ. book - book- s, horse – hors- es).

Грамматическое значение характеризуется следующими признаками:

1) обобщенностью;

2) обязательностью (если в данном языке существительным, например, присуще значение числа, то оно последовательно выражается у каждого слова этой части речи);

3) распространенностью на целый класс слов: все глаголы в русском языке выражают значение вида, наклонения, времени, лица и числа;

4) закрытостью списка (грамматика того или иного языка характеризуется небольшим количеством грамматических значений);

5) типизированностью выражения: грамматические значения передаются в языках строго определенными способами (с помощью аффиксов, служебных слов и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: