Рекомендации по работе с материалами




I. «Разложи по порядку»

Распознавание простых закономерностей (простых ритмов), лежащих в основе последовательностей зрительных стимулов, является одним из достижений 3—4-летнего возраста. С одной стороны, оно отражает активно формирующуюся мыслительную деятельность, направленную на установление закономерностей, с другой — совершенствование этого умения ведет к развитию бо­лее сложных параметров мышления. Игра «Разложи по поряд­ку» позволит ребенку усовершенствовать этот навык, а следова­тельно, и улучшить мыслительную деятельность. Эта игра полезна всем детям, у которых наблюдаются те или иные проблемы с фор­мированием и удержанием алгоритмов, т.е. страдает III функци­ональный блок мозга. Но некоторым детям, например, с тоталь­ным недоразвитием, очень тяжело будет распознать даже простое чередование. Детям с искаженным или дисгармоничным разви­тием (с высоким уровнем развития функций программирования и контроля за протекающей деятельностью) этот тип заданий можно предлагать в качестве награды, «бонуса» за выполнение заданий менее привлекательных. Таким детям будут интересны и полезны более сложные варианты этой дидактической игры — когда надо найти ошибку в предложенном уже выстроенном ряду. Иногда при работе с интеллектуальными, но не склонными к взаимодействию детьми с РАС такая игра становится «мостиком» к ребенку, позволяя завоевать его расположение интересными ему заданиями.

Вам понадобятся карточки с нарисованными на них контур­ными изображениями разных цветов: 20 зеленых и 20 желтых груш, 20 красных и 20 желтых яблок, 20 зеленых и 20 желтых домиков, 20 красных и 20 желтых звездочек, 20 зеленых и 20 синих елочек, 20 зеленых и 20 синих машин, 20 красных и 20 синих корабликов, 20 синих и 20 красных паровозов.

 

1. Выложите простую последовательность карточек и предло­жите ребенку продолжить ряд, при этом указывайте на рит­мический ряд молча:

 

или др.

Фигурки должны совпадать по цвету, различаться только формой.

Ребенок должен повторить заданный алгоритм не менее 10 раз, так как мы тренируем не только возможность узнава­ния и повторения алгоритма, но и устойчивость функции кон­троля.

Если ребенок затрудняется, взрослый называет элементы ряда. Без необходимости помогать ребенку не рекомендуется, если же необходимость возникла, помощь стоит дозировать. Предлагайте ребенку простые чередования из предложенного материала, пока не убедитесь, что он хорошо справляется с заданием.

 

и т. д.

Детям с расстройствами аутистического спектра, имеющим речевые проблемы, рекомендуется выполнять задания с проговариванием: часто зрительное удержание ритмического ри­сунка у них сохранно, но оторвано от речи. Более того, часто речь не только не облегчает им задание, а наоборот, усложня­ет. Поэтому сначала следует выяснить, возможно ли удержа­ние зрительного ритма в принципе, и если ребенок справля­ется с заданием, то затем предлагаем ему сделать то же самое с проговариванием. То есть при работе с такими детьми мы не­сколько смещаем акцент: не речь используем для коррекции слабости удержания ряда, а хорошее удержание ряда исполь­зуем для коррекции слабого речевого опосредования.

2. Если при выполнении первого задания затруднения не воз­никли, сразу предлагайте последовательность, обратную той, которую ребенок только что воспроизвел, например, после

 

 

3. Постепенно усложняйте алгоритмы по одному параметру - форме, но цвет не меняйте:

 

 

 

и т.д.

4. Введите еще один параметр — цвет.

Начните с простого ряда, чередующегося по цвету, но ста­бильного по форме:

 

 

и т.п.

Затем усложняйте по тому же принципу, что и ранее.

 

5.Объедините два параметра: 2 разные формы и 2 разных цвета.

 

и т.п.

6. Усложняйте далее (можно предлагать детям с 5,5 лет):

 

и т.п.

 

7. Предложите ребенку самому придумать узор-задание для вас.

 

8. Предложите найти ребенку «ошибку» в вашем длинном ряду, например:

 

Предметы из этого блока можно использовать и для разви­тия аналитико-синтетической деятельности, формирования навыков классификации. Достаточно предложить ребенку две коробочки или две тарелки и попросить разложить на них яб­локи и груши, например. Можно поставить несколько коро­бочек — по количеству предметов, и предложить разложить на соответствующие группы. Можно попросить рассортиро­вать их на съедобные и несъедобные. Или, посадив перед ре­бенком плюшевых мишку и зайца, предложить подарить миш­ке транспорт, а зайке — фрукты.

Эти же материалы можно использовать и для обучения сор­тировке по цвету или форме. Ребенку предлагается раскладывать все желтое в одну группу, а все зеленое — в другую. Если он легко справился с заданием, можно предложить ему разло­жить материал сразу на несколько групп.

Кроме того, можно использовать более сложный вариант: сортировку по двум признакам — по цвету и форме. По сути, это аналог теста Когана, но с использованием имеющегося у нас материала.

Для этого удобно использовать таблицу (лист 17), в которой в верхней горизонтальной строке будут представлены цвета (крас­ный, синий, желтый, зеленый), а в левом столбце — формы.

 

Таблица

 

В клеточки для обозначения форм надо будет помещать кар­точки с черно-белыми изображениями контуров (лист 18), а в клеточки, обозначающие цвета, — соответствующие цветные квадратики, которые размещены на листах 1—16. Причем рас­положение цветов можно будет менять от задания к заданию, чтобы у ребенка не возникало стереотипа — привычного вы­полнения действия без достаточного осознания. Если плани­руется проводить занятие с небольшой группой детей, то мож­но сделать копии таблички и черно-белых форм по количеству участников.

Взрослый просит ребенка (детей) в каждое окошко на пе­ресечении цвета и формы положить нужную картинку. Для этого он молча указывает клеточку, для которой нужно подо­брать картинку, проведя рукой пути пересечения соответству­ющей формы и цвета. Речевое объяснение рекомендуется вво­дить только в том случае, если ребенок не справляется.

Если ребенок легко справляется с заданием, то можно уве­личить количество клеточек для форм, подложив копии таб­личек одну под другую так, чтобы горизонтальных рядов (для форм) стало шесть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: