С ликвидацией контрреволюц-ных сил, особенно басмаческого движения, в Ср.Азии создались условия для размежевания проживающих там народов на нац. государства. Первый Всероссийский съезд Советов 30 декабря 1922 г. объявил о создании СССР в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Это послужило правовой основой для утверждения новой формы сосуществования и сотрудничества нац. республик. 31 января 1924 г. на II съезде Советов была принята и утверждена первая Конституция СССР. Образование единого союзного гос-ва на принципах федерации ускорило процесс формирования нац. гос-венных объединений. Кыргызские делегаты, участвовавшие в составе делегации Туркестанской АССР в работе II съезда Советов, обратились с просьбой к правительству СССР придать Кыргызстану статус отдельной автономной единицы. 14 октября 1924 г. Всероссийский ЦИК РСФСР в соответствии с волеизъявлением населения Туркестанской АССР, Бухарской и Хивинской республик принял постановление о размежевании народов Ср.Азии на нац-ные гос-ва. Таким образом, раздробленные до революции тер-рии, населенные кыргызами, узбеками, таджиками, туркменами, казахами и кара-калпаками, были заново объединены по этническому принципу. В результате добровольного перераспределения границ были образованы Туркменская ССР, Узбекская ССР, Таджикская автономная область, Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР. В ходе определения границ вновь образованных республик и автономных областей между ними были распределены капитальные объекты - фабрики, заводы и др. земельные, водные, с/х ресурсы, ранее подведомственные Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республикам. После образования Кара-Кыргызской автономной области в Кыргыз-не начали создаваться партийные организации и органы советской власти. 18 октября 1924 г. Политбюро ЦК РКП утвердило Временное партийное бюро и состав революционного комитета Кара-Кыргызской автономной области. Первым секретарем Кыргызского обкома РКП (б) был назначен Михаил Каменский, вторым секретарем Юсуп Абдрахманов. Председателем ревкома области стал Иманалы Айдарбеков. Для эффективного управления Кырг-ом облревком образовал Пишпекский, Каракол-Нарынский, Ошский и Джалал-Абадский округа. 15 января 1925 г. на заседании облревкома была принята Декларация об образовании Кара-Кыргызской автономной области и торжественно провозглашена гос-венность Кыргызстана. День провозглашения Декларации - 16 января — отмечался как праздник.
На следующем этапе создания гос. аппарата необходимо было провести выборы и учредит. съезд Советов, решить ряд экономич. и соц. вопросов. Выборы в местные Советы были успешно проведены. Учредительный съезд избрал исполнительный орган кыргызскои автономии - областной исполнительный комитет Советов в колич-ве 51 человека. 31 марта 1925 г. на первом пленуме облисполкома был избран постоянно действующий Президиум облисполкома в составе 11 человек. Его председателем стал бывший батрак, затем рабочий, активный борец за советскую власть Абдыкадыр Орозбеков. Уничтоженная под ударами монголов в 1207 г. гос-венность кырг. народа через 700 лет была восстановлена.
Образование Ассамблеи народа Кыргызстана. В нашей республике проживают представители более 80 народностей и национальностей. Входящие в состав народа Кырг-на узбеки и казахи, с незапамятных времен живущие бок о бок с кыргызами на одной тер-рии, тоже считаются исконным населением. Другую часть жителей республики составляют переселившиеся в К-ан после его присоединения к России русские и украинцы, бежавшие от преследований дореволюционных китайских властей дунгане и уйгуры. Помимо этого, в состав населения входят изгнанные из Украины немцы, поселившиеся в основном в Чуйской и Таласской долинах. Определенную часть населения составляют переселенные в 20-30 гг. из Северного Кавказа даргинцы и др. малые народности, а также насильно департированные в годы второй мировой войны чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары. Государство, провозгласив принцип "Кыргызстан - наш общий дом", делало все возможное, чтобы каждый гражданин республики ощущал ее своим отечеством. Основополагающие инициативы в деле упрочения и стабилизации межнац-ных отношений проявляет Президент КР А. Акаев. По его инициативе 21 января 1994 г. был проведен первый Курултай народов Кыргызстана. В его работе приняли участие представители всех национальностей, народностей и соц. слоев республики. На Курултае была образована Ассамблея народа Кыргызстана, принят ее Устав и избран руководящий орган - Совет Ассамблеи народа Кыргызстана. Приняты "Обращение первого Курултая народа Кыргызстана" и "Декларация единства, мира и взаимосогласия". В настоящее время Ассамблея, объединившая около 30 национально-культурных центров, становится влиятельным форумом в качестве основы межнац-го взаимного согласия. В сохранении и развитии межнац-го согласия особая роль принадлежит национально-культурным центрам. И. Токоев, Э. Исмаилов, Р.А. Шин и мн. др. являются активными строителями этой важной общественной структуры страны. Гос-во всячески поддерживает и пропагандирует их миротворческую деятельность. Для объединения и координации работы центров в Бишкеке 1996 г. был открыт Дом Дружбы. Первым руководителем Ассамблеии был С.Бегалиев. В настоящее время основной целью многонац-го народа К-на является укрепление экономики, развитие рыночных отношений, упрочение межнац-ной дружбы, построение суверенного, демокр., правового гос-ва. В демократической стране народ не может делиться на "местных" и "пришельцев", на "старших" и "младших" братьев. Вместе с тем, в Кыргызстане на кыргызский народ, составляющий основу и большинство населения республики, ложится большая ответственность перед другими национальностями за сохранение стабильности в обществе и межнационального согласия.
Нац. Программа «Билим» и «КадрыXXIв.» ЖК КР в декабре 1992 г. принял закон "Об образовании", который определил, что в получении образования первенство принадлежит интересам личности и что целью зак-ва об образовании является всемерное содействие стремлению людей к знаниям. 1996 г. был объявлен Годом образования, в его рамках была утверждена нац. программа "Билим". В ней особое внимание было уделено демократизации, гуманизму, дифференциации всего образования республики, укреплению материально-технической базы школ. В результате проводимых реформ в 1993 г. в Кырг-не стали появляться учебные заведения нового типа - гимназии, лицеи, школьные комплексы. К 1995 г. в республике действовало 70 лицеев и гимназий, 302 школы с углублен. изучением предметов, более 20 частных и частно-государственных лицеев и школ. Стали широко внедряться новые методы обучения: нестандартные учебные уроки, проверка знаний учащихся системой рейтинга, тестирования, введение новых учебных предметов, компьютеризация и т.д. Активно оказывают помощь программы "Тасис" (Европейская техническая помощь странам СНГ) и "Темпус" (Европейская программа поддержки высшего образования). В соответствии с этими программами основное внимание уделяется укреплению материально-технической базы школ. АзБР разработал для КР спец. программу "Генеральный план образования и обучения" и предоставил Кыргызстану кредит в 37,7 млн. долларов США сроком на 40 лет. По мере стабилизации общественно-экономич. ситуации в стране правительство республики предприняло ряд мер по реанимации сферы образования и науки. На основании закона "Об образовании" была разработана Нац. программа "Кадры XXI века" (1995 г.), направленная на дальнейшее развитие средне-специального и высшего образования. 26 декабря 2000 г. ЗС ЖК КР принят закон "О статусе учителей", ставящий своей задачей создание правовой базы для улучшения соц.-эконом. положения учителей и повышение их статуса. Этот документ предусматривает усиление моральной и материальной поддержки школьных учителей, что должно послужить хорошим стимулом улучшения обучения подрастающего поколения. Для усиления научного потенциала некоторые высшие учебные заведения преобразованы в академии. Так, на базе Кыргызского сельскохозяйственного института образована Кыргызская аграрная академия (с 2001 г. университет), на базе Кыргызского гос. медицинского института - КГМА. Почти все прежние институты республики преобразованы в университеты. В Бишкеке успешно функционируют КРСУ, АУК, начал работу Кыргызско-Турецкий университет "Манас". Открыты гос.университеты в Нарыне и Джалал-Абаде, в Оше принял студентов новый Кыргызско-Узбекский университет. Своей деятельностью эти учебные заведения внедряют и развивают в Кыргызстане мировые системы образования. Если в 1992 г. в Кыргызстане было 13 высших учебных заведений, то в 1993 г. их стало 18, в 1994 г. - 29, а в 1997 г. - 37. Количество вузов продолжает расти, расширяются их профили. В 2000 г. в республике было 44 вуза, в которых более 130 тыс. студентов обучались по 300 специальностям.
Источники по истории Кыргызстана. Трудно историкам восстанавливать прошлое кыргызов. Сам народ в 7-8 вв. имел свою письменность, но истор. летописей не оставил или же они не дошли до наших дней. Поэтому историкам в буквальном смысле по крохам приходится собирать сведения, относящиеся к истории кыргызов и К-на. А они рассеяны в различных истор. источниках. Археологические источники. На тер-рии республики ученые раскапывают древнейшие стоянки людей, развалины городов, древние захоронения; изучают наскальные рисунки, сохранившиеся архитектурные сооружения, клады, монеты. Это вещественные, наиболее объективные источники, позволяющие в общих чертах воссоздать историю даже тех времен, когда люди еще не умели писать. Пис. источники. Многие народы имели пис. историч. сочинения, в которых отразили сведения о кыргызах или племенах, обитавших на тер-рии соврем. К-на. Самыми древними из них явл. иранские, индийские, греческие и китайские сочинения. Для средневековья (7-17 вв.) особое значение имели еще и арабо-персидские и тюркские (в т.ч. и кыргызские) тексты и документы. Начиная с 17 в. сведения о кыргызах и К-не содержатся в сочинениях русских послов, путешественников и ученых. Они являются наиб. многочисленными и подробными. Фольклорные источники. Кыргызский народ является творцом многих произведений устного народ. творчества, венцом кот. явл. грандиозный эпос «Манас». В этих произведениях частично освещены вопросы истории кырг. общества. Большое значение для изучения происхождения кыргызов имеют родословные (санжыра), веками устно передававшиеся от отца к сыну. Изучение этих источников только начинается. Несмотря на кажущееся обилие истор. источников, многие вопросы истории кыргызов и К-на освещены недостаточно полно или явл. спорными.
Распад и гибель гос-ва Кыргыз. Упадок гос-ва кыргызов в XI—XII вв. «Кыргызское великодержавие» не было продолжительным. Уже в первой четверти X в. основная масса кыргызов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей. Это возвращение не было результатом военного давления противника. В длительных кровопролитных войнах и без того немногочисленные людские ресурсы кыргызского народа были истощены и рассеяны на обширных пространствах. Кроме того, та часть народа, которая на Енисее занималась земледелием, не нашла себе применения на сухих плоскогорьях Ц.Азии. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию как плацдарм для контроля над богатыми оазисами Вост. Туркестана. Сведения о кыргызах XI—XII вв. немногочисленны. В это время окрепли монгольские племена, которые отрезали кыргызским феодалам пути для набегов на юг. Лишенная возможности обогащаться за счет грабежа чужих территорий, кыргызская знать усиливает эксплуатацию своего собственного народа. Это влечет за собой дальнейшее развитие феодал. отношений, междоусобные войны, децентрализацию военной и гражданской власти. В письменных источниках упомянуты то пять, то три владения кыргызов. Накануне монгольского завоевания кыргызы образовали два княжества: Кем-Кемджиут на Енисее, и Кыргыз, занимавшее территорию в трех днях пути (около 100 км) к северу от Монгольского Алтая. Скорее всего княжество Кыргыз занимало северные районы Джунгарии и Горный Алтай. Владетели обоих кыргызских княжеств имели титул инал. Но носили его недолго. Приближалась эра нашествия татаро-монгол.