Медовый месяц пробуждения 2 глава




Различие состоит в том, что если вы действительно пробудились, вы уже не будете воспринимать эти оставшиеся кармические обусловленности как нечто неотъемлемое,

присущее вашему существу. До пробуждения мы воспринимаем свою обусловленность как нечто исключительно личное. Наша обусловленность нас определяет. Мы составляем свой образ «Я» из своей обусловленности, из ложного представления о себе, из своих убеждений, мнений, желаний и прочего. До пробуждения мы полностью погружены в состояние сна, и это состояние нас определяет. Но после того как случается пробуждение — если оно истинное, подлинное — мы осознаем, что даже если иллюзии продолжают владеть нами, они не имеют к нам непосредственного отношения, они нас не определяют. И это дает нам большое преимущество. Гораздо легче работать с тем, что мы не воспринимаем как часть себя — это не так страшно. Когда из пробужденного состояния мы начинаем воспринимать свою собственную карму как нечто безличное — не имеющее отношения к какой-либо конкретной личности, конкретному телу, конкретному человеку — все становится гораздо проще. Мы начинаем понимать: то, что мы ощущаем и переживаем, — иллюзорно, это лишь результат неправильного понимания. Это как если бы вы быстро ехали на машине по автостраде и внезапно сняли ногу с педали газа. Момент, когда вы сняли ногу с педали, можно сравнить с пробуждением. «Боже мой, да ведь эта машина едет сама, это не я. То, что я еду в этой машине, меня никак не определяет. То, что я жму на газ, меня не определяет. Направление, в котором едет машина, меня не определяет. Местность, по которой она едет, меня не определяет. Все это не я, все это не имеет отношения к тому, что я собой представляю». Вот что мы начинаем понимать в момент пробуждения. После пробуждения мы больше уже не подпитываем иллюзию разделения, мы перестаем снабжать ее энергией, топливом. Но даже когда вы перестаете жать на педаль газа, машина продолжает по инерции ехать. Карма продолжает действовать — в большинстве случаев она не «останавливается» мгновенно, однако она начинает постепенно «замедляться». Но при этом иногда мы можем вновь придавать ей ускорение. Мы должны внимательно наблюдать и отслеживать, когда мы опять заскакиваем в машину и начинаем жать на педаль газа. Всякий раз, когда мы вновь отождествляемся с обусловленностью, с кармой, всякий раз, когда начинаем верить в какую-то мысль, мы вкладываем энергию в состояние сна — снова начинаем жать на газ. Поэтому наша задача после пробуждения — учиться не нажимать на педаль газа и наблюдать, что побуждает нас на нее нажимать. И хотя в этом нет ничего личного — отождествление происходит совершенно спонтанно, оно происходит не с кем-то и не по чьей-то вине — мы все же должны исследовать, как это происходит. И лучшим помощником в этом нам будет сама жизнь. Как я уже говорил, именно идя по жизни, духовность прокладывает себе дорогу. Жизнь может показать нам, от чего мы еще не освободились. Вступая в отношения с жизнью и с другими людьми, мы можем ясно увидеть, какие у нас еще

остались привязанности. Если мы действительно искренни, мы не будем прикрываться своими воспоминаниями о пробужденном состоянии, своим осознанием абсолюта. Мы

должны быть абсолютно открытыми, и мы не должны ни к чему привязываться и ни за что цепляться. Я хочу сказать, что это вполне естественно, когда в один момент вы чувствуете, что пробудились, а в следующий момент вам кажется, что вы опять впали в состояние сна. Это нормально, когда вам кажется, что вы утратили осознание,

которое переживали на протяжении последней недели, месяца или года. Самое главное — знать, что это естественное явление. Никакой ошибки здесь нет, просто все перешло

на более глубокий уровень. Вся ваша система стала чище, и теперь вы способны яснее видеть себя и замечать, когда вы снова впадаете в разделенное состояние. Вы начинаете

видеть то, чего раньше не осознавали. Раньше вами что-то двигало, но вы не понимали, что происходит. А теперь вам становятся понятны все скрытые механизмы. Это важная

часть процесса, который начинается после пробуждения, — постепенно все выходит на сознательный уровень.

 

Фиксируясь на абсолюте, мы отворачиваемся от своей человеческой природы

 

То, чему я учу, не следует принимать за программу самосовершенствования. Я учу не тому, как стать совершенным. Я хочу научить вас видеть то, что делает вас внутренне разделенными. А это нечто совсем другое, чем пытаться стать совершенным человеком — поскольку пробуждение и просветление состоят вовсе не в том, что вы становитесь совершенными, святыми, праведными. Подлинная святость есть не что иное, как восприятие с точки зрения целостности, а это значит, что вы внутренне не разделены. Нужно устранить то, что разделяет нас внутри. Поэтому после проблеска пробуждения требуется исключительная честность, готовность посмотреть на то, как мы лишаем себя просветленности, как мы опять вовлекаемся в гравитационное поле состояния сна, как мы допускаем разделение внутри себя. Духовному учителю бывает очень нелегко подвести людей к такого рода честности, или убедить их в том, что это необходимо. Дело в том, что структура эго склонна использовать пробуждение как предлог отвернуться от всех своих внутренних разделений, не замечать их. Когда я объясняю все это своим ученикам и советую им понаблюдать за тем, как они лишают себя просветления, некоторые из них говорят: «Но наблюдать некому. Ведь никакой личности нет — эго и личность всего лишь иллюзия, так кто же будет наблюдать, кто заглянет внутрь?» Они начинают говорить о том, что для пробужденного восприятия не существует никаких проблем, даже если кругом полный беспорядок. Для пробужденного восприятия проблем не существует, а значит, ничего и не нужно делать. «Тот, кто пытается что- то делать, просто заблуждается». В таком случае духовному учителю бывает очень трудно убедить учеников, добиться, чтобы они перестали

фиксироваться на абсолютной точке зрения. Это одна из опасностей пробуждения: склонность занимать одностороннюю позицию. Мы привязываемся к видению из пробужденного состояния и отрицаем все остальное. На самом деле, это эго фиксируется на абсолюте — снимая, таким образом, с себя ответственность за непросветленное поведение, за непросветленный образ мышления и расщепленные эмоциональные состояния. Когда мы фиксируемся на какой-то одной точке зрения, мы слепнем в отношении всего остального. Вот почему я особенно подчеркиваю, что на этом этапе

пути очень важна готовность, искренняя решимость быть максимально честным с самим собой. Да, с точки зрения абсолюта проблем нет, и никакого отдельного «Я» не существует. И делать то, о чем я говорю, на самом деле, некому. Но я обращаюсь не к эго. Я не говорю, что эго должно или не должно что-то делать. Я обращаюсь вовсе не к отдельному «Я». Я обращаюсь к самой реальности. Дух обращается к Духу. Реальность разговаривает с реальностью. Может казаться, что я обращаюсь к человеку, даю указания человеку, но это не так. То, о чем я здесь говорю, изначально присуще самому пробужденному состоянию. То, что пробуждено, всегда идет навстречу тому, что не пробуждено, — оно не боится того, что не пробуждено. Оно ничего не боится, поскольку ничто не воспринимает как отдельное или отличное от себя. Даже заблуждение, даже состояние сна оно не воспринимает как отдельное или отличное от себя. Оно все в равной степени считает самим собой. Но также, если быть честным, можно заметить следующее: нашему естеству внутренне присуще стремление к освобождению от любых ограничений, к освобождению от состояния сна. Нам присуще желание — я использую это слово за неимением лучшего — избавиться от ненависти, невежества, жадности и вообще от всего, что нас ограничивает. Наше подлинное существо не будет удовлетворено до тех пор, пока не освободит себя от своих собственных заблуждений, от своих привязанностей и иллюзий. Для того чтобы это произошло, мы, как человеческие существа, должны быть честны с собой. Не отказываясь от пережитого нами опыта, мы должны уметь видеть, как обстоят дела непосредственно здесь и сейчас. Нужно смотреть и спрашивать себя: «Где во мне все еще остается разделение? Что во мне все еще подвержено ненависти, неведению, жадности? Из-за чего я иногда чувствую себя разделенным, изолированным, полным страданий? Какие части во мне еще не пробуждены?» Мы должны увидеть эти части, поскольку наша пробужденная часть очень сострадательна. Ее неотъемлемое свойство — безраздельная, безусловная любовь. Она не будет отворачиваться от того, что еще не пробуждено, — она устремится к нему. Наша пробужденная часть никогда не отстраняется от противоречий в нашем мышлении или поведении, она не отстраняется от наших привязанностей или страданий — напротив, она направляется к ним. Вот почему истинно просветленные люди — те, кто

осознал, что все есть благо, что все хорошо так, как оно есть, и ничего и никого не нужно менять — часто приходят на помощь к тем, кто страдает, кто не знает истины. Подлинно просветленные люди часто всецело посвящают свою жизнь служению другим, их благополучию. Но почему они это делают? Если все совершенно и ничего не нужно менять, если все свято и божественно, если все хорошо так, как есть, тогда зачем просветленные люди посвящают свою жизнь благополучию других — какой в этом смысл? На самом деле, никакого. Если бы абсолютная точка зрения была единственной, они бы этого не делали. Я думаю, что действительно пробудившиеся люди посвящают себя служению другим именно по той причине, что они не фиксируются на одной точке зрения, с позиции абсолюта. Не отрицая абсолютную точку зрения всеобщего совершенства, они открыты также и для другого. Они открыты состраданию, внутренне присущему самой реальности. Реальность находится в процессе пробуждения, в процессе осознания самой себя. И нам будет очень трудно увидеть эту часть картины, если мы станем смотреть на все только с точки зрения абсолюта, отворачиваясь от своей

собственной человеческой природы. Наша человеческая природа тоже божественна, и она стремится к тому, чтобы полностью открыться истине и реальности. Чтобы этот процесс пробуждения мог полностью завершиться, необходима абсолютная искренность. Здесь не годится психотерапевтический подход, когда мы исследуем

себя с целью что-то исправить, чтобы стать счастливыми. В этом случае мы действуем с позиции состояния сна. Такой подход может быть полезен, пока мы находимся в состоянии сна. Но то, о чем я говорю, существенно отличается, здесь нами движут другие мотивы. Мы хотим осознать истинную природу реальности, чтобы она стала полностью пробужденной. И, на самом деле, это делает сама реальность. Внутри вас и внутри каждого другого человека реальность пытается пробудиться, целиком и полностью. И в процессе этого вся ваша человеческая природа должна раскрыться.

Мы должны перестать отворачиваться от чего-либо, ничто не должно оставаться скрытым. Иногда меня спрашивают: «Адья, но что это означает? Что именно я должен

делать?» Я отвечаю: начните с чего-нибудь самого простого. Перестаньте избегать и уклоняться. Если в вас есть что-то нерешенное, обратитесь к этому. Встретьтесь с этим, посмотрите на это. Перестаньте смотреть в другую сторону. Перестаньте прикрываться моментом просветления, чтобы не иметь дело со своей непросветленной частью. Начните смотреть. Начните видеть. Благодаря одной только готовности увидеть себя, благодаря одной только искренности, истина начнет раскрываться. Здесь не обязательны какие-то специальные техники. Техникой является искренность: мы должны понастоящему желать истины. Желание истины должно быть в нас даже сильнее, чем

желание познать истину. Такую искренность невозможно себе навязать, она внутренне присуща самой реальности. Некоторым людям бывает трудно обнаружить в себе такую фундаментальную искренность. Иногда для нас бывает полной неожиданностью, когда, пережив удивительное озарение, увидев истинную природу вещей, мы вдруг опять попадаем в гравитационное поле двойственности и обнаруживаем, что наши тело и ум по-прежнему пребывают в ужасном конфликте. Это может казаться очень странным, не только самому человеку, но и окружающим. В одно мгновение человек может быть поразительно мудрым, а в следующее мгновение он впадает в крайние заблуждения.

Это обескураживает не только самого человека, но и всех окружающих. Из-за этого некоторые люди даже начинают сомневаться в ценности пробуждения. Кто-то пережил удивительный опыт пробуждения, но как был глупцом, так и остался. К чему тогда это пробуждение? К такому заключению может прийти только тот, кто не вполне понимает процесс пробуждения. Дело в том, что даже если мы обладаем очень глубоким видением истинной природы вещей, на человеческом уровне у нас может оставаться много конфликтов и заблуждений в определенных сферах жизни. И нужно иметь достаточно искренности, чтобы перестать от них отворачиваться, нужно выявить все те части, которые еще не пробуждены, в которых все еще нет единства. Где бы мы ни обнаруживали в себе разделение, мы не должны от него отворачиваться. (49)

Глава 4

Путь в нирвану идет через самсару

 

Было бы замечательно, если бы после момента пробуждения мы уже больше никогда не оказывались во власти иллюзий мышления, но, как я уже говорил, такое случается редко. Мы можем прийти к глубокому осознанию своей подлинной природы, увидеть, что ум — всего лишь сон, и человек, которым мы себя считали — иллюзия, но это вовсе не означает, что мы больше никогда не поддадимся обманчивому влиянию мыслей. Некоторые мысли все равно продолжают возникать. Я называю их мысли-липучки —

это мысли, которые спонтанно возникают в определенных ситуациях, которые нас задевают. Такого рода мысли почти мгновенно приводят к отождествлению с определенной ментальной реакцией. Это может быть мысль осуждения, мысль, которая вызывает в нас стыд или чувство унижения, это может быть мысль, которая заставляет нас злиться или побуждает обвинять других. Тот факт, что некоторые «прилипчивые» мысли продолжают упорно повторяться и после пробуждения, многих людей несколько огорчает и разочаровывает. Возможно, они думали, что после подлинного пробуждения человек уже не должен верить в такие мысли, которые заставляют его страдать. Это не совсем так. Однако, по мере того как духовное пробуждение все больше утверждается в нас, мы все реже и реже попадаемся в ловушки мыслей. Я помню, как кто-то спросил одного из моих любимых индийских мудрецов, Нисаргадатту Махараджа, проявляется ли в нем когда-нибудь эгоистическая личность. И он очень непринужденно ответил: «Конечно, но я сразу же вижу, что это иллюзия, и отбрасываю ее». Это было очень

важно — услышать, что даже человек такого духовного уровня, как Нисаргадатта, не исключает возможности, что старая склонность к обусловленности в любой момент

может вернуться. Он просто сразу распознает ее иллюзорную природу, и благодаря этому она исчезает. Она растворяется. Такой духовно зрелый человек, как Нисаргадатта Махарадж, может поступать подобным образом. Как только у него появляется мысль, он мгновенно и спонтанно узнает ее иллюзорную природу, и она очень быстро растворяется. Но у большинства людей сразу после пробуждения такого не происходит, даже если их опыт пробуждения был достаточно глубоким. На самом деле, нередко бывает, что сразу после пробуждения проявляются самые глубокие и самые обусловленные мыслительные формы. Многих это удивляет и озадачивает. Одним из следствий пробуждения является то, что мы теряем некоторые защитные механизмы,

наша способность подавлять нарушается, нам становится очень трудно держать что-либо в узде. Поэтому после пробуждения иногда начинают проявляться некоторые очень интенсивные и разрушительные мысли — то, что мы загнали глубоко внутрь, и что все время оставалось бессознательным. Теперь все начинает выходить на свет. И вовсе не редкость, что такие мысли на время вовлекают нас в состояние отождествления.

Освобождение путем исследования

 

В такие моменты важно не впадать в то, что я называю духовным уклонением, — когда мы просто не обращаем внимания на эти мысли и игнорируем тот факт, что снова отождествились. В таких случаях мы часто начинаем рассуждать с позиции недвойственности, говоря себе: «О, это просто отождествление. Это не имеет значения, поскольку все равно нет того, кто мог бы что-то сделать. В конце концов, все происходит спонтанно». Это тонкий, но эффективный способ отстраниться от собственного опыта. Таким образом, мы просто уклоняемся, не желая иметь дело со своей все еще оставшейся склонностью к отождествлению. Однако мы должны быть

готовы прямо и честно посмотреть на эти моменты отождествления. Есть много разных способов самоисследования. Мне, например, помогало ведение записей, как до пробуждения, так и некоторое время после него. Как только я замечал, что снова впадаю в отождествление, я шел в кафе, взяв с собой ручку и блокнот, и начинал записывать. Когда я описывал то, что произошло, мне было легче обнаружить мысль, которая спровоцировала отождествление. Я пытался точно установить, какая мысль или какое убеждение завладели мной, какое мировоззрение они с собой несут. Например, сделав что-то, вы почувствовали себя неловко и думаете: «Я не должен был этого делать», или «Это было глупо с моей стороны». Если взять подобную мысль и начать ее исследовать, можно увидеть, что мысль и чувство взаимосвязаны — одно открывает дорогу другому. Вместе с мыслью «я не должен был этого делать» приходит определенное чувство — возможно, чувство неловкости или гнев. Так можно увидеть, какое мировоззрение заключает в себе мысль, и как она вовлекает нас в отождествление. Важно, однако, чтобы такое исследование не было просто умственным упражнением, иначе наше понимание ограничится ментальным уровнем. Проблема в том, что ментальный уровень обычно не связан с эмоциональным уровнем. Мы можем очень хорошо что-то понять умом, но в эмоциональной сфере конфликт сохранится. Поэтому во время исследования важно задействовать как ум, так и тело, как мышление, так и чувства. Нужно увидеть, какие чувства вызывают те или иные мысли — и какие мысли порождаются этими чувствами. Это циклический процесс: мысль порождает чувство, затем это чувство порождает следующую мысль, а новая мысль порождает еще какое-то чувство. Когда я отправлялся в кафе с блокнотом и ручкой, я старался как можно точнее определить, какая именно мысль привела к отождествлению, и начинал записывать. Я пытался установить, какое отношение к миру формирует эта мысль. Для этого мне нужно было понять, что я чувствую. Я выяснял, к каким последствиям привела вера в эту мысль — будь то осуждение, смущение или что-либо еще — на уровне чувств. И затем я погружался в найденное чувство и позволял себе его переживать. Следующим шагом было то, что я исследовал систему убеждений этого чувства: какое восприятие мира оно с собой несет? Какое самоощущение вызывает? Какое формирует мировоззрение? В результате таких исследований я начал видеть, что каждая мысль и каждое чувство

заключают в себе свой собственный мир, свою целостную систему убеждений. Погружаясь в чувства, я обнаружил, что у каждого чувства есть голос — я слышал этот голос в своем уме — и он внушает определенные убеждения и идеи. Очень часто можно обнаружить, что убеждения и идеи, заключенные в наших мыслях и чувствах, происходят из нашего детства. Иногда они берут свое начало в очень ранних воспоминаниях, когда нас унижали или стыдили, когда мы были чем-то напуганы, рассержены или расстроены. Если проводить это исследование в медитативном состоянии, когда тело и ум соединены, можно, в конце концов, обнаружить эти глубокие внутренние воспоминания. Об этом бесполезно просто думать. Нельзя просто сказать себе: «Это всего лишь мысль, и я знаю, что она ложная», — так ничего не получится. Я сам иногда проводил в кафе часы напролет, исследуя одну-единственную мысль — я не уходил до тех пор, пока не докапывался до сути. Я знал, что если эта мысль смогла вовлечь меня в отождествление, то так же мною сможет завладеть и какая-то другая мысль. Дело в том, что чем более пробужденными мы становимся, тем больше боли нам причиняет отождествление. Это подобно тому, как если бы нас насильно вытащили из рая и отправили обратно в ад. А когда вы чувствуете себя как в аду, вы сделаете что угодно, лишь бы освободиться от этого. Поэтому я проводил самоисследование очень тщательно. Я не оставлял своих усилий до тех пор, пока полностью не раскрывал весь механизм отождествления в каждом конкретном случае. Об успехе я узнавал, когда полностью освобождался от этого. К некоторым мыслям, чувствам и реакциям мне приходилось обращаться по несколько раз. С каждым разом мне удавалось проникать все глубже, открывались новые пласты. И, в конце концов, я добирался до базовых убеждений, мыслей и чувств. Здесь важно не отступать и продолжать исследование, так чтобы вырвать иллюзию с корнем. Это можно сравнить с прополкой сорняков. К своему стыду признаюсь, что, занимаясь прополкой сорняков, я обычно просто обрываю верхушки. В отличие от меня моя жена более терпелива — она вырывает траву с корнем. И всегда можно определить, кто занимался прополкой — после работы жены трава не появляется в течение нескольких месяцев, а после моей работы вырастает уже через неделю. К счастью, в отношении собственной внутренней жизни у меня другой подход. В процессе самоисследования, которое я здесь описываю, я проявлял большое упорство

и сосредоточенность. Я был готов идти очень глубоко, до самых истоков любой мысли, которая вызывала болезненную реакцию. Я не хочу сказать, что все, как и я, должны вести записи. Каждому нужно найти свой способ. Возможно, вам тоже поможет ведение записей, а возможно, вам будет легче исследовать свои мысли в медитативном состоянии. Главное — это проникнуть в самую глубину мыслительного или чувственного процесса и обнаружить те самые ошибочные убеждения, которые заставляют нас страдать в данный момент. У всех нас были сложные ситуации в жизни, и в такие моменты у нас могли выработаться определенные защитные стратегии. Когда мы малы, и случается что-то такое, что причиняет нам слишком много боли и страданий, у нас может сформироваться определенное убеждение, которое позволит нам эту ситуацию пережить. Например, родители не выполняют должным образом своих родительских обязанностей. Ребенку слишком тяжело принять тот факт, что родители не способны заботиться о нем. Это знание кажется ребенку настолько угрожающим

для его жизни и благополучия, что он может сочинить какую-то другую, менее пугающую историю, которая поможет ему пережить ситуацию. Например, вместо того чтобы признать несостоятельность родителей, он может прийти к убеждению, что с ним что-то не так. В подобных ситуациях, когда мы принимаем определенные убеждения, это помогает нам справиться и пережить тяжелые времена. Однако, сформировавшись в детстве, эти убеждения могут перейти во взрослую жизнь. Если мы со всей искренностью исследуем подобные убеждения, мы поймем, что нам больше нет от них никакой пользы. Возможно, в прошлом они и помогли нам справиться со сложной ситуацией, однако теперь стали совершенно бесполезны. Мысли вообще не могут быть полезными. Всякий раз, когда мы составляем себе какое-то объяснение того или иного события, это причиняет страдания. По существу, любая интерпретация прошлого или настоящего, которая складывается у нас в уме, будет расходиться с реальной жизнью, с тем, что в действительности происходит. При появлении «прилипчивых» мыслей или эмоций важно заметить их и выяснить, какие убеждения за ними стоят. Такое исследование является духовной практикой. Уклоняясь от этой практики, мы препятствуем своему пробуждению. Все, чего мы избегаем в жизни, будет упорно

возвращаться снова и снова — до тех пор, пока мы, наконец, не решимся встретиться с ним и исследовать его подлинную природу. И опять же, единственным подтверждением того, что мы раскрыли подлинную природу чего-то, может служить прекращение повторения одной и той же истории. Мы должны не только понять, что это иллюзия, но и почувствовать, что это иллюзия. Я часто говорю своим ученикам, чтобы они не отступали, пока не освободятся от чего-то полностью. Альтернативы только две — либо заниматься медитативным исследованием, либо быть жертвой. Так что у вас есть выбор: быть жертвой своих собственных идей и убеждений или все глубже и глубже исследовать их, пока они не исчезнут. В процессе исследования мы начинаем видеть, что все убеждения равноценны. Когда я думаю, что кто-то должен был сделать то или не делать этого, это ничего не стоит. То, что человек сделал в действительности, равноценно тому, что, по моему мнению, следовало сделать. Когда мы видим, что наши мысли, суждения и мнения настолько же истинны, что и их противоположности, все полярности мышления уравниваются. Если мысль, противоположная той, в которую я верю, в такой же степени верна, то вся структура мышления рушится. Если мнение, противоположное моему, имеет такое же право на существование, как и мое, тогда

невозможно сказать, какое мнение на самом деле правильно или истинно. Либо они оба истинны, либо нет. Когда мы это видим, все противоположности для нас уравниваются, мысли перестают быть полярными. Только когда происходит такое уравнивание мыслей, двойственная структура мышления теряет свою правомерность и начинает рушиться.

И мы видим это не один раз — нам это снова и снова открывается, когда это необходимо. Не существует такого понятия, как «прошлое просветление». Прошлое просветление — это прошлое. А единственное, что имеет значение, это настоящее. Пробужден ли я к истине в этот самый момент, и не только умом, но всем своим существом? Действительно ли я понимаю, что вся структура личностного мировоззрения и индивидуального «Я» — всего лишь сон универсального ума? Значение имеет только это. То, что мы увидели или постигли вчера, вовсе не обязательно продолжается и сегодня. Если переживание все еще живо, а мы воспринимаем мир с той же самой точки

зрения, тогда прекрасно, тогда мы свободны. Но если нет, мы должны это признать. Мы должны увидеть, во что мы все еще верим, за что держимся. Такая готовность не отрицать свои иллюзии очень важна. Мой учитель говорил мне, что путь в нирвану ле-

жит через самсару. Мы приходим к истине, к свободе, освобождаясь от оков. Мы постигаем истинную природу вещей, когда начинаем видеть иллюзорную природу вещей. В нирвану невозможно попасть в обход самсары. Мы не попадем в рай, если будем избегать ада или пытаться его обойти. Мы не обретем ясность, если не будем иметь дело с путаницей и смятением. Свободу не обрести, игнорируя ограничения. В действительности все происходит как раз наоборот. Именно наши иллюзии — убеждения, которых мы придерживаемся — являются дверью к свободе. Мы должны

просто войти в эту дверь, а не держаться за нее или не отступать в сторону. Мы не должны верить в эти иллюзии, но и не должны избегать их. Каждый случай проявления

ограничений мы должны рассматривать как приглашение к свободе. Тогда, если мы перестанем уклоняться и избегать, это станет актом любви, актом сострадания. Каждое событие, которое происходит, должно произойти. Каждый опыт, который мы переживаем, является божественным приглашением. У этого приглашения может

быть красивое обрамление, или оно может быть весьма суровым, но каждый жизненный опыт — приглашение.

Вот самое большее, что я могу сказать: сама ткань жизни, само ее течение, от момента к моменту, ведет нас к свободе. Жизнь сама показывает нам то, что мы должны увидеть,

чтобы быть свободными. Поэтому очень важно не убегать от жизни, важно встречаться со всем, что происходит, и быть при этом честными и непоколебимыми. Так, идя путем самсары, мы придем к нирване. Это не значит, что мы застреваем в самсаре — напротив, мы освобождаемся от ее пут. Мы «отскребаем» свои самсарические, иллюзорные мысли, и, в конце концов, окажемся в нирване. Пробуждение вскрывает абсолютную свободу, которая изначально уже присуща нам. И также оно наделяет нас достаточной ясностью видения и смелостью, которые необходимы, чтобы замечать и исследовать все то, что все еще способно вовлекать нас в страдания и отождествление. Со временем такое обнаружение и освобождение будет происходить естественно и спонтанно. Однако внача

ле это может быть несколько утомительным и требовать специальных усилий, затрат времени, решимости и даже дисциплины. Но постепенно это будет происходить все более и более непринужденно, все более и более спонтанно. В какой-то момент такое обнаружение и освобождение станет настолько естественным, что будет происходить почти автоматически. Возникает мысль — и на какое-то мгновение может произойти отождествление. Но тут же мысль подвергается исследованию, и вы от нее освобождаетесь. Когда этот внутренний механизм настолько укоренится, что станет самопроизвольным, весь процесс освобождения будет занимать лишь долю секунды. Так действует пробуждение. Иногда мы даже не знаем, что что-то происходит, но это происходит — сознание освобождает само себя, снова, снова и снова. Еще раз повторю: ключом является искренность, готовность открыто и честно встречаться со всем, что происходит в нашем уме и теле. Это и есть дверь к свободе — свободе, которая всегда только сейчас, здесь и сейчас.

 

Глава 5

Полная открытость

 

Я хочу рассказать вам одну историю. Несколько лет назад я был на острове Мауи, и я читал лекцию о том, как истина проявляется в повседневной жизни после пробуждения. Я предложил аудитории вместе со мной подумать над следующими вопросами: «Что было бы, если бы мы не избегали ничего, что мы о себе знаем? Что, если бы мы были полностью открыты во всех сферах нашей жизни? Что, если бы мы приняли себя такими, какие мы есть, ничего не отвергая — ведь именно в этом и состоит пробужденная жизнь?» На следующий день опять была встреча, и я попросил задавать мне вопросы. Один мужчина поднял руку и рассказал нечто поистине замечательное. Он сказал: «Вчера я слушал лекцию о правдивости, честности, о готовности увидеть себя таким, какой ты есть, не прикрываясь никакими прошлыми озарениями. Мы с женой уже давно находимся на грани развода, а когда мы пришли вчера после лекции домой, мы просто сели и начали говорить друг другу правду. Каждый из нас высказал всю свою правду».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: