Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется в форме:
• работы в студенческих научных (предметных) кружках и проблемныхгруппах;
• работы в студенческих научных объединениях типа конструкторских бюро, вычислительных центров, научно-исследовательских лабораторий, бюро экономического анализа ит.д.;
• участия в проведении научных исследований по творческому содружеству и индивидуальным планам преподавателей и студентов на кафедрах и в научных подразделенияхвузов;
• участия в лекционной пропаганде в области науки, техники икультуры;
• участия в работе физико-математических школ, руководства научно-техническими кружками школьников и школьными факультативами;
• участия в работе по компьютеризации общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебныхзаведений;
• работы в студенческих научно-производственных отрядах и отрядахвнедрения;
• участияврационализаторскойиизобретательскойдеятельности;
• участия в научныхэкспедициях;
• участия в научных и научно-практическихконференциях;
• участия во внутривузовских и республиканских конкурсах.
Научные(предметные)кружки. Даннаяформачащевсегоиспользуется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в научно-исследовательской работе, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять членов группы, курса, факультета, а иногда – и всего института. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса, скорее всего, будут малопонятны студентам первого иунихможетпропастьинтересккружкукактаковому.
Проблемные кружки. Все сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, но следует учесть некоторые отличия.
Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а также, если при вузе имеются таковые, колледжейилицеев.Воглавуугламожетбытьпоставленапроблема,которойзанимаетсянаучныйруководителькружка,илилюбаядругаяпо еговыбору.Большимдостоинствомданнойформыисследовательской работы является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов.
Проблемныестуденческиелаборатории относятсякследующей ступени сложности исследовательских работ. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Врамкахпроблемныхстуденческихлабраторий осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а также практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. Ещеоднимихотличиемоткружкаявляетсябольшеезначениеспособностистудентакколлективнойработе. Есливкружкекаждыйстудентотвечает,какправило,толькозасебя,товпроблемныхстуденческихлабораториях,гдетемыисследованийгораздоболееглобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководительлабораториидолженпомочьстудентамразделитьтему на отдельные вопросы, решение которых приведет к решению главнойпроблемы.
Участие в научных конференциях. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Научно-практические конференции, как уже следует из самогоназвания, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Отличительнойчертойнаучно-практическойконференцииявляется сложностьееслаженнойорганизации.
С целью активизации в вузах научной, творческой работы студентов, определения уровня ее постановки, пропаганды передового опытаинаучныхдостиженийучащихсяпроводятсяорганизационно- массовыемероприятия:
• конкурсы на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарнымнаукам;
• выставки-смотрынаучногоитехническоготворчествастудентов;
• предметныеолимпиадыиконкурсыпо специальностям;
• научно-теоретическиеинаучно-практическиеконференции;
• смотры-конкурсы на лучшую организацию исследовательских работ студентов идр.
Научно-исследовательская работа студентов – одна из формучебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение, наука и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть домеждународных.
Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого.