Значение науки, научных исследований в жизни общества.
Значимость науки как фактора обеспечивающего технический прогресс общества, сложность и противоречивость этого процесса, породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм – это философско-мировоззренческий подход, основывающийся на идее, что научное знание это единственное истинное знание, а ценности научного сообщества должны стать теми регулятивами, которые станут детерминировать человеческую деятель- ность. Причем, наука отождествляется исключительно с естественно-математическим и тех- ническим знанием, социальные науки познавательного значения не имеют.
Антисциентизм – это философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся не только в критике науки и техники, которые не обеспечивают социальный прогресс и не улучшают жизнь людей, но и полагание их враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Абсолютизируя, негативные последствия НТР, антисциентисты отвергают значи- мость научного познания.
Взаимоотношение науки с другими формами общественного бытия (религия, философия, искусство).
РЕЛИГИЯ-
определение -отличается разделением мира на естественный и сверхъестественный, для контакта с последним используется система культа.
Функции- - нормативизирующая (регламентация общественных от- ношений); -мировоззренческая (придание устойчивости человеческому бытию); -познавательная (объ- яснение мира естественного во взаимоотношении с миром сверхъестественным).
Цель- предписать смысл жизни и модель поведения.
Конечный продукт- субъективное знание, основанное на религиозном опыте и представленное релгиозными фактами и религиозной картиной мира.
Методы и средства - -религиозный опыт (по степени его интенсивности выделяют основоположников религии, святых, мистиков); -вера в высший авторитет и авторитет посредника; -логические методы (анализ, индукция, дедукция, аналогия, идеализация), ко- торые используются в богословской аргументации.
Предмет - Бог и его отношения с человеком
Характер знания и его носители - массовое, доступное широким массам верующих, но есть и профессионалы – священнослужители, богословы.
ФИЛОСОФИЯ-
Определение- представляет собой систему общих теоретических знаний на мир в целом и на место в нем человека; носит систематизированный и упорядоченный характер.
Функции- -мировоззренческая (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная); - методологическая (эвристическая, координирующая, логико-гносеологическая); - -креативная (удовлетворяет потребность философа к творческой реализации).
Цель- систематизировать знание о мире и искать смысл жизни.
Конечный продукт- объективное знание в субъективно-личностной проекции, основано либо на результатах философских интуиций, либо на заимствованном знании из области науки или религии (в зависимости от направления), представлено концепциями и философской картиной мира.
Методы и средства- -эмпирические методы (наблюдение, сравнение); - теоретические методы (аксиоматический, гипотетико- дедуктивный); -логические методы (анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование); - системный и структурно- функциональный подход; философские методы (мета- физический и диалектический)
Предмет- человек и его место в мире, обществе.
Характер – два уровня – житейский и профессиональный.
НАУКА-
Определение- направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании; отличается строгой доказательностью и достоверностью выводов.
Функции- -познавательная (направлена на открытие законов устройства мира) -объяснительная (представляет систему знаний о мире, на основании обобщенных научных фактов, теорий и гипотез); - - креативная (удовлетворяет потребность ученого к творческой реализации) - прогностическая
Цель- получение новых знаний о реальности и пред- ставить варианты его возможного применения.
Конечный продукт- объективное, системное, непротиворечивое знание, полученное экспериментально или в процессе моделирования; представлено научными фактами, установленными закономерностями, теориями и научной картине мира.
Методы и средства- эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент); - теоретические методы (формализации, аксиоматизации, гипотетико- дедуктивный); - логические методы; - системный и структурно-функциональный подход; - экспериментальные установки и приборы
Предмет- природа, социум и чело- век (закономерности).
Характер – элитарный, его носители ученые-профессионалы.
Критерии научности теории и метода.
Цель научного познания заключается в получении истинного знания, что происходит в процессе освобождения от заблуждения. Заблуждение, как знание не соответствующее сво- ему предмету, является неадекватной формой знания, причины которого в неразвитости по- знания в тот исторический период, когда оно возникло, особенности самого процесса позна- ния, связанного с выдвижением гипотез, догадок, предположений. Поэтому истина имеет процессуальный характер, устанавливается в процессе постепенного отказа от неверных ги- потез и исторически устаревших взглядов
Критерии верифицируемости и опровержимости (фальсифицируемости) научного знания в естествознании. Примеры их применимости: знания научные – принципиально опровержимые (опровергаемые и подтверждаемые) и не научные – не опровергаемые.
Принцип верификации (Б. Рассел). Согласно этому принципу, всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве функции истинности элементарных утверждений исчисления высказываний. Но было установлено, что в структуре научного знания нет эмпирических утверждений, свободных от явной или скрытой теоретической интерпретации. Стали различать непосредственную верификацию – прямую проверку утверждений, формирующих данные наблюдений и экспериментов, и косвенную верификацию – заключающуюся в установлении теоретических и логических отношений между косвенно верифицируемыми и непосредственно верифицируемыми утверждениями. Анализ условий и схем верифицируемости научных утверждений, гипотез и теорий был предметом логико- методологических исследований неопозитивистов.
Принцип фальсификации (принципиальная опровержимость или фальсифицируемость любого утверждения относимого к науке). Если научная теория построена так, что не допускает опровержения, то она стоит вне науки, суть которой видится в конкуренции сменяющих друг друга теорий и выдвигаемых гипотез. К. Поппер подчеркивает теоретическую "нагруженность" фактов – не существует чистых, не направленных теоретическими ожиданиями наблюдений, поэтому исследование начинается не с наблюдения, а с проблем, стимулирующих творческое воображение, ведущих к выдвижению гипотез.