Начало, конец и «распахнутые окна»




Самолет может быть совершенным во всех своих частях. Корпус, крылья, двигатели и хвостовая часть могут быть отлично собраны и готовы к полету, но нужно еще взлететь. Возможно, вам знакомо чувство досады, когда сидишь наготове в самолете, предвкушая полет, а он все никак не начинается. По какой-то причине вылет откладывается. Мы не для того строим самолеты, чтобы они оставались на взлетной полосе!

Так же и с проповедью. Все части могут быть собраны воедино и хорошо продуманы, но и проповеди готовятся не для того, чтобы они оставались на «взлетной полосе». Проповеди готовятся для того, чтобы произносить их, а это означает «взлет». И это важно, потому что, как и самолет, проповедь может потерпеть катастрофу при взлете.

Вступление проповеди

В проповеди, как и в публичном выступлении, та часть, которая помогает «оттолкнуться от земли», называется вступлением. Как-то, каким-то образом вам все же придется начинать. Как следует это сделать?

Прежде всего отметим очевидное — во вступлении необходимо представить слушателям то, о чем вы собираетесь говорить. Помимо этого, вступление должно вызвать интерес к тому, о чем вы собираетесь сказать. Это решающий момент, потому что в течение первых двух-трех минут вы привлекаете к себе внимание паствы, которая оценивает ваш внешний вид, интересуется тем, что вы собираетесь делать, и прислушивается ко всему, что вы говорите. Если вы не используете этот момент внимания слушателей и не заинтересуете их своей проповедью, может статься, что вы уже больше не овладеете аудиторией. Это как раз то, что мы имеем в виду, когда говорим, что проповедь потерпела катастрофу при взлете.

Во вторых, не существует никаких общих правил, которые указывали бы на продолжительность вступления или на то, что оно должно включать в себя. Это должны определить вы, исходя из знания предмета, потребностей и интересов собравшихся. Конечно, вступление будет слишком долгим, если не останется достаточно времени для самой проповеди. С другой стороны, оно окажется слишком коротким, если его не хватает на выполнение функций вступления. В остальном вы должны думать и решать сами.

Существуют различные виды вступлений.

Рассказ: люди обычно интересуются рассказами. «Джиму было 16 лет от роду, и он никогда не бывал дальше пяти миль от дома...»

Статистика: статистика информативна и поэтому интересна. «Знаете ли вы, что самый дорогой патент из всех, когда-либо выдававшихся, — № 174 465 — достался Александру Беллу?»

Утверждение, нарушающее равновесие: от того, как будет раскрыт его смысл, зависит интерес аудитории. «Отцы не являются отцами только из-за того, что у них есть дети».

Вопрос: приближает предполагаемый ответ. «Знаете ли вы разницу между грехом и сопротивлением?»

Юмор: то, что веселит, занимает, снимает напряженность и вызывает интерес у слушателей. «Когда "молчаливого" Кэлвина Кулиджа, бывшего президента Соединенных Штатов, спросили, о чем проповедовал в это воскресное утро проповедник, он ответил:

"О грехе". Когда же его спросили, что проповедник говорил об этом, он ответил: "Он был против него"».

Вступление, однако, не нужно путать с тем, что называется «ледоколом». Выступающий, особенно если он гость, стремится поскорей наладить контакт с аудиторией. Атмосфера должна быть раскованной, и проповедник, и аудитория должны чувствовать себя непринужденно и быть расположенными друг к другу. Этому может содействовать юмор, интересный рассказ, примеры из личного опыта или концентрация внимания собравшихся на некоторой особенной точке зрения, на том, что составляет предмет националь­ной, этнической, социальной гордости или ценности. Такие комментарии могут не иметь ничего общего с тем, о чем собирается говорить проповедник. Они предназначены лишь для того, чтобы растопить лед. Это не вступление к проповеди, но то, что ему предшествует.

Одним из самых главных моментов вступления является переход к главной части проповеди, к основному тезису или теме. Часто вступление не удается потому, что оно не подводит к основной части проповеди. Помните, вступление удерживает внимание и интерес слушателей к тому, что должно за ним последовать. Когда слушатели вынуждены спросить: «Какое отношение сказанное во вступлении имеет к тому, о чем он (или она) говорит сейчас?», вступление не удалось. Постарайтесь быть точными в этом вопросе. Расскажите пастве, как вступление связано с тем, что следует потом. Конечно, хорошо продуманные вступления не нуждаются в таких пояснениях, и мы должны остерегаться того, чтобы преуменьшать интеллектуальные способности слушателей, но ясность лучше, чем путаница, в достижении взаимопонимания.

Заключение проповеди

Как проповедь должна оттолкнуться от земли, так она должна и приземлиться. Как есть начало, так есть и конец, или заключение. Этот термин может отчасти вводить в заблуждение, поскольку проповедь или другой вид публичного выступления может не иметь заключения. Это не означает, что проповедь длится бесконечно, а скорее ее природа такова, что она не нуждается в общем или конкретном выводе, основанном на том, что было сказано до этого, или в заключении, сделанном на основе приведенных в проповеди свидетельств. Проповедь может развиваться таким образом, что сказанное напоследок, должно, без сомнения, быть завершением. Говорить что-то еще было бы излишним. Здесь опять вам самим предстоит быть судьей. Но во что бы то ни стало перестаньте говорить, если вы закончили.

Вы когда-нибудь слышали, как проповедник говорит: «Теперь в заключение...» и потом продолжает разглагольствовать еще минут пятнадцать? Или доводилось ли вам наблюдать, как он собирается приземлиться, а затем решает описать еще один круг над полем? Или, что еще хуже, заходит на посадку несколько раз, прежде чем действительно приземлиться? Для таких случаев архитекторам следует проектировать люк за кафедрой для того, чтобы быстро и своевременно освобождать кафедру от подобных проповедников!

Так же, как и для вступления, нет определенных правил относительно того, из чего должно состоять заключение и сколько оно может продолжаться. Проповедник может завершить свое выступление рассказом, цитатой, вопросом (ответ на который уже прозвучал в проповеди), непосредственно заключением или суммированием сказанного. Это суммирование часто называют кратким повторением. Зачастую нет лучшего пути закончить проповедь, как повторить заголовки или основные тезисы каждого из главных разделов проповеди в том же порядке, в котором они были вами изложены. Если то, что вы говорили по каждому разделу, ясно, даже более того, если и заключение к каждому разделу было четко сформулировано, то повторение каждого вывода при завершении проповеди будет уместным и необходимым. Старое изречение гласит:

«Скажите, что вы собираетесь сказать, потом расскажите это, а затем расскажите и то, что вы уже рассказали, и садитесь!» И скажем более бесцеремонно: «Встань, говори и потом замолкни».

Будьте осторожны с использованием такого избитого оконча­ния, как «моя молитва за вас...» Это часто излишне. Проповедь действительно закончилась, благочестивые банальности могут быть уже не к месту.

Практически почти каждая проповедь имеет психологический конец. Вы подходите к такому моменту, когда сказать что-то еще означает преуменьшить значимость проповеди. Вы чувствуете, что настал момент остановиться. Возможно, это происходит после чтения стихотворения или трогательного повествования. Не говорите ничего более. Вы все испортите, если так поступите.

Это не означает, что это чувство внезапно приходит к вам в процессе проповеди. Более вероятно, что оно придет во время подготовки, особенно если вы готовитесь усердно и тщательно. И ваша восприимчивость к этому чувству будет возрастать по мере накопления опыта.

 

«Распахнутые окна»

Сообщить пастве все, касающееся той или иной истины Слова Божьего, это одно. Показать ее уместность — важность и значимость — другое. Действительно, большинство людей приходят в церковь в субботу, чувствуя потребность услышать Слово Божье. Они могут считать, что это важно для них, так как они ежедневно сталкиваются с мирским, плотским, дьявольским. Они хотят быть победоносными христианами и надеются, что проповедь поможет им в этом. Но, возможно, они зададутся вопросом: как следует применить содержащиеся в проповеди истины и выводы к окружающей их действительности?

Если после проповеди слушатель задает вопрос: «Ну и что?», значит, что-то в корне неправильно. В какой-то мере проповеднику не удалось раскрыть актуальность провозглашенной истины, то есть важность ее для настоящего момента. В таком случае мы говорим, что эта весть неуместна.

Одним из основных способов сделать сказанное эффективным и уместным является использование иллюстраций. Иллюстрации следует воспринимать как окна, через которые освещается проповедь. Они позволяют все осветить и расширить горизонт видения слушателей. Они в большой степени способствуют ясности как одной из основополагающих отличительных черт хорошей проповеди. В своей книге «Искусство иллюстрировать проповеди» Ян Макферсон пишет: «Если говорить о главном предназначении иллюстраций, то следует подчеркнуть, что они помогают нам сделать более понятным смысл того, о чем мы ведем речь. Ясность есть первое условие проповеди, а устные картины имеют большую ценность, поскольку они содействуют нашему стремлению яснее выражать свои мысли» (с. 13).

Иллюстрации необходимы для любой беседы. В проповеди же это необходимо вдвойне, поскольку суть вопроса скорее абстрактна, чем конкретна. Иисус учитывал это, когда говорил притчами. Его задачей было прояснить, сделать понятными истины царства Божьего. Он рассказывал о таких понятиях, как истина, любовь, чистота, святость, о том, как нам следует жить в осознании того, что мы — дети Божьи. Еще Он рассказывал о Боге, о Духе Святом, о небесах, аде, ангелах и бесах. Все это Он стремился прояснить, используя иллюстрации и притчи.

Макферсон упоминает и другие функции иллюстраций, кроме вышеназванной. Одна из них — «опустить проповедь на землю», то есть усилить сказанное ранее, сделав это уместным в данных обстоятельствах. Иллюстрации в значительной мере способствуют пониманию слушателей.

Хаддон Робинсон в книге «Овладение навыками современной проповеди» говорит: «Чтобы показать, что тот или иной принцип имеет отношение к жизни, чтобы показать его конкретное применение, нам нужно давать правдивые примеры из жизни, иллюстрации, которые говорят: "Вот так некто столкнулся с этой проблемой и вот что случилось потом"» (с. 61).

Но для множества начинающих проповедников, включая и пресвитеров церкви, не претендующих на звание проповедника, использование в проповеди иллюстраций составляет важнейшую проблему. Вопрос, который они часто задают, такой: «Где можно найти иллюстрации; откуда их взять?»

Рассмотрим различные виды иллюстраций, это может помочь.

Можно долго искать и ничего не найти, если не знаешь, что ищешь. В. Е. Санстер в своей работе «Умение иллюстрировать проповедь» обрисовал девять видов иллюстраций (с. 26—45).

1. Оборот речи: «Замешательство и гнев отразились в его глубоком взоре» (метафора).

2. Аналогия: «Вода была чиста, как кристалл» (сравнение).

3. Аллегория: «Два горба у верблюда — это две ветви власти».

4. Басня: «Как Джек и его запас бобов...».

5. Притча: «Ткач начал ткать...».

6. Упоминание об исторических событиях: «Может быть, вы помните тот случай, когда Авраам Линкольн выступил с сообще­нием в Геттисбурге...».

7. Случаи из биографии: «Когда Джон Уэсли услышал о смерти Джоржа Уайтфилда...».

8. Личный опыт: «Я стоял у подножья Ниагарского водопада, когда...».

9. Анекдот: «Она ехала посмотреть собор Святого Павла в Лондоне».

Иллюстрации можно найти повсюду: и в том, что вы читаете в книгах, журналах и газетах, и в событиях из личной жизни. Жизнь переполнена уроками, которые следует усвоить, если только вы всегда наготове и убеждены: вот это как раз такой случай. Опубликовано много книг с иллюстрациями, но для того, чтобы с толком использовать их, нужно приложить к ним некоторое умение. Тогда они прозвучат живо и выразительно.

Способность видеть иллюстрации для проповеди в повседнев­ной жизни называется гомилетической склонностью. Если вы имеете такую склонность, вы найдете иллюстрации к великим истинам буквально повсюду — в словах ребенка, полете птицы, в чудесах электронных средств массовой информации, в беседе друзей, в собственных мыслях и в том, как вы реагируете на разные жизненные ситуации.

Проповеди, которые я слышал или о которых читал, были од­ним из лучших источников моих иллюстраций. Я нахожу правильным использовать какую-либо иллюстрацию, засиявшую солнечным лучом из этого источника, потому что я слышал или прочитал о ней в контексте. Я вижу, как ее нужно использовать, чтобы попасть в точку. Я понял, что она раскрывает вопрос по существу. Иллюстрация используется, чтобы сделать истину более ясной. Если иллюстрация не достигает цели, она скорее вводит людей в заблуждение, чем проясняет что-то, скорее отвлекает, чем проливает свет на предмет проповеди.

Я помню одного студента, который пришел ко мне как-то раз, сияя от радости, потому что услышал в проповеди очень вырази­тельную иллюстрацию. Он поведал мне всю историю с большим воодушевлением и довольно эффектно. Моей первой реакцией на этот рассказ было одобрение. Это была хорошая история. Но я спросил потом: «Какова была суть рассказа, что он иллюстрировал?» Студент немного сконфузился и удивленно посмотрел на меня. Он не помнил. Суть не достигла его слуха. Прекрасный рассказ — но к чему? Иногда рассказ столь драматичен, так увлекает нас, что мы теряем из виду суть. В таких случаях проповеднику необходимо достаточное умение, чтобы не дать слушателям упустить суть. Иллюстрации должны пояснять, не более.

В то время как иллюстрации — это окна, существуют также и другие средства, с помощью которых тема проповеди становится более актуальной, понятной, обретает больше реального смысла. Проповедник может в каком-либо месте проповеди задать вопрос: «Что все это означает для вас и для меня?» Отвечая на вопрос, проповедник должен так изъяснить упомянутые в проповеди истины, чтобы слушатели поняли, как им теперь следует ответить на Слово Божье. Конечно, ответ может стать ясным благодаря иллюстрации, но не только. Такая преднамеренная актуализация, включающая использование иллюстраций, может завершать каждый из главных разделов проповеди или ее конец, когда обычно дается краткое повторение сказанного или заключение.

Конечно, чрезмерная актуализация лишь отвлекает, а может даже и задевать слушателей. Здравый смысл и опыт помогут вам избежать этого. Во время подготовки проповеди слушайте себя, ставьте себя на место слушателя. Это поможет вам почувствовать уместность применения содержащегося в вашей проповеди главного вывода к конкретным обстоятельствам.

Вопрос актуализации проповеди освещается Робинсоном таким образом: «Для меня, однако, немалая опасность заключается в другом: в растрате большого количества времени на раскрытие смысла проповеди, а не на его применение в повседневной жизни. После проповеди я часто ухожу с таким чувством, что мне следовало как-то более точно показать людям, как это делать. Нашим слушателям трудно жить тем, во что они верят, если мы не отвечаем на вопрос "Как?"» (Овладение навыками современной проповеди, с. 61).

Так как иллюстрация чаще всего представляет собой рассказ, нелишним будет сделать два-три замечания по этому поводу.

1. Вникните в свой рассказ. Живите им, оживите его, прочув­ствуйте его, драматизируйте его. Посмотрите на ребенка, рассказы­вающего историю, которая взволновала его. Невозмутимость? Ни в коем случае! Вам предоставляется возможность оторваться от своих записей и напрямую, динамично общаться с вашей паствой.

Хотелось бы, однако, предостеречь от излишнего мелодра­матизма, сентиментальности — это отталкивает слушателей. Но и чрезмерная сухость, непроницаемость также отталкивает и, к сожалению, чаще является правилом, чем исключением.

2. Не затягивайте свой рассказ. Существует опасность увязнуть в мелочах. Ясное, четкое описание вызывает большой интерес, а долгие, растянутые подробности отвлекают. Пусть сознание слушателя само воссоздает подробности того, о чем вы говорите. Пусть ваш рассказ находится в постоянном движении — действие поддерживает интерес. Рисуйте фон широкими, смелыми мазками. Сберегите подробности для самой сердцевины рассказа. Это требует некоторого умения, так как не всегда легко разобраться, что включить, а что опустить. Вы можете и не быть одаренным рассказчиком, но ваши выступления станут более эффективными, если вы не забудете некоторые основополагающие принципы. В этом вам помогут хорошие образцы. В следующий раз обратите внимание на хорошо рассказанную историю и запишите ее. Что сделало ее такой?

Иллюстрации — ощутимая помощь для того, чтобы удержать внимание аудитории. Они оберегают проповедь от скуки и серости. Но что еще более важно, они помогают слушателю увидеть и понять истину. Смотрите на вашу аудиторию во время проповеди. Не пытайтесь в одно и то же время смотреть на каждого, у вас это не получится. Смотрите на людей, сидящих перед вами, — сначала на одного, потом на другого. Не смотрите на одного человека слишком долго, чтобы не привести его в замешательство, но и не перескакивайте слишком быстро с одного лица на другое. Смотрите на людей, сидящих в разных частях помещения, даже на балконе. Обращайте внимание на то, как вы посмотрели на одного человека и затем на другого в разных концах аудитории. Такая практика называется «поляризацией». Вы поляризуете все собрание, когда смотрите то на одного, то на другого во время своего выступления. И делайте это наугад, без всякой системы. Пусть это получается произвольно. Это вдохновит вас, когда вы увидите и почувствуете начинающую проявляться динамику. Поначалу вы можете даже поддаться панике (мы ведь такие робкие создания), но с опытом это пройдет.

Несомненно, чтобы смотреть на людей во время проповеди, вы должны помнить то, что собирались сказать. В этом могут быть затруднения. Каким образом можно подготовить проповедь, чтобы она легче запоминалась?

Прежде всего это зависит от того, как вы спланировали вашу проповедь. Вот почему так много внимания в этой книге отдано принципам построения проповеди. Вы можете гораздо легче запечатлеть в своем сознании какой-нибудь замысел, чем страница за страницей листать рукопись проповеди. Это вовсе не означает, что вам не следует писать полную рукопись проповеди или проповедовать, не заглядывая в нее. Существует много проповед­ников, которые эффективно используют конспект, но их проповеди легче запоминаются, потому что хорошо спланированы. Требуется особый дар, чтобы помнить написанное в конспекте слово в слово. Даже тогда, когда проповедь подана с исключительным мастерст­вом, а слушатели могут сказать, что проповедь запомнилась только этим, эффективность проповеди заметно снижена. Конечно, всегда можно прочитать конспект, но от этого страдает зрительный контакт, и к тому же лишь немногие могут хорошо читать на публике. Для этого требуется специальная тренировка и умение. Кроме того, снижение внимания аудитории во время чтения обнаруживается более явно, когда речь обращена к маленькому собранию, чем когда обращаются к большой аудитории.

Во-вторых, вы более легко вспомните то, что хотели сказать, если сделаете ваши записи в речевом стиле, а не в книжном. То есть старайтесь писать так, как говорите. Не пишите эссе, пишите проповедь. Когда вы говорите, вы склонны к более коротким предложениям, чем когда пишете. Вы также склонны связывать вместе скорее фразы, чем предложения. Вы склонны вводить слова и фразы ради выразительности, повторяя их и выражая тем самым свои чувства. Например; «Вы не слышали меня, конечно нет, вам было неинтересно!» Или: «Взгляните на это. Взгляните снова и снова, не видите ли разницу?».

В своей книге «Проповедь сегодня» Клайд Фант высказывает мнение, что мы говорим скорее блоками мыслей, чем абзацами, так что каждый блок мыслей начинается с определенной фразы или предложения (с. 120). Пишите блоками мыслей, чаще используя их, чем традиционные абзацы. Отличный способ оттачивать речевой стиль своего письма — записывать то, что вы хотите сказать, на магнитофон, а потом списывать с пленки именно так, как вы говорили. Исправьте только грамматические и синтаксические погрешности.

В-третьих, сделайте набросок проповеди, соотнося его с замыс­лом, держа в уме два главных вопроса: «О чем я говорю?» и «Что я говорю об этом?» Используйте слова, фразы, символы, которые легко приходят на ум. Набросок должен включать в себя: 1) тему проповеди или сжато изложенные тезисы, 2) вступление, изло­женное кратко, в виде конспекта; 3) заголовки или предложения, отражающие содержание главных разделов; 4) заголовки или пред­ложения, отражающие суть основных подразделов; 5) ключевое слово (слова) или основные фразы каждого перехода от одного главного раздела к другому; 6) сжато изложенное заключение. Если вы возьмете на вооружение эти шесть элементов, они дадут вам возможность сказать то, что вы планировали, не помня все слово в слово. Если вы хорошо «упаковали» проповедь во время подготовки, очень просто «распаковать» ее в процессе устного изложения. В своем «Букваре для проповедников» Иан Пит-Ватсок говорит о том, как это сделать, если поджимает время: «Большая часть времени уходила у меня на то, чтобы точно уяснить себе, что я собираюсь сказать. Но чтобы понять, как именно я собираюсь сказать это на богослужении, мне приходилось ожидать встречи с собранием.

Результатом, без сомнения, являлись потери в выборе и точности выражений, но преимущество непосредственного спонтанного общения с лихвой компенсировало эти потери» (с. 85).

Этот подход может оказаться наиболее полезным, если вы хотите, чтобы ваши проповеди были открытым и динамичным общением с аудиторией.

В конечном счете, то, что вы берете с собой за кафедру, должно удовлетворять ваши требования. Это может быть даже бессмыслен­но для кого-то еще. Ваш конспект может быть подробным или же сделанным в виде наброска главных мыслей. Кроме всего этого, он должен быть приготовлен вами так, чтобы помочь запомнить все, что вы планировали сказать. Обычно я готовлю конспект, содержащий определенные части проповеди, написанные полностью, включая цитаты, которые собираюсь прочитать. Люди, как правило, не относятся как-то предвзято к прочитанному вами материалу, который вы хотите выразить в краткой и сжатой форме или с помощью цитат (они и не ждут, чтобы вы их запомнили). Помните — то, чего вам следует опасаться, так это утраты прямого, динамичного общения.

Несколько слов о переходах от одной части проповеди к другой. Такие переходы упрощаются и легче запоминаются (как указано выше), если части имеют хорошие связки между собой. Например, между двумя главными разделами вы можете сказать: «Осознав правосудие Божье, давайте теперь обратим наше внимание на Его милосердие и сострадание». Выбор безграничен! Существует много способов разработки хороших переходов. Это помогает вам помнить проповедь, а также полезно и для слушателей, потому что они слушают проповедь, а не читают ее. Читая что-либо, вы можете всегда вернуться и перечитать вновь, чтобы отыскать нить или отметить связь между теми или иными мыслями и понятиями. Но в беседе вы можете что-то упустить, и вам трудно будет уловить смысл, если говоривший не повторит это или не поможет вам вспомнить путем краткого пересказа при переходе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: