Заселение японских островов




Формирование японской цивилизации

Древне-японская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином. Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны неизвестными современникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, в частности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мы именуем ныне японской культурой, которая после многовекового периода аккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее время все возрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.

Основные периоды истории древне-японской цивилизации

  1. Палеолит (40000-13000 лет назад). Памятников палеолита немного, большинство из которых открыты после войны.
  2. Неолит — культура дзёмон (13000 лет до н. э. — III в. до н.э.). Большинство населения обитает в северо-восточной части острова Хонсю. Культура дзёмон (названный так по типу керамики с веревочным орнаментом) распространилась от Хоккайдо до Рюкю.
  3. Энеолит — культура яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.). Назван по типу керамики, обнаруженной в Яёй. Происходит крупная миграция с Корейского полуострова групп алтайской языковой группы, которые принесли с собой опыт земельного рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Происходит ассимиляция местного австронезийского населения, приведшая к появлению протояпонцев.
  4. Курганный период — кофун дзидай (III-VI вв.). Название получил по большому количеству похоронным сооружениям курганного типа. Происходит становление однородного государства — Ямато.
  5. Период Асука (552-646 гг.). Название получил по местонахождению резиденции царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония). Этот период характерен становлением буддизма и укреплением государства.
  6. Ранняя Нара (646-710 гг.). На данном этапе происходит массовое заимствование из Китая — письменность, чиновничьи структуры, теории и практики управления. Начинается период больших реформ, чтобы преобразовать Ямато в «цивилизованное» государство по китайскому образцу: создание первых законодательных кодексов, системы государственной собственности на землю и надельной системы землепользования.
  7. Нара (710-794 гг.). Название получил по местоположению первой постоянной столицы Японии — города Нара. Название страны меняется на «Нихон» («там, откуда восходит солнце»). Появляются первые собственные письменные памятники — летописные мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Обостряется внутренняя борьба между служилой знатью, выходцев из Китая и Кореи, и местной аристократией, что приводит к ослаблению буддизма и укреплению синтоизма.

Заселение японских островов

Глиняные фигурки. Период дзёмон. VIII-I тыс. до н.э.

Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).

И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытнообщинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны, — это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих в результате контактов с другими народами. Именно после ассимиляции с местными племенами на рубеже IV-III вв. до н.э. начинается возделывание поливного риса и обработка металла.

Эпоха «яёй»

Период продолжительностью шесть веков (до III в. н.э.) носит в японской историографии название «яёй» (по кварталу в Токио, где впервые были обнаружены остатки этой культуры). Культура яёй характеризуется созданием устойчивых общин, основой жизни которых было поливное земледелие. Поскольку бронза и железо проникают в Японию практически одновременно, то бронза использовалась в основном для изготовления культовых предметов: ритуальных зеркал, мечей, колоколов, а железо — для производства орудий труда.

Эпоха Ямато

Глиняная статуэтка. Конец периода дзёмон. II в. до н.э.

Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III-IV вв. н.э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.

Период с IV по начало VII в. носит название курганного («кофун дзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство — а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов — не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства— изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца, что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности (мифологическо-летописные своды «Кодзики», «Нихон сёки»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: