Коллективное научное творчество, формирование научных школ.




История науки как социального института начинается в XVII веке (это уже было отмечено выше), хотя эпистемические сообщества по производству знания появляются еще в античности (школы Пифагора, Гиппократа и Аристотеля, александрийский Мусейон, своеобразный прообраз университета). Тем не менее, действительно коллективным научное творчество становится только в XVIII-XIX веках – с появлением научных коллективов. В течение этого времени сформировалось несколько основных организационных формы, в которые объединяются представители научного сообщества, и в которых происходит продуцирование научного знания – школа, научно-исследовательский институт, коммуницирующая группа, научный семинар, кафедра, общество. В когнитивном плане признаком институализации таких организационных форм является - концептуальное единомыслие членов, наличие механизмов самоидентификации, в социальном -продолжительность объединения данной форы организации группы, развитость структуры самовоспроизводства, плотность коммуникации.

Научная школа: ее признаки, и виды (научно-образовательная, исследовательская, школа-направление, национальная школа, научно-исследовательские институты и лаборатории, коммуникативные группы, кафедры, семинары, научные общества). Уровни мотивации. Научный руководитель и его роль.

Научная школа –научный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых, сплоченных вокруг научного лидера, разделяющих его основные научные идеи и реализующих единую программу исследования. Объединение зрелых и начинающих исследователей возникает по их собственной инициативе, и это сплочение высоко мотивированных единомышленников на определенный период времени создает оптимальные условия для развития нового направления исследований. Эффективность научной школы обусловлена самой природой самоорганизующегося коллектива исследователей, объединенных, прежде всего исследовательскими интересами. Признаки школы:- наличие лидера –известного авторитетного ученого с качествами харизматической личности, генератора идей и учителя, имеющего оригинальную научную программу, достаточно разработанной для реального исполнения;-наличие учеников "школьников" и возможности пополнения школы, приобретение учениками высокой классификации;- принятие единой концептуальной точки зрения на избранную проблему и на методику её исследования;- значимость научных результатов полученных научной школой;-высокий научный авторитет школы и "школьников" в своей области. Деятельность научной школы оценивается двумя показателями: реальным вкладом в развитие науки (созданием теорий и новых методов исследования, решением проблем) и количеством крупных ученых, воспитанных в ней и возглавивших в дальнейшем отдельные её направления.

 

 

Типы научных структур, которые называют научными школами:

Научно-образовательная школа – сплоченный вокруг достаточно известного ученого небольшой коллектив (стажеры, аспиранты, студенты), в котором научные исследования совмещены с обучением; если лидер школы не имеет возможности предоставить ученикам постоянную работу, то состав школы оказывается "проточным", а основной функцией остается образовательная. Исследовательская школа – сравнительно небольшой коллектив ученых, непосредственно сплоченных вокруг лидера и в основном состоящий из прямых или косвенных учеников разных поколений, разрабатывающих оригинальную исследовательскую программу лидера или её модификацию. Школа – направление отождествляется с множеством ученых, не принадлежащих к одному исследовательскому коллективу, но развивающих сходными методами общую специфическую научную идею. Нередко такая школа возникает из обычной исследовательской школы, когда воздействие последней распространяется за сферу её непосредственной активности и порождает некоторую традицию. Говоря о школе- направлении, имеют ввиду когнитивную структура идей и полученных результатов, а не социологически идентифицируемое сообщество ученых. Национальная школа – национальное своеобразие некоторой научной дисциплины или научного направления, сложившееся в результате интеграции вкладов отдельных научных школ разного типа в масштабах национальной науки. О национальной школе обычно говорят при сравнении когнитивной специфики научных дисциплин в разных странах, ограничиваясь при этом какой-либо одной чертой.

Научный руководитель школы

Способность к саморазвитию школы закладывается учителем, что в свою очередь зависит от его темперамента и особенности подбора учеников, и их способности к творческой трансформации исходного для данной школы принципа. Научные школы как феномен практической организации деятельности науки возникли и эффективно работали, прежде всего, в естествознании (химии, физике, биологии, математике, астрономии, психологии).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: