Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
3г6мес | 4г 6 мес | ||||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||
В том числе: | |||||||
Лекции (Л) | |||||||
Семинары (С) | |||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||
из них: контрольные работы (КР) | |||||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) - всего | |||||||
в том числе: | |||||||
Курсовой проект (работа) | |||||||
Расчетно-графические работы | |||||||
Реферат | |||||||
Другие виды СРС (указать, какие): - презентация | |||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | З | З | |||||
Общая трудоемкость 108 часов | |||||||
Общая трудоемкость 3 зачетных единиц |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в психологию
Система явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования.
Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере организационно-управленческой и предпринимательской деятельности.
Тема 2. Сущность и содержание психических явлений
Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Возникновение психики. Развитие психики животных. Стадии развития психики животных в филогенезе: элементарная сенсорная, перцептивная, “ручного” интеллекта. Представления о физическом, историческом и психологическом времени в жизни человека. Проблема измерения психологического времени. Несовпадение процессов биологического созревания, психического развития и становления личности в онтогенезе. Понятие стабильных и критических возрастов в детской психологии. Возникновение психологических новообразований как главное содержание стабильных и критических периодов развития. Понятие социальной ситуации развития. Центральная психологическая функция и ведущая деятельность как основания для периодизации психического развития. Определение понятия «ведущая деятельность» в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Источник, условия, предпосылки и движущие силы психического развития. Периодизация развития психики ребенка Д.Б. Эльконина.
Мозг и психика. Структура психики. Основные функции психики: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Основные психические процессы: процессы психической регуляции, эмоциональные процессы, процессы принятия решения, процессы контроля, познавательные процессы, коммуникативные процессы. Соотношение сознания и бессознательного. Самосознание. Структура самосознания. Самопознание. Саморегуляция. Я – образ. Я – концепция. Самооценка и ее виды.
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности
Познавательные процессы. Ощущение. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Восприятие. Основные свойства и феномены восприятия Виды восприятия. Связь восприятия с практической деятельностью и речью. Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности: память
Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Кратковременная и долговременная память. «Эффект первичности и недавности». Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания.
Тема 5. Рациональные формы освоения действительности: мышление.
Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления. Расстройства мышления. Интеллект и методы его оценивания.
Тема 6. Психические состояния человека
Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность.
Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.
Тема 7. Психическая регуляция поведения и деятельности
Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Возникновение и развитие потребностей человека. Физиологические и психологические потребности. Удовлетворение потребностей. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.
Мотивы. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры экспериментальных исследований. Мотивация и деятельность. Формирование и развитие мотивов. Мотивация и целеобразование. Постоянная и ситуативная мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Оптимум мотивации. Уровень притязаний. Мотивация достижения и избегания. Иерархическая модель мотиваций (пирамида потребностей) А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Атрибуция ответственности. Социальные мотивы: аффилиация и власть. Про- и антисоциальные мотивы. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
Тема 8. Эмоционально-волевая сфера личности
Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Эмоции и личность.
Определение воли, критерии волевого поведения. Специфика проявления воли в типовых ситуациях. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора определённого решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Типы решимости личности. Уровни разрешения конфликтных ситуаций. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.
Тема 9. Психология личности
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, проявляемых им во взаимодействии с другим человеком.
Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Различные подходы к определению личности и установлению ее структуры. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности. Система социально-биологических подструктур личности по А.Г. Гройсману.
Тема 10. Темперамент
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента. Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера.
Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей.
Тема 11. Межличностные отношения
Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение – основа межличностных отношений. Функции, средства и структура. Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства. Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия. Эмпатия, децентрация, рефлексия. Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых.
Тема 12. Психология малых групп.
Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства. Конформизм и групповое давление. Психология межгруппового взаимодействия. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Классификация групп. Межличностные отношения в группе. Сущность и содержание социально-психологических характеристик малой группы: групповое мнение, групповое настроение, традиции, лидерство, цели и ценности. Лидерство и руководство. Критерии эффективности руководства. Социально-психологические характеристики личности в группе: авторитет, притязания, конформизм, срабатываемость, совместимость. Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия.