Тема 7. Лекция 7. Социальные общности и группы




Учебные вопросы:

  1. Социальная общность: понятие, сущность, виды.
  2. Типы социальных общностей и их разновидности:

3. Мнимые социальные общности (множества).

4. Контактные социальные общности (квазигруппы).

5. Групповые общности (социальные группы).

1. Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подобными. Семья, толпа, коллектив, нация, класс – это основные вместилища, посредством которых, человек включается в решение личных проблем. Он ищет партнеров, чтобы объединить усилия, сэкономить ресурсы, получить помощь и тем самым приумножить свои возможности для решения определенных задач. Во имя этих целей человек вступает (или оказывается вовлеченным с момента рождения) в определенный тип социальных связей – солидарные связи. Процесс объединения усилий приводит к образованию определенных социальных общностей.

Социальные общности способствуют повышению эффективности социальных действий и взаимодействий; их развитость, интегрированность, многообразие являются важнейшими признаками высокого уровня организации повседневной социальной жизни.

Социальная общность – это объединение людей, обладающих общими социальными признаками.

Виды социальных общностей:

1) по количественному составу – от 2-3-х человек до сотен миллионов;

2) по продолжительности существования – от нескольких минут до многих тысячелетий;

3) по базовым системообразующим признакам:

- профессиональные (врачи, педагоги, экономисты)

- территориальные (жители г. Алматы, жители Жамбылской области)

- национально-этнические (казахи, русские, татары, украинцы),

- социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди),

- социально-статусные (представители низшего, среднего и высшего классов),

- конфессиональные (христиане, мусульмане),

- социокультурные (выпускники школ, курильщики).

Для больших социальных общностей в большей степени свойственно не непосредственное взаимодействие между членами общности, а опосредованные социальные связи. И чем больше социальная общность (по количеству членов, по занимаемой ею территории), тем меньше у ее членов возможностей для непосредственного взаимодействия.

2. В основе классификации типов социальных общностей лежит солидарное социальное действие как родовое понятие социологии. Солидарные социальные действия воплощаются в определенном типе социальной связи, который определяет тип социальных общностей.

Типы социальных общностей: мнимые, контактные и групповые.

2.1. Мнимые социальные общности или множества

Главный признак: отсутствие преднамеренной взаимной ориентации партнеров друг на друга, отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов.

А) Социальные категории – некие формально-статистические множества людей, имеющих общий признак (профессиональные, возрастные, половые, имущественные и др.), но совершенно изолированных друг от друга. Так, студенты РК – социальная категория, объединение людей имеющих общий признак – род деятельности – обучение в вузе, однако все студенты РК не объединены в единый социальный организм, способный выступить как единое целое за свои интересы, повышение качества учебы, своевременность выплаты достойной стипендии и т.д.

Социальные категории, как правило, представлены в статистических сводках.

Б) Агрегация – объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, иными словами, локализованное множество (например, пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.). Здесь есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом, хотя они довольно легко могут возникнуть. В последнем случае агрегация перерастает в контактную общность.

В) Массы – объединения людей, которые сами по себе изолированы и неизвестны друг другу (анонимны), но имеют массовидно-типичное поведение, вызванное однородностью реакции на внешний объект (раздражитель), ответных действий, ориентаций, ожиданий. Массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, повальное бегство беженцев, масса зрителей телевизионной рекламы, масса избирателей, пришедших на избирательные участки в день выборов.

2.2. Контактные социальные общности или квазигруппы.

В отличие от множеств здесь обязательно присутствует «ориентация на другого», социальное действие, устанавливается социальная связь, но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми.

Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно, спонтанно социальная общность, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между ее членами, как правило, односторонние.

Отличительные черты квазигрупп:

- спонтанность образования,

- неустойчивость взаимосвязей,

- отсутствие разнообразия во взаимодействиях,

- кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

Виды квазигрупп:

А) Аудитория (или публика) – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Единство аудитории создается приверженностью к определенным информационным (духовным) ценностям.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушатели уличного оратора, люди, собравшиеся в театре, в консерватории и т.п.), так и опосредованное, анонимное (например, читательская аудитория, радиослушатели, телезрители).

В отличие от массы аудитория – это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает 2 вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Так, находясь в кинотеатре или в концертном зале, мы видим, как люди реагируют на выступление исполнителя, и нам неудобно сохранять свою индифферентность.

Б) Толпа – временное внутренне не структурированное либо слабо структурированное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, внешним стимулом и эмоциональной общностью. Попадая в толпу, человек, как правило, теряетсвою индивидуальность; совместные действия и эмоции превращают егов обезличенный и безвольный элемент “стихии”.

Характеристики толпы:

- внушаемость – люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства, действия большинства;

- подражательность – действия отдельных участников копируются и тиражируются;

- анонимность – индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе, толпа часто действует как целое;

- спонтанность – люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях, как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций;

- неуязвимость – поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно “добраться”;

- слабая структурированность;

- повышенная эмоциональность – эмоции отдельных участников складываются и умножаются, создавая общее повышенное эмоциональное состояние толпы.

Виды толпы:

- случайная толпа – непреднамеренное собрание людей, обладающее наиболее неопределенной структурой, участников объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение, индивиды слабо эмоционально включены в толпу и могут свободно отделить себя от нее (например, собрание людей на улице, где произошло ДТП);

- обусловленная толпа – собрание людей, собирающихся с заранее поставленной целью и с соблюдением определенных норм и правил (например, футбольные болельщики, зрители массовых мероприятий – на скачках, собачьих боях, на рок-концерте и т.д.);

- эксперссивная толпа – квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов, люди собираются вместе для совместного выражения каких-либо чувств (радости, горя, протеста) или совершения ритуальных действий (праздничные гуляния, танцы, фестивали, религиозные шествия);

- действующая толпа – различные формы общностей с экстремальными типами поведения; имеются подвиды: агрессивная, паническая, стяжательская (стремящаяся овладеть какими-то ценностями), восставшая (объятая желанием восстановить справедливость).

В) Социальные круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Главной отличительной чертой социальных кругов является то, что взаимодействие в них направлено на обмен информацией (взглядами, новостями, комментариями и т.д. Индивиды, образующие социальные круги, походят определенный отбор в основном по 2-м критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии, 2) принадлежность к определенной субкультуре.

Разновидности социальных кругов:

1) контактные круги – социальные общности людей, постоянно встречающихся (например, в транспорте, на стадионе и т.д.) и имеющих общую заинтересованность в теме дискуссии. Границы таких общностей крайне неорпеделенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются;

2) профессиональные круги – социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку (например, группы людей, собирающихся на симпозиумах, соверщаниях, встречах, среди ученых, политиков, артистов ит.д.). Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм, следовательно, в них повышается степень социального контроля;

3) дружеские круги – социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы (компании людей, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы);

4) статусные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (например, аристократические круги, круги изгоев, мужчин, пенсионеров и т.д.). Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Все социальные круги могут иметь лидеров (т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для ченов данного круга и влияют на их поведение). Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга.

Изучение социальных кругов имеет как научный, так и практический интерес, т.к.: 1) они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, воздействующее на поведение людей в социальных группах; 2) это основа для образования активно действующих социальных групп с устойчивыми взаимосвязями.

2.3. Групповые общности или социальные группы

В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое – такое устойчивое, четко налаженное, предсказуемое для Актора единство достигается в социальных группах.

Социальная группа – устойчивый, самовозобновляющийся комплекс солидарных взаимодействий.

Важнейшие признаки и условия функционирования социальных групп:

· наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели;

· принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование “Мы-сознания”;

· устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы.

Устойчивость группы обусловливается эффективностью взаимодействий между членами данной группы, а также наличием разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов в результате общих норм, ценностей, стандартов поведения.

Виды социальных групп:

Ингруппа – группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, индивид видит членов этой группы как “мы”.

Аутгруппа - группа людей, по отношению к которым индивид не ощущает чувства идентичности и принадлежности, члены такой группы видятся индивиду как “не мы”, “другие”.

Референтная группа - реальная или воображаемая социальная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Большая шруппа – многочисленная по своему составу социальная группа, для которой характерны опосредованные солидарные взаимодействия (классовые, территориальные, национальные и др. общности).

Малая группа – относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (семья, школьный класс, студенческая группа, компания друзей).

Формальная группа – объединение людей, которое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, инструкций ит.д.

Неформальная группа - объединение людей, которое строится на основе общих интересов и устремлений и не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование.

Первичная группа – социальная группа, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности, отношения между членами которой носят личностный, неформальный характер; в этих группах происходит первичная социализация индивидов.

Вторичная группа – социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный, утилитарный характер; такая группа направлена, как правило, на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых.

Практическое занятие № 7 (1 час, 7-я неделя)

Теима: Социальные общности

Форма проведения: устный опрос.

Вопросы для изучения:

1. Понятие и сущность социальных общностей.

2. Основные типы социальных общностей:

а) мнимые социальные общности;

б) контактные социальные общности.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

1. Какова сущность понятия «социальная общность»?

2. В чем основное отличие различных типов социальных общностей друг от друга?

3. Дайте характеристику каждому виду мнимых общностей и приведите их примеры.

4. Почему принято считать, что квазигруппы представляют собой необходимую ступень для формирования устойчивой социальной группы?

5. Как меняется поведение человека в толпе? Каков механизм формирования поведения “человека толпы”?

6. Почему социологи уделяют значительное внимание изучению социальных кругов? Какие виды социальных кругов вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: