Статья для дифференцированной аудитории




ЕВРОПЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ LIBERAL ARTS В БЕЛАРУСИ

2014/2015

Концентрация «Публичная история»

Учебная программа курса «Преодоление «тоталиты» — постсоциалистическая трансформация на примере Чешской республики»

2 семестр

Репин Виталий Валерьевич, 9a9a9a9@gmail.com

Кол-во занятий - 10

Концепция курса

 

Прошедшие 25 лет показали, насколько результативным был период постсоциалистической трансформации для чешского общества. Сегодня Чехия является одним из лидеров в процессах политической, экономической и социальной эмансипации в постсоциалистической Центральной Европе.

В рамках курса планируется сосредоточить внимание не на хронологической истории, а на идейно-концептуальном и социальном измерениях изменений, произошедших в Чехии, так как «выход» из периода социализма стал для чехов своеобразным новым обретением своей идентичности, а не только механической перестройкой общественных структур и институтов после «тоталиты» («Totalita») — чешского варианта тоталитаризма.

В рамках курса будет предложено обсуждение вопросов: Насколько «нормальным» оказался для Чехии выход из «нормализации», последнего периода социализма? Какие чешские исторические мифы были реанимированы, и как трансформировались мифы, возникшие в период социализма? Как перераспределились роли среди «героев» и «злодеев» прошлого, и какой социальный и политический идеал возник в свободном обществе? Как стал переосмысливаться опыт социализма в чешском языке, массовой культуре, контр-культуре? Каким образом происходит интеграция выходцев из постсоветских стран в современное чешское общество? Грозят ли чехам кризис идентичности и потеря «смысла истории»?

 

Ключевые понятия: постсоциалистическая трансформация, десоветизация, «бархатная» революция, культура памяти, преодоление прошлого.

 

Компетенции

В результате освоения курса студент будет

знать:

- особенности чешской модели постсоциалистической трансформации и актуальные тенденции развития современного чешского общества.

- основные концептуальные подходы к исследованию "переходных" пост-тоталитарных обществ в Центральной Европе.

- практики исторической памяти, актуализировавшиеся после 1989 г. в чешском обществе и повлиявшие на развитие идентичности чешского общества.

- социокультурный контекст чешской истории XX столетия.

 

уметь:

- репрезентировать свое отношение к трансформационным процессам и критически анализировать переплетения советского и пост-советского в опыте перемен Центрально-европейских стран за последние 25 лет.


Тематика занятий

Тема 1: Чешское общество между «тоталитой» и демократией: 25 лет поисков себя.

 

Введение в проблематику курса. Подходы к исследованию трансформационных процессов и терминологические определения периода после 1989 г. Хронологическое и геополитическое обрамление. История чехословацкого социализма, понятие «тоталита» в чешском дискурсе. Этапы и парадоксы функционирования тоталитарной системы (1948-1989): (запоздалая десталинизация - самая большая либерализация - нормализация и запоздалая перестройка - референдум о сохранении ЧСФСР). Стартовые позиции для трансформации. Экскурс в историю «бархатной революции» 1989 г. Ожидания от реформ и символы перемен. Десоветизация и/или вестернизация, евроинтеграция и вступление в НАТО, как факторы трансформации, опыт и уроки интерпретации западного опыта: в чем Чехия не смогла достичь Запад и почему?

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, практикум (составление концептуальной схемы понятия «трансформация» и ассоциативного ряда образов, связанных с Чехией).

 

Материалы к занятию:

Александр Бобраков-Тимошкин. Почему в Чехии не было модернизации? Несколько трансформаций и одна нормализация https://magazines.russ.ru/nz/2011/1/ti15.html

 

Коровицына Н.В. Уроки вестернизации Восточной Европы "Пост-1989". Социогуманитарная критика // Социологические исследования. - 2009. - N 5. С. 30-39.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа): Чтение текста «Новогоднего выступления» Вацлава Гавла в 1990 г. и составление на его основе постера.

 

 

Дополнительная литература:

Биография Гавела. Радиопрограммы и подкасты / Поверх барьеров / Поверх барьеров - Американский час

https://www.svoboda.org/content/transcript/26813899.html

Общественные трансформации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (90-е годы XX века — начало XXI столетия). М., 2008. https://inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1057--n-90-xx-xxi-20089

 

Водичка К. Раздел Чехословакии - десять лет спустя // Социс, 2003. - № 10, C. 129-135.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_509%2Fall

 

Ильин В.И. Посткоммунистическая Европа: человеческое измерение антикоммунистической революции // Мир России. 2006г. N 3. С.31-42.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_509%2Fall

 

Коровицына, Н. В. Центральноевропейские славяне на пути к постмодерну // Социологические исследования. - 2004. - N 10. - С. 143-148.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

Holý, Ladislav. The little Czech and the great Czech nation: national identity and the post-communist transformation of society / Ladislav Holy. — 1st publ. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — x, 226 s.

https://books.google.by/books?id=5lsyCElMkDoC&pg=PA38&lpg=PA38&dq=The+little+czech+and+the+greater+nation&source=bl&ots=S_atiAczrS&sig=AgJ0Yeh0ajMEya8yrDg-G3o5myQ&hl=ru&sa=X&ei=qqr3U6ywHufE4gSZhoGABw&redir_esc=y#v=onepage&q=The%20little%20czech%20and%20the%20greater%20nation&f=false

или https://www.rect.muni.cz/summerschool/New_Europe/Module_3/Session%202/8_19_11_Holy%20%28further%20reading%29.pdf

 

Задорожнюк Э. Г. Почему распалось в 1990-е гг. единое чехословацкое государство? // Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа, вторая половина ХХ века. М., 2006.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_77%2Fall

 

Letter from Kobylisy, Czech Republic

https://www.generationexpat.com/prague_nostalgia/

 

 

Тема 2: Программа перемен для одной центрально-европейской страны: ожидания и иллюзии.

 

Обсуждение подготовленных постеров по мотивам текста новогоднего выступления Вацлава Гавла. Морально-ценностные и материальные ориентиры постсоциалистического общества в контексте травматического опыта XX столетия. Самовиктимизация и поиск виновных в социальном кризисе. Дискуссия о роли диссидентского движения и других форм публичной жизни в крушении режима нормализации. Нарратив конформизма и сопротивления – история чешского дисента. Мифологизация революции как инструмент политической конкуренции. Обращение к «золотым векам» чешской демократии (экскурс в историю Первой республики 1918-1939 гг., и гражданско-политическую концепцию Т.Г. Масарика). Конфликт типов историчности в чешском обществе.

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, практикум (обсуждение выполненных студентами постеров)

 

Материалы к занятию: Махонин Петр и др. Трансформация и модернизация чешского общества // Социологические исследования. - 2002. - № 7. - С. 32-47.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_509%2Fall

 

Травин Дмитрий. Между социализмом и капитализмом: реформаторы-68 в поисках оптимального пути. https://magazines.russ.ru/nz/2008/4/tr5.html

 

Революция без подготовки. Чехи вспоминают о "бархатной революции", начавшейся 25 лет назад. https://www.svoboda.org/content/article/26690461.html

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа):

  1. Выбрать один из «травматических» сюжетов чешской истории XX столетия и сделать его характеристику.
  2. Текст Александр Бобраков-Тимошкин. У нас была нормальная эпоха: 1970-е годы в Чехословацкой Социалистической Республике

https://magazines.russ.ru/nz/2007/2/ti11.html

 

Дополнительная литература:

Штомпка Петр Культурная травма в посткоммунистическом обществе

https://ecsocman.hse.ru/data/827/688/1231/002Shtompka.pdf

 

Штомпка Петр Социальное изменение как травма

https://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf

 

Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. М.: Институт славяноведения РАН, 2000. – 164 с. https://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1501---------2000

 

Тоска по гуляшу от Кадара. Венгрия со смешанными чувствами отмечает 25-летие падения коммунистического режима. https://www.svoboda.org/content/article/26650228.html

 

Нация, социализм, "маленький человек". Александр Бобраков-Тимошкин о Третьей республике, чешском национальном социализме.

https://www.svoboda.org/content/article/24908744.html#page=1

Тема 3: Осмысление периода социализма в Чешской историографии. Инфраструктура исследований «тоталиты».

 

Исследования тоталитаризма в современной Чехии и их критика. Историческая публицистика в духе тоталитарной школы.

Визуализация и коммерческая эксплуатация артефактов социализма. Визуальная медиа-экскурсия по музею истории Государственной безопасности (StB) в Праге и другим местам памяти, связанных с периодом социализма. 1989 год, как отправная точка новой реальности на примере проекта по исторической реконструкции Znovu89.

Воспоминания о власти, стратегиях общественной и личной жизни, повседневности: ресентимент по «нормальной эпохе» в чешском обществе.

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, визуальная экскурсия по музею StB в Праге.

 

Материалы к занятию:

Twitter «бархатной революции» https://twitter.com/znovu89

 

Pomník obětem komunismu

https://www.totalita.cz/pomnik/pomnik_praha_001.php

 

Jan Čulík. Czechoslovakia under communism: popular opinion

https://blisty.cz/video/Slavonic/Czechoslovakia%20under%20Communism.htm

 

Статьи из журнала Arche 2009 №6

Картоўс Багуміл, Балючае перараджэньне таталітарнага грамадзтва. 20 гадоў родавых пакут праз прызму СМІ

Шабатава Анна, Хартыя-77 — непаўторны досьвед, альбо Крыніца натхненьня для сёньняшняга дня?

Шчыгел Марыюш, З кнігі «Готлянд»

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_328%2Fall

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа): изучение заголовков статей журнала чешского Института тоталитарных исследований «Память и история»).

 

Дополнительная литература:

 

1994 Naše děti se učí v nacistické škole, stěžují si rodiče na úřadech

https://www.neaktuality.cz/domaci/nase-deti-se-uci-v-nacisticke-skole-stezuji-si-rodice-na-uradech/

 

https://www.neaktuality.cz/50-leta/

 

https://ctvrtstoleti.cz/

Infografika: Nepovedená privatizace?

Infografika: Transformace pohledem státní pokladny

Infografika: Česká transformace v médiích

 

Evoluce 4 z revoluce

Martin Mejstřík

Režisér J. Šikl se po dvaceti letech vrací k některým osobnostem listopadových událostí roku 1989 a společně s nimi se zamýšlí nad cestou, kterou ušla od té doby česká společnost.

https://www.ceskatelevize.cz/porady/10244253080-evoluce-4-z-revoluce/20956226939-martin-mejstrik/

 

Maňákovy řádky na blogu ČT24 - Retro-invaze na Husákovy děti

https://m.ceskatelevize.cz/ct24/blogy/manakovy-radky-na-blogu-ct24/60432-retro-invaze-na-husakovy-deti/

 

https://www.ceskatelevize.cz:8099/ct24/domaci/70943-fotka-jez-se-pozdeji-stala-symbolem-listopadovych-udalosti-1989/

Fotka, jež se později stala symbolem listopadových událostí 1989

 

Velké Kabátové Revoluce: Zapáchající realita 25 let po Sametu: Půl druhého miliónu Čechů pod hranicí chudoby, 2 milióny lidí bez práce, 100 tisíc Čechů bez domova, 2 milióny Čechů v exekuci, nájemné až 30x vyšší než tehdy… ale to nevadí, hlavně že jsou dnes levné banány!

https://aeronet.cz/news/zapachajici-realita-25-let-po-sametu-pul-druheho-milionu-cechu-pod-hranici-chudoby-2-miliony-lidi-bez-prace-100-tisic-cechu-bez-domova-2-miliony-cechu-v-exekuci-najemne-az-30x-vyssi-nez-tehdy/

 

Občanský průkaz – totalita očima mládeže – recenze

https://fanmovie.cz/filmove-novinky/obcansky-prukaz-%E2%80%93-totalita-ocima-mladeze-recenze/

 

Anglické jahody

V horkém létě šedesátých let přichází ráno 21. srpna 1968 a naděje i plány na cestu do dálek se pro mladého Tomáše neúprosně hroutí (2008). Hrají: I. Lupták, M. Štípková, A. Bardukov, N. Divíšková, P. Tomicová, V. Preiss, N. Boudová, K. Burianová, M. Mejzlík, S. Pogodová, T. Klus a další. Scénář M. Šafránek. Kamera V. Křepelka. Režie V. Drha

https://www.ceskatelevize.cz/porady/10181372915-anglicke-jahody/

 

10 let Václava Klause

Češka by dal Klausovi za 90. léta jedničku, na privatizaci bank ale odvahu neměl

https://www.ceskatelevize.cz/ct24/ekonomika/217942-ceska-by-dal-klausovi-za-90-leta-jednicku-na-privatizaci-bank-ale-odvahu-nemel/

 

 

Kde udělali soudruzi z NDR chybu? Největší skanzen socialismu kousek od hranic

https://cestovani.idnes.cz/kde-udelali-soudruzi-z-ndr-chybu-nejvetsi-skanzen-socialismu-kousek-od-hranic-1hn-/kolem-sveta.aspx?c=A090521_153815_igsvet_tom

Юлиус Фучик - жизнь после смерти. https://radio.cz/ru/rubrika/progulki/yulius-fuchik-zhizn-posle-smerti

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014. https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_493%2Fall

Petrescu, Dragoş. Explaining the Romanian revolution of 1989: culture, structure, and contingency / Dragoş Petrescu. — Bucureşti: Editura enciclopedicǎ, 2010. - 453 s. https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_479%2Fall

Э. Г. Задорожнюк. «Режим нормализации» в Чехословакии и феномен «параллельного общества» // Власть и общество: непростые взаимоотношения (Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в XX веке). М.: Институт славяноведения РАН, 2008. https://inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1897-2008-vlast-i-obschestvo

 

Тема 4: Политика исторической памяти в современной Чехии

 

Обсуждение самостоятельного задания. Политика исторической памяти. Кто и как пишет учебники истории, и кто это верифицирует. Новые праздники, даты и исторические правды. Мемориальные законы. Проблемные места чешской истории и нарратив неучастия: кейсы «Катастрофа 1938 г.», Вторая мировая война, выселение немцев и венгров после Второй мировой войны, установление власти коммунистов в 1948 г., репрессивная политика коммунистического режима, оккупация войсками Варшавского договора в 1968 г. и политика нормализации. Герои и антигерои современной чешской истории и попытка изобретения нового образа социализма.

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, Коллективный просмотр и анализ историко-популярных роликов, посвященных социалистической истории Чехии https://dejiny.ceskatelevize.cz.

 

Материалы к занятию:

 

Výsledky soutěže o nejlepší komiksové leporelo ze socialistického Československa "KO-LE-SO": https://old.komiksfest.cz/old/2009/ko_le_so

 

Александр Бобраков-Тимошкин. Символ "чешской судьбы": 1968 год в контексте "споров о смысле чешской истории". https://magazines.russ.ru/nz/2008/4/so6.html

 

Александр Бобраков-Тимошкин. Бегство от "памяти жанра": стратегии идеологизации и деидеологизации в чешской исторической прозе.

https://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/bob17.html

 

О вине народов, об истории и идеологии - с чешскими историками и политиками.

https://www.svoboda.org/content/transcript/26652745.html

 

Ержан Карабек. Спустя 65 лет казахский освободитель Праги узнал правду о «Розовом танке»

https://rus.azattyq.mobi/a/pink_tank_ruzovy_tank/2045985.html

 

  https://www.dekomunizace.cz/zpravy
  https://martin.markovic.sweb.cz/prazsky_ulicnik.htm
  Slibované rozluštění a) ulice Evropská - Leninova b) ulice Milady Horákové - Obránců Míru c) metro nádraží Holešovice - Fučíkova d) metro Pankrác - Mládežnická e) Masarykovo nádraží (ČD) - nádraží Praha Střed f) ulice Korunní - ulice Wilhelma Piecka g) metro Anděl - Moskevská h) Štefánikův most - Švermův most i) ulice Seifertova - Kalininova j) most Legií - most 1. máje k) náměstí Jana Palacha - náměstí Krasnoarmějců l) metro Dejvická - Leninova m) metro Florenc - Sokolovská n) metro Vyšehrad - Gottwaldova o) metro Chodov - Budovatelů p) metro Háje - Kosmonautů q) Holešovické výstaviště - Park kultury a oddechu Julia Fučíka r) metro Opatov - Družby s) náměstí Kinských - náměstí Sovětských tankistů t) ulice Štefánikova - S. M. Kirova u) Masarykovo nábřeží - Gottwaldovo v) Rašínovo nábřeží - Engelsovo

 

 

Задание к следующему занятию: Просмотр документального фильмаHodina dejepisu - Урок истории. Режиссер - Душан Транчик, Словакия, 2013, 59 минут. Постановка исследовательских вопросов к фильму.

 

Дополнительная литература:

Unknown offender paints Marshal Konev statue in Prague pink

https://www.ceskenoviny.cz/zpravy/unknown-offender-paints-marshal-konev-statue-in-prague-pink/1149356

Шимов Ярослав. История как публицистика и публицистика как история о том, как чешские литераторы создали свой народ. https://magazines.russ.ru/inostran/2005/3/sh10.html

Сборник на тему "Конструирование исторической политики". О том, кто и как формирует исторические образы и ценности в России, Польше и других странах. pro et contra журнал №3-4. https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_3.2009_all_screen.pdf

Марьина В.В. Историк и историческая наука в трансформационный период общественной жизни (по материалам пражского журнала «Soudobe dejiny» («Современная история», 90-е годы XX века) // Общественные трансформации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (90-е годы XX века — начало XXI столетия). М., 2008.

https://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1057--n-90-xx-xxi-2008

 

"Неделя свободы" как воспоминание о розовом танке

https://www.svoboda.org/content/article/24242334.html

 

Авторы игры «Чехословакия 38-89» против черно-белой оценки истории

https://radio.cz/ru/rubrika/progulki/avtory-igry-chexoslovakiya-38-89-protiv-cherno-beloj-ocenki-istorii

 

Уроки истории для детей: от картинки – к тексту

https://radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/uroki-istorii-dlya-detej-ot-kartinki-k-tekstu

 

Тема 5: Не«новая волна» чешской политики.

 

Трансформация властных структур. Радикальная смена элит. Построение правового государства. Особенности чешской приватизации. Негативные социальные эффекты трансформации и стратегии преодоления трудностей. Деэтатизация и фактор гражданского участия. Политическая борьба или конкуренция идеологий.

Идентичность, глобализация, европеизм. Дискуссия о смысле чешской истории в политическом дискурсе. История чешского национализма и регионального патриотизма. «Измы» Вацлава Клауса. Категория «Абсурдности» в чешской политической жизни. Геополитические предпочтения и «пост-колониальный дискурс» в современных интерпретациях (пост)советского фактора в Центральной Европе.

Возвращение коммунистов в политическое поле. Вопрос о завершенности политической трансформации.

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, коллективный анализ видеоролика, составление концептуальной карты понятия «национальный нарратив» истории.

 

Материалы к занятию:

 

Шимов Я.В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешский вариант // ПОЛИС (ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ). - 2001. - № 3. - С. 149-159

https://www.politstudies.ru/article/2908

 

Коровицына Н.В. Чешское общество и демократический прогресс // Новая и новейшая история. - 2013. - № 5. - С. 37-47. https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

Александр Бобраков-Тимошкин. Наследники традиций: Коммунистическая партия Чехии и Моравии как консервативно-националистическая сила.

https://magazines.russ.ru/nz/2011/6/b20.html

 

Milan Sojka. Czech Transformation Strategy and its Economic Consequences: A Case of an Institutional Failure (or the Economic Consequences of Mr. Klaus) // Democracy and Market Economics in Central and Eastern Europe: Are New Institutions Being Consolidated? Napporo, 2004. https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_509%2Fall

 

Jakub Charvát

Jak jsme chystali první postkomunistické volby

https://www.listy.cz/archiv.php?cislo=103&clanek=031021

 

Jakub Charvát

Reforma volebního systému malým stranám nepomáhá

https://www.revuepolitika.cz/clanky/61/reforma-volebniho-systemu-malym-stranam-nepomaha

 

Staří, noví, radikální: politický aktivismus v České republice očima teorie sociálních hnutí

ONDŘEJ CÍSAŘ, JIŘÍ NAVRÁTIL, KATEŘINA VRÁBLÍKOVÁ

© Sociologický ústav AV ČR, v.v.i., Praha 2011

Sociologický časopis / Czech Sociological Review, 2011, Vol. 47, No. 1. S. 137-167.

https://sreview.soc.cas.cz/uploads/4cd36bfb874e0b1d09cb08912c7224b2c3e7b687_CisarNavratilVrablikovaSC%201-2011.pdf

 

Císař, Ondřej, Politický aktivismus v České republice: sociální hnutí a občanská společnost v období transformace a evropeizace / Ondřej Císař; [z anglického originálu... přeložil Jiří Ogrocký]. -- 1. vyd.. -- Brno: Centrum pro studium demokracie a kultury (CDK), 2008. -- 187 s.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_546%2Fall

 

Jan Čulík. Czechoslovakia under communism: popular opinion

https://blisty.cz/video/Slavonic/Czechoslovakia%20under%20Communism.htm

 

Самые авторитетные чешские политики 2015

https://420on.cz/news/politics/47464-samym-avtoritetnym-politikom-chehii-priznan-andrey-babish

 

1994 Rád peníze vydělávám a ještě raději utrácím, říká s úsměvem mladý překupník akcií

https://www.neaktuality.cz/ekonomika/rad-penize-vydelavam-a-jeste-radeji-utracim-rika-s-usmevem-mlady-prekupnik-akcii/

 

https://ctvrtstoleti.cz/

Infografika: Nepovedená privatizace?

Infografika: Transformace pohledem státní pokladny

Infografika: Česká transformace v médiích

 

Evoluce 4 z revoluce

Martin Mejstřík

Režisér J. Šikl se po dvaceti letech vrací k některým osobnostem listopadových událostí roku 1989 a společně s nimi se zamýšlí nad cestou, kterou ušla od té doby česká společnost.

https://www.ceskatelevize.cz/porady/10244253080-evoluce-4-z-revoluce/20956226939-martin-mejstrik/

 

Maňákovy řádky na blogu ČT24 - Retro-invaze na Husákovy děti

https://m.ceskatelevize.cz/ct24/blogy/manakovy-radky-na-blogu-ct24/60432-retro-invaze-na-husakovy-deti/

 

Velké Kabátové Revoluce: Zapáchající realita 25 let po Sametu: Půl druhého miliónu Čechů pod hranicí chudoby, 2 milióny lidí bez práce, 100 tisíc Čechů bez domova, 2 milióny Čechů v exekuci, nájemné až 30x vyšší než tehdy… ale to nevadí, hlavně že jsou dnes levné banány!

https://aeronet.cz/news/zapachajici-realita-25-let-po-sametu-pul-druheho-milionu-cechu-pod-hranici-chudoby-2-miliony-lidi-bez-prace-100-tisic-cechu-bez-domova-2-miliony-cechu-v-exekuci-najemne-az-30x-vyssi-nez-tehdy/

 

Občanský průkaz – totalita očima mládeže – recenze

https://fanmovie.cz/filmove-novinky/obcansky-prukaz-%E2%80%93-totalita-ocima-mladeze-recenze/

 

Anglické jahody

V horkém létě šedesátých let přichází ráno 21. srpna 1968 a naděje i plány na cestu do dálek se pro mladého Tomáše neúprosně hroutí (2008). Hrají: I. Lupták, M. Štípková, A. Bardukov, N. Divíšková, P. Tomicová, V. Preiss, N. Boudová, K. Burianová, M. Mejzlík, S. Pogodová, T. Klus a další. Scénář M. Šafránek. Kamera V. Křepelka. Režie V. Drha

https://www.ceskatelevize.cz/porady/10181372915-anglicke-jahody/

 

10 let Václava Klause

Češka by dal Klausovi za 90. léta jedničku, na privatizaci bank ale odvahu neměl

https://www.ceskatelevize.cz/ct24/ekonomika/217942-ceska-by-dal-klausovi-za-90-leta-jednicku-na-privatizaci-bank-ale-odvahu-nemel/

 

Задание к следующему занятию: 1. Просмотр youtube промо-роликов чешских политиков и составление потрета «чешского политика» и «чешского избирателя».

2. Самостоятельное изучение творчества чешского художника Давида Черного и формулирование списка проблем чешского общества, которые показаны в его скульптурных композициях.

 

 

Дополнительная литература:

Коровицына, Н. В. Политическое сознание чехов: перемены и стабильность // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 51-58.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

Чешские «пираты» о свободе, марихуане и уязвимости. https://420on.cz/news/interview/41858-cheshskie-piraty-o-svobode-marihuane-i-uyazvimosti

Tadayuki Hayashi. 'Neo-liberals' and the Politics of Economic Transformation in the Post-Communist Czech Republic // Democracy and Market Economics in Central and Eastern Europe: Are New Institutions Being Consolidated? Napporo, 2004. https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_509%2Fall

 

Илья Тарасов. Идеологическое перепутье Центрально-Восточной Европы

https://www.perspektivy.info/book/ideologicheskoje_pereputje_centralno-vostochnoj_jevropy_2008-12-27.htm

 

«В эти дни мы похожи на пассажиров «Титаника», мы танцуем на верхней палубе и тогда, когда нижние уже залиты водой. Мы постоянно убеждаем себя в том, что будет только лучше, вместо того, чтобы сказать себе, что лучше уже не будет», – заметил во вступительном слове начальник Генерального штаба Петр Павел.

 

Депутаты клуба партии Томио Окамуры «Рассвет прямой демократии» (Úsvit přímé demokracie) подали заявление в прокуратуру.

 

Martin Mejstřík

Deník -...řekněte jim, že sametová

https://www.levneucebnice.cz/p/denik-reknete-jim-ze-sametova/

1989-2009 – dvacet posledních let země, kde zítra znovu začíná znamenat včera

Ironizující pohled na pozadí, průběh a většinou absurdní vyznění afér a událostí, ke kterým v této zemi v politice, ekonomice a kultuře za dvacet let po sametové revoluci došlo.

Kniha je rozdělena do tří kapitol: „Vyrovnání“ s komunismem („Zatímco komunisté trestali nevinné nekomunisty, nekomunisté netrestají komunistické viníky“); Politika a organizovaný i neorganizovaný zločin („Politika je absurdní divadlo, kde ve velmi špatných kusech hrají velmi špatní herci a které režírují ještě horší režiséři“) a Quo vadis, kulturo? aneb Šmíru zdar! (se zvláštním důrazem na televizní „uměleckou“ tvorbu a ohlupující všudypřítomnost reklamy). Text je rozšířen o rozhovory s přímými aktéry dění, s oběťmi komunistických zločinů, se strážci zákona, s novináři, umělci atd. a doplňují ho ojedinělé fotografie.

 

Тема 6: Личное и публичное после «тоталиты».

 

История публичности в чешском обществе. Идеалы публичных институтов в чешской традиции. Идеалы предпринимательства и потребления.

Социальная стратификация. Переопределение социальных связей. Новые проблемы отношения поколений, полов, этно-социальных групп.

Трансформация личности. «Тоталитный» человек в поиске себя. Был ли советский чех? Какие стратегии адаптации были выбраны в процессе трансформации? «Маленький человек» в период «свободы».

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, коллективный анализ видеоролика, составление концептуальной карты понятия «национальный нарратив» истории.

 

Материалы к занятию:

 

Более шестидесяти процентов чехов довольно своей жизнью, вытекает из результатов опроса общественного мнения компании CVVM. Наоборот, своей жизнью не довольно 15 процентов жителей Чехии. К группе положительно настроенных граждан относятся люди молодого возраста, более образованные, получающие более высокую зарплату. В целом, судя по опросу, общий настрой чешского общества улучшается. Подобный опрос провела и компания STEM. По ее данным, своей жизнью довольны три четверти чехов. Это самый высокий показатель за последние восемь лет.

 

Коровицына, Н. В. Социокультурная структура чешского общества в первое десятилетие XXI века // Социологические исследования. - 2011. - N 3. - С. 66-73.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

Тучек Милан. Сплоченность общества в чешском восприятии // Восточноевропейские исследования. Международный журнал по социальным и гуманитарным наукам. Вып. 3. М.: Институт славяноведения РАН, 2006.

https://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1957-vostochnoevropejskie-issledovanija-3

 

Коровицына, Н. В. Чешская идентичность: об особенностях адаптации к переменам // Социологические исследования. - 2006. - N 9. - С.102-109.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа): Написать отзыв на художественную инсталляцию Д. Черного «Энтропа».

 

Дополнительная литература:

Махонин Павел/ Кристаллизация социального статуса и постсоциалистическая трансформация // Восточноевропейские исследования. Международный журнал по социальным и гуманитарным наукам. Вып. 1. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. https://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1263--1-2005

Коровицына, Н. В. Процессы трансформации чешской семьи в середине XX - начале XXI века // Новая и новейшая история. - 2014. - № 1. - С. 194-205.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

Коровицына Н. В. Чешский человек в первом десятилетии 2000-х годов (анализ атериалов ЦИОМ ИС АН ЧР). М., 2011. 200 с. https://inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/887--2000-2011

Коровицына, Н.В. Чешская социология о реальном состоянии общества и вновь и его"человеческом лице" // СОЦИС. - 2003. - №5.-С.20-29.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

Gender a demokracie: 1989 - 2009 / Linda Sokačová (editorka). Praha: Gender Studies, 2009, 112 s. (есть на чешском языке).

Chata v Jezerní kotlině: Foglarovi hrdinové jsou dnes už vyčpělí

https://www.neaktuality.cz/kultura/chata-v-jezerni-kotline-foglarovi-hrdinove-jsou-dnes-uz-vycpeli/

 

Тема 7: Социалистическое прошлое в культуре и быту.

 

Коммунистический новояз в чешском языке и волна переименований после 1989 г. Социалистическое прошлое в языке и современной культуре. Отображение эпох социализма и перемен в чешском кинематографе мемориальных и других визуальных проектах. «Тоталита» в комиксах.

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией,

 

Материалы к занятию:

 

Pionierska kronika alebo Zaspomínajme si...

https://keliarova.blog.sme.sk/c/26071/Pionierska-kronika-alebo-Zaspominajme-si.html

 

top 10

Strana - 3449

Práce - 2898

Sovětský - 2387

Socialistický - 2345

Pracující - 1327

Závod - 1298

Svaz - 1294

Rozvoj - 1269

Soudruh - 1254

Výbor - 1253

Celozávodní - tehdy celozávodní výbor KSČ, dnes celozávodní dovolená

Hnijící - tehdy hnijící kapitalimus, dnes hnijící maso

Dělba - tehdy dělba práce, dnes dělba moci

Centralizované - tehdy centralizované řízení, dnes pult centralizované ochrany

Horečné - tehdy horečné zbrojení, dnes horečné jednání

Barmský - tehdy strana barmského socialistického programu, dnes barmská vojenská junta

https://zpravy.idnes.cz/soudruh-strana-prace-vedci-rozebrali-rude-pravo-pripravuji-slovnik-totality-1x2-/domaci.aspx?c=A100604_193408_domaci_hv

 

Александра Вагнер. Слово для дела. Рецензия на чешский Малый словарь реалий коммунизма

https://www.svoboda.mobi/a/24993722.html

 

Gender a demokracie: 1989 - 2009 / Linda Sokačová (editorka). Praha: Gender Studies, 2009, 112 s. (есть на чешском языке).

Občanský průkaz – totalita očima mládeže – recenze

https://fanmovie.cz/filmove-novinky/obcansky-prukaz-%E2%80%93-totalita-ocima-mladeze-recenze/

 

Anglické jahody

V horkém létě šedesátých let přichází ráno 21. srpna 1968 a naděje i plány na cestu do dálek se pro mladého Tomáše neúprosně hroutí (2008). Hrají: I. Lupták, M. Štípková, A. Bardukov, N. Divíšková, P. Tomicová, V. Preiss, N. Boudová, K. Burianová, M. Mejzlík, S. Pogodová, T. Klus a další. Scénář M. Šafránek. Kamera V. Křepelka. Režie V. Drha

https://www.ceskatelevize.cz/porady/10181372915-anglicke-jahody/

Staří, noví, radikální: politický aktivismus v České republice očima teorie sociálních hnutí

ONDŘEJ CÍSAŘ, JIŘÍ NAVRÁTIL, KATEŘINA VRÁBLÍKOVÁ

© Sociologický ústav AV ČR, v.v.i., Praha 2011

Sociologický časopis / Czech Sociological Review, 2011, Vol. 47, No. 1. S. 137-167.

https://sreview.soc.cas.cz/uploads/4cd36bfb874e0b1d09cb08912c7224b2c3e7b687_CisarNavratilVrablikovaSC%201-2011.pdf

 

Císař, Ondřej, Politický aktivismus v České republice: sociální hnutí a občanská společnost v období transformace a evropeizace / Ondřej Císař; [z anglického originálu... přeložil Jiří Ogrocký]. -- 1. vyd.. -- Brno: Centrum pro studium demokracie a kultury (CDK), 2008. -- 187 s.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_546%2Fall

 

Коровицына, Н. В. Процессы трансформации чешской семьи в середине XX - начале XXI века // Новая и новейшая история. - 2014. - № 1. - С. 194-205.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

 

Post-Communist Art and the Prague Biennale // Carrie Dedon. Visualizing the Nation: Constructing a Czech National Art in the Prague Biennale

https://scholarship.claremont.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1038&context=pomona_theses

 

Výsledky soutěže o nejlepší komiksové leporelo ze socialistického Československa "KO-LE-SO": https://old.komiksfest.cz/old/2009/ko_le_so

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа): посмотреть Художественно-документальный фильм 2013 «Неопалимая купина», посвященную событиям самосожжения чешского студента Яна Палаха и составить свою оценку поступка Яна Палаха и мемориализации его в фильме (письменно или устно).

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_512%2Fall

 

Дополнительная литература:

Давид Черны - Прага, и не только

https://jacklinka.livejournal.com/32452.html

Игорь Голомшток. Язык искусства при тоталитаризме https://magazines.russ.ru/continent/2012/151/g56.html

Вацлав Гавел. Политика и совесть

https://www.inliberty.ru/library/179-politika-inbspsovest

 

Нелли Павласкова. В безбожном раю.

https://www.svoboda.org/content/article/25381046.html

 

Тема 8: Трансформация системы образования и участие молодежи в реформах.

 

Традиции студенческого движения в Чехии и символизм фигуры «студента» в новейшей чешской истории. Демократизация системы образования. Гражданская самоорганизация студентов в контексте дебатов о проведении реформы высшего образования в 2011-2012 гг. Проблемы чешской молодежи.

Система высшего образования в Чешской республике: возможности и перспективы для исследователей и соискателей из Беларуси.

?

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией

 

Материалы к занятию: Образ студента в истории Чехословакии в XX столетии. Презентация.

 

Задание к следующему занятию (самостоятельная работа): 1) Найти стипендиальную программу (грант) в том или ином чешском вузе, соответствующую профилю и интересам слушателя курса. Или составить медиа портфолио, касающееся реалий жизни выходцев из Беларуси в Чешской республике.

2) В группах изучить тексты интервью, взятых у выходцев из постсоветского пространства, проживающих в г. Плзень в марте 2014 г., и составить «ментальную карту» мира иммигрантов.

 

Дополнительная литература:

Ян Палах. Память

https://www.svoboda.org/content/article/25228751.html

 

Прага вспоминает Яна Палаха

https://www.svoboda.org/content/article/481015.html

https://www.svoboda.org/content/transcript/1499368.html

Махачек Ладислав. Молодые люди о «чехословацкой» национально-государственной и европейской идентичности // Восточноевропейские исследования. Международный журнал по социальным и гуманитарным наукам. Вып. 1. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. https://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/1263--1-2005

Коровицына Н.В. Восточноевропейский путь развития в лицах:"простой" человек и человек "образованный" // СОЦИС. - 2003. - №10.-С.120-128.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

Тема 9: Быть иным. Пути интеграции в постсоциалистическое общество.

 

Миграция из постсоветского пространства в Чешскую республику и проблемы адаптации мигрантов. Взаимоотношения в диаспоре. Конфликты этнических и культурных стереотипов. Как адаптироваться в Чехии. Обратный культурный обмен: опыт и впечатления чехов, посетивших Беларусь. Обсуждение текстов интервью, взятых у выходцев из постсоветского пространства, проживающих в г. Плзень в марте 2014 г.

 

Формы работы на занятии: лекция преподавателя с презентацией, составление ментальной карты «Чешская республика – постсоветские страны» по материалам заметок чешских путешественников о поездках в страны СНГ и интервью выходцев из постсоветских стран в Чехии.

 

Материалы к занятию: Серия интервью, взятых у выходцев с пост-советских стран в марте 2014 г. в г. Плзень.

 

Задание к следующему занятию: выполнение отчетного задания (по выбору)

 

Дополнительная литература:

Кирилл Щелков. Русские в Чехии: «Все в Чехии хорошо, только чехи тут лишние, мешают жить» https://argumentua.com/stati/russkie-v-chekhii-vse-v-chekhii-khorosho-tolko-chekhi-tut-lishnie-meshayut-zhit

 

Мария Мелонова. Как чехи относятся к иностранцам. https://www.meloun.ru/2014/04/kak-chexi-otnosyatsya-k-inostrancam/

 

Коровицына Н.В. Уровень и характер религиозности в Чешской республике // Социологические исследования. - 2013. - № 1. - С. 147-155.

https://vk.com/knihy?w=wall-75986616_508%2Fall

 

Чехи как оливки 10.02.2015 08:10

Турчанка из Болгарии рассказывает о себе и чехах

https://www.prague-express.cz/news-main/53584-2015-02-10-07-14-52.html

 

«Лучше украинец, чем мусульманин…»

https://radio.cz/ru/rubrika/tema/luchshe-ukrainec-chem-musulmanin

 

По заказу Европейской комиссии компания Eurobarometr провела исследования, в ходе которого стало известно, что жители Чехии крайне негативно относятся к выходцам из третьих стран. Наиболее негативное отношение к переселенцам испытывают граждане Латвии (79%), греки, итальянцы и киприоты в данном опросе заняли второе место (75%), а словаки и чехи закрепились на третьей позиции.

Более 74% населения всей Чешской Республики выступает против выходцев из стран третьего мира, а ещё 58% чехов не нравятся даже переселенцы из других стран Евросоюза.

Тема 10: Итоговое занятие. Проверка форм отчетности по курсу.

 

 

Дополнительная литература:

Мир после войны. О социализме, национализме, войне и Европе - с молодыми интеллектуалами Балкан. https://www.svoboda.org/content/transcript/26703816.html

Отец и бог. Лучший писатель Балкан – о родителях, Тито, Мадонне, гомосексуальности, о коммунистах и католиках, о мертвых свиньях и городе мечты, Сараево. https://www.svoboda.org/content/article/26705476.html

Маркс против Гитлера. Пост-Югославия: мир после войны, жизнь после социализма. Серия интервью с интеллектуалами Балкан. https://www.svoboda.org/content/article/26754503.html

Мигранты и звезды. Почему коммунизм еще не умер? https://www.svoboda.org/content/article/26720345.html

 

 

Форма отчетности по курсу:

Статья для дифференцированной аудитории

Или



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: