Традиционная одежда жителей южных и юго-западных территорий Грайворонского района.




Конкурс

Научно-исследовательских работ старшеклассников

«О чём рассказала Летопись…»

Номинация «Письмо в прошлое»

Экскурсия в мир моды наоборот

Автор: Зейвальд Дарья Сергеевна

Белгородская область,

Грайворонский район,

С. Козинка,

МБОУ «Козинская средняя

Общеобразовательная школа», 7 класс

Научный руководитель:

Скоромная Валентина Николаевна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Козинская средняя

Общеобразовательная школа»

Телефон (47261) 47523

Белгородская область,

Грайворонский район,

С. Козинка,

Ул. Центральная, 18

Г. Грайворон, 2017

Оглавление

Введение с. 3

Мода и традиции с. 4-5

Традиционная одежда жителей южных и юго-западных территорий

Грайворонского района с. 5-6

Традиции в современной моде с. 6-9

Заключение с. 9

Библиография с. 10

Приложения с. 11-17

 

Введение

В настоящее время жизнь меняется очень быстро. Мы думаем, учимся, одеваемся совсем не так, как это было пятьдесят, сто лет назад. Да и мы кажемся себе другими. Но какими бы показались нашим предкам мы, современные подростки? Что они рассказали бы нам о себе? А мы им? Проводя экскурсию в школьном музее по экспозиции «Традиционная одежда жителей села Козинка», я подумала, что моей бабушке или прабабушке было бы интересно узнать о том, как мы одеваемся, что из того, что было модным в их время, сохранили мы?

Традиционная одежда любого народа является частью культуры этого народа. Одежда жителей юго-западных и южных территорий Грайворонского района, характерная и для жителей села Козинка, в своей основе имеет казачьи и украинские мотивы. Возрождение интереса к народной культуре в современном мире даёт возможность использовать элементы традиционной одежды в современной моде.

Поэтому целью работы стало сопоставление элементов традиционной одежды и современной моды.

Гипотеза: многие люди считают, что мода очень изменчива и капризна, но так ли это? Попытаемся доказать обратное.

Задачи исследования:

· изучить особенности традиционной одежды жителей села Козинка;

· изучить направления современной моды;

· проследить, как традиционные элементы одежды жителей села Козинка используются в современной моде.

Объектом исследования является традиционная одежда жителей села Козинка и современная женская одежда.

Предмет исследования: экспонаты школьного музея и одежда современников.

 

Основное содержание

Мода и традиция

В современной моде сложилось три основных стиля одежды: классический, спортивный, романтический. Само слово «стиль» означает определённый язык эпохи, утверждающий её культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться (мода приходит и уходит, а стиль остаётся).

Национальный (фольклорный) костюм относится к романтическому стилю. Романтический стиль представляет нарядная одежда, подчёркивающая женственность и обаятельность её обладательницы. Этому стилю присущи различного вида отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Одежда тонко дополняется бижутерией, аксессуарами. Ткани – воздушные, лёгкие, натуральные (шёлк, лён, ситец, бархат). И, конечно же, здесь используются элементы национального костюма – крой, отделка, вышивка.

В XVII веке Россия расширила свои границы на востоке и западе, освоила новые территории. В рамках этих исторических процессов происходило заселение территории современного Грайворонского района. Сёла на левобережье реки Ворсклы были основаны выходцами из Украины во второй половине XVII века. Одежда жителей сёл Козинка, Глотово Гора-Подол и прилегающих к ним хуторов отличалась от одежды жителей сёл, расположенных по другую сторону леса, тем, что в основу её были положены украинские и казачьи мотивы.

Проводя экскурсию в школьном музее, я подумала, а что, если провести «экскурсию наоборот», «экскурсию из настоящего в прошлое». В 2011 году ученицы нашей школы Гаврисенко Елена и Осмолович Елена предложили на основе моделей народной одежды создать модели современной одежды. Изучив эту работу, я стала внимательно присматриваться к той одежде, которую носим мы. Оказалось, что в современной одежде осталось много элементов из прошлого и позапрошлого века.

Традиционная одежда жителей южных и юго-западных территорий Грайворонского района.

Наши бабушки особенно старались показать красоту женской летней одежды, которая состояла из полотняного станка, кираса, спидныци. Станком они называли вышитую красным и чёрным цветом блузу или сорочку, надевавшуюся на стан, т.е. прямо на тело. У каждой женщины было несколько станков. Верхнюю часть праздничной сорочки шили из тонкой ткани, сотканной из нитей, изготовленных из плоскини – верхней части конопляного растения. Нижняя часть – подол – была выполнена из более плотной ткани. На пышных рукавах, присборенных у запястья, крестиком вышивали красной нитью крупные цветы. На повседневном станке вышивка была менее красочной, а цветочный орнамент был более мелким. Для работы в поле и дома станки шили из небелёной ткани. Вышивка на нём была очень сдержанной, а ещё чаще – выполнялась белыми нитками по белой ткани. В случае траура женщина надевала станок простого кроя с чёрной вышивкой на рукавах. Поверх станка надевали спидныцю (юбку). Чаще всего они были черного, песочного или зеленого цвета. От пыли и грязи подол юбки защищала специальная щёточка, изготовленная из шёлковых нитей, собранных на плотную основу. Наиболее нарядные спидныци, которые надевали по праздникам, были украшены цветными лентами. Завершающим элементом женского костюма был кирас. Кирасом, или юбкой, назывался жилет из чёрного плюша, отделанный красной лентой, с красными пуговицами. Его никогда не стирали, берегли, передавали от матери к дочери. Весной и осенью женщины носили летейку. Летейка – верхняя одежда свободного (летящего) покроя из плыса (материала, похожего на бархат или плюш). Подкладка была выполнена из красного (праздничный вариант) или черного материала. Верх летейки был украшен защипами и бантиками из черной атласной ленты. Молодые женщины, имевшие грудных детей, во время прогулки прикрывали их широкими трапециевидными полочками летейки, создавая подобие ручной колыбельки. Зимней одеждой служили кожушок из дублёной кожи, свита с огромным воротником либо куцына (укороченный вариант свиты). Куцина напоминала летейку, но её изготавливали из тонкого войлока. Голову замужней женщины покрывал платок. Летом носили белые батистовые платочки, весной и осенью – хлопчатобумажные или шерстяные подшальники с цветочным узором. Зимой молодая женщина покрывали голову платком бело-молочного цвета из тонкой овечьей шерсти или цветастой шалью. Женщины постарше предпочитали тёмно-коричневые шерстяные платки и суконные клетчатые шали с пацёрками (крупная бахрома в виде пальчиков).

Летней обувью девушек и женщин были кожаные туфли и тапочки. Осенью и весной носили чоботки из кожи, зимой – валенки. В сёлах, расположенных на левобережье реки Ворсклы, никогда не носили лаптей, так как в этих местах липы в необходимых для изготовления лаптей количествах было недостаточно. Зато здесь всегда держали много скота, из кожи которого и шили разнообразную кожаную обувь. В каждом доме был свой сапожник.

Мужская одежда была менее разнообразной. Летом мужчины носили полотняные штаны, вышитую крестиком полотняную рубаху-косоворотку, подвязанную расшитым поясом, карт у з (фуражку) с плотным козырьком, кожаные сапоги. Зимой гардероб мужчины дополняли ватные стёганые штаны, войлочная свита с высоким воротником, шапка-ушанка и валенки. В дальнюю дорогу (з а езды) мужчины часто надевали на голову бурм у с – большой островерхий войлочный капюшон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: