Принципы устойчивого развития туризма




Устойчивый туризм

Устойчивый туризм подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а так же вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью. Всемирная Туристическая Организация (ВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) иЕвропейский Союз

дали определение Устойчивому туризму:

Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристическому развитию.

Ответственный туризм, мягкий туризм, природно-ориентированный туризм и альтернативный туризм - все эти термины имеют сходный смысл с понятием Устойчивого Туризма, и в данном модуле объединены в термин "Устойчивый туризм".

Существуют факторы, которые стимулируют туристическую промышленность развиваться в соответствии с концепцией устойчивого развития. Этими факторами являются:

· Возрастающее регулятивное давление

· Возрастающая осведомленность о снижении себестоимости при целесообразном потреблении ресурсов

· Организации, предоставляющие туристические услуги осознают, что экологическое качество является необходимым показателем конкурентноспособности

· Компетентность правительства и организаций в том, что развитие туризма оказывает негативное влияние на окружающую среду.

· Возрастающая осведомленность общественности о возможностях влияния на туристическую политику

 

Принципы устойчивого развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

- оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
- оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
- обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
- содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
- разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

Таблица 9.1.

Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Факторы сравнения Устойчивый туризм Массовый (традиционный) туризм
Привлечение туристов Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономиче- скими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности Туристская деятельность ориентирована на постоянное увеличение туристских потоков. Объемы предоставления туристских услуг ограничиваются только емкостью материально-технической базы
Поведение туристов Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе­ния в соответствии с культурой посещае­мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе­ния Посетители приносят свой образ жизни и поведения на территорию отдыха
Отношение к природе Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность Доминирует потребительское отношение посетителей к природным объектам. Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека
Отношения посетителей и местного населения Дружелюбные, уважительные отношения, целью которых является познание новой культуры Формальные отношения. Посетители считают себя хозяевами, которых должны обслуживать

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР).

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономического развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональном использовании природного потенциала и историко-культурного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), созданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. человек из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект "Развитие устойчивого туризма в странах - членах МСЭС". В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился "Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления особо охраняемыми природными территориями", посвященный сохранению биоресурсов Камчатки.

В Калининградской области принята Хартия по развитию устойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилотных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе крестьянского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция "Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма". Участники обсудили вопросы о роли государства в создании эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохранении объектов всемирного культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетрадиционные виды туризма - экологический, сельский, экстремальный, приключенческий, социально ответственный.

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолидироваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туризмом приведена на рис. 9.1.


Рис. 9.1. Схема управления социально ответственным туризмом

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за собственную территорию.

 

Устойчивый и экологический туризм.
Понятие «устойчивый туризм» возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества. Большая роль в создании новой модели цивилизации принадлежит Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987 г. она опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором было введено понятие «устойчивое развитие». Под ним понимается развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.). Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и находиться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, — подчеркивалось в докладе МКОСР.
Знаменательной вехой начала сознательного поворота человечества на новый путь развития стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, по-
Массовый туризм следует отличать от популярного. Последний представляет собой туристскую деятельность, которая получила широкое признание в обществе благодаря ее привлекательности и доступности. В отличие от массового туриз-Ма, содержащего количественную характеристику потоков, она отражает качественную сторону этого явления, давляющим большинством голосов приняла несколько важных документов. Среди них — «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества.
Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является вполне «практичной». Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международные документы оперируют понятием «устойчивое развитие» в качестве идеологической основы.
В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развернутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов — около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуществляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защиту окружающей среды, поощряются.
Многие туристские компании разрабатывают собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологичные технологии, проводятся экоревизии.
Администрация отелей, входящих в гостиничную цепь «Интер-Кон-тинентл Хоутелз энд Рисортс», снабдила обслуживающий персонал 300-страничными учебниками по управлению отходами, борьбой с шумовым загрязнением и т.д. В отелях гостиничной цепи «Хайятт Хоутелз Интернешнл» внедряется программа утилизации производственных отходов. В американском тематическом парке «Дисней Уорлд» часть земель отведена под природный резерват для тех видов животных, которые обитают в штате Флорида и находятся под угрозой исчезновения.
Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребительского спроса. Информированность населения о состоянии окружающей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологический туризм.
В основу развития этого сравнительно нового вида туризма положено три главных принципа: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона; туристская поездка совершается с исследовательскими целями. Вероятно, поэтому круг настоящих экотуристов значительно уже по сравнению с результатами социологических обследований, согласно которым только в США 43 млн человек считают себя экотуристами.
Экологический туризм охватывает чрезвычайно разнообразные потоки посетителей. В странах Центральной Америки и на юге Африки особый интерес представляют наблюдения за крупными хищниками и копытными. В последнее время туристы и волонтеры часто привлекаются к полевым работам, не требующим высокой квалификации. Они охотно проводят отпуск за такими экзотическими занятиями, как учет численности птиц и млекопитающих в удаленных уголках планеты. Часть экотуристов привлекают уникальные растительные сообщества и биоценозы (тропические леса, цветущая тундра летом, пустыня весной), объекты неживой природы (каньоны, пещеры и т.д.), а также некоторые антропогенные ландшафты.
Недавно в Греции были обнаружены места произрастания орхидей. Растения находятся под охраной государства. Наблюдение за ними ведут специалисты. Для широкой общественности доступ в эти районы страны закрыт. Исключение сделано для членов Общества любителей орхидей, которые были оповещены о находке и в сопровождении гида могут посетить охраняемые территории. Они приезжают из разных стран, чтобы полюбоваться растениями в естественных условиях. Такого рода поездки правомерно классифицировать как экологические, а самих путешествующих лиц относить к числу экотуристов.
Одновременно с диверсификацией экотуристской деятельности отмечается процесс сближения экологического с другими видами туризма. Тяга к природе присутствует и в массовом туристском движении. Купально-пляжный отдых, круизы, деловые поездки нередко включают посещение национальных или природно-этнографических парков. Границы собственно экологического туризма становятся все более размытыми, а его масштабы и социально-экономическое значение с трудом поддаются описанию.
На очередном Всемирном конгрессе по экологическому туризму, проходившем в 1997 г. в Бразилии, были приведены следующие данные. Пока только 12% туристов в мире отдают предпочтение «зеленым» путешествиям, но их число растет чрезвычайно быстрыми темпами — на 30% в год. По оценкам западных специалистов, в 1993 г. экологический туризм принес 30 млрд ам. долл., или 10% доходов от международного туризма.
Практически каждая страна имеет возможности для организации «зеленых» путешествий. Сегодня основные экотуристские потоки направляются в США, Канаду, Австралию, Непал, Эквадор, Бразилию, Филиппины, Кению, ЮАР и некоторые другие страны. Экологический туризм представляет одну из наиболее перспективных и динамичных форм туристской деятельности.
Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: