Укажите виды понятий из упражнения 2 данного занятия.




Планы семинарских занятий по логике

для студентов отделения религиоведения философского факультета (1 семестр 2012-2013 уч. г.)

Тема 1. Логический анализ языка

Занятие 1

 

1. Язык как знаковая система. Виды знаков. Смысл и значение знака.

2. Принципы употребления языковых выражений. Экстенсиональные и интенсиональные контексты.

3.Синтаксис, семантика и прагматика языка.

4. Языки естественные и искусственные. Понятия языка-объекта и метаязыка.

Упражнения:

1. Укажите смыслы (собственный или приданный) и значения следующих выражений:

а) естественный спутник Земли

б) наибольшее натуральное число

в) Волга

г) Вечных двигателей не существует

д) наименьшее натуральное число

е) Волга - крупнейшая азиатская река

ж) подлежащее

з) “искусственный спутник Земли”

и) sin300= ½

2. Установите, нарушен ли принцип предметности в следующих выражениях:

а) Париж - название города

б) “Луна” - слово русского языка, обозначающее естественный спутник Земли

в) Выражение “3+2” - имя множества, обозначаемого также именем “5”

г) “A table” имеет то же значение, что и “стол”

д) A table имеет то же значение, что и стол

е) “”3+2”” - выражение, обозначающее имя множества

3. Определите, является контекст экстенсиональным или интенсиональным:

а) N не знает, что учитель Александра Македонского был великим философом (относительно имени “учитель Александра Македонского”)

б) Необходимо, что число 5 больше числа 2 на 3 (относительно имен “5” и “2”)

в) Москва - важнейший административно- культурный центр России, потому что она - столица России (относительно имени “столица России”)

г) М полагает, что 8/16 больше, чем ½. (относительно имени «½.»)

Правильны ли следующие рассуждения, если неправильны, то почему?

а) Штирлиц работал в СД под руководством Шелленберга. Полковник Исаев был Штирлицем. Значит, полковник Исаев работал в СД под руководством Шелленберга.

б) Шелленберг вполне доверял Штирлицу. Штирлиц был советским разведчиком полковником Исаевым. Значит, Шелленберг вполне доверял советскому разведчику полковнику Исаеву.

в) Троекуров стремился схватить и передать властям Дубровского. Дубровский и француз Дефорж - одно и то же лицо. Значит, Троекуров стремился схватить и передать властям француза Дефоржа.

г) N утверждает, что читал поэму Гоголя “Мертвые души” Сюжет этой поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Значит, N утверждает, что читал поэму, сюжет которой был подсказан Гоголю Пушкиным.

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 38-48, 64-71

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.40-47, 61-65

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 9-17

Занятие 2

 

1. Основные семантические категории языковых выражений.

2. Логические термины, их виды.

3. Дескриптивные термины, их виды.

4. Функциональный анализ предикаторов, предметных функторов и логических связок.

Упражнения:

К каким семантическим категориям относятся следующие выражения и составляющие их термины?

а) Столица России находится южнее Петербурга

б) Петр является другом Федора и Семена

в) Если удельный вес свинца больше удельного веса ртути, то свинец тонет в ртути

г) Иван Иванович и Иван Никифорович поссорились из-за ружья

д) Когда человек прячет какую-либо вещь, он хочет ее от кого-то скрыть

е) Если число оканчивается на 0 или на 5 и сумма цифр его не делится на 3, то оно делится на 5, но не делится на 6

ж) Владимир находится между Москвой и Нижним Новгородом.

2. Укажите, знаками каких функций могут быть следующие выражения (укажите вид, местность, область определения и область значения):

sin, больше, простое число, если то, возраст, дарит, находиться между, разность, теплокровное животное, отец, неверно, что.

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 49-63

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.47-61, 65-80

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 17-22

Занятие 3

1. Искусственные языки логики: язык логики высказываний и язык логики предикатов (принципы построения, понятия терма и правильно построенной формулы)

2. Выявление логических форм и запись на языке логики высказываний и на языке логики предикатов.

Упражнения:

1. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики высказываний:

а) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто лишь при реформировании федерации.

 

б) “Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, --

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.”

 

в) Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить или является одним из 11 глаголов-исключений, то он относится ко второму спряжению, разве что это глаголы “брить” или “зиждиться”.

г) Никакие реформы не пойдут успешно, если не будет согласия и эффективной власти, что может быть достигнуто при реформировании федерации.

д) Давая совет - рискуешь быть неуслышанным, давая деньги - рискуешь их потерять.

2. Выявите логическую форму следующих выражений на языке логики предикатов:

а) отец Сократа; б) возраст отца Сократа; в) отец отца Сократа;

г) разность возрастов отца Сократа и отца отца Сократа;

д) каждый студент знает хотя бы некоторых преподавателей;

е) Неверно, что никто не знает русского языка;

ж)Все любят Джейн, но она не любит никого;

з) Если N кому-нибудь что-нибудь дарит, то он симпатизирует этому человеку;

и) Если каждый любит сам себя, то все любимы кем-то;

к) Население Москвы больше, чем население Петербурга.

Литература:

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 85 – 89.

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 73-77, 107-110.

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 22-33.

 

Тема 2. Понятие

 

Занятие 1

1. Понятие как форма мышления. Основные логические характеристики понятия.

2. Содержание понятия. Признаки и их виды. Логическое и фактическое содержание.

3. Объем понятия, элементы и части объема. Логический и фактический объем.

4. Виды понятий.

Упражнения:

1. Какие из перечисленных признаков следует включить в содержание понятий?

а) квадрат: четырехугольник, равнодиагональный, равносторонний, диагонали взаимно перпендикулярны, равноугольный, сторона равна 20 см, диагонали в точке пересечения делятся пополам.

б) существительное русского языка: отвечает на вопрос “кто?” или “что?”,

склоняется, обозначает предмет, в предложении является подлежащим или

дополнением, имеет множественное число.

в) карандаш: предмет для письма, в деревянном корпусе, с грифельным

стержнем, длиной 20 см, оставляет след на бумаге, круглый.

2. Укажите содержание, объем, элементы и части объема следующих понятий:

Сутки; профсоюзный комитет; мост через Атлантический океан; МГУ; Великая Отечественная война; дружба; однокурсники; беспокойство; западная страна; Евгений Онегин; человек, проживший 110 лет; редакционная коллегия; параллельность.

Укажите виды понятий из упражнения 2 данного занятия.

 

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 129-154, 162-170.

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.379-397

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 34-45.

Занятие 2

 

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

3. Деление объема понятия. Виды деления. Правила деления и ошибки. Классификация.

 

Упражнения:

1. Можно ли представить следующие пары понятий как ограничение (либо обобщение):

а) печатное издание - книга;

б) абзац - предложение;

в) безветренная погода - тихая безветренная погода;

г) староста группы - староста курса;

д) невиновность – непричастность;

е) коробка с карандашами – карандаш, лежащий в коробке;

ж) буква - слово;

з) издательство - секретариат издательства;

и) город Европы - город Англии;

2. Определите, произведено ли многоступенчатое обобщение (ограничение) понятий:

а) крупный город - многонаселенный город - столица - столица крупного государства;

б) сосед по квартире - человек, живущий в соседней квартире - человек, живущий в том же доме - человек, живущий в соседнем доме;

в) факультет университета - гуманитарный факультет университета - факультет МГУ - исторический факультет МГУ;

г) Украина - Киевская область - Киев;

д) дорога - шоссе - автомагистраль - Минское шоссе.

 

3. Произведите ограничение и обобщение следующих понятий:

а) человек, живущий на последнем этаже;

б) Московская область;

в) студенческая группа;

г) студент, знающий всех преподавателей своего факультета;

д) человек, знающий 3 иностранных языка;

е) студент, сдавший логику или психологию на “отлично”;

ж) ромб.

 

4. Определите, произведена ли операция деления объема понятия:

а) дом: одноэтажный, многоэтажный;

б) дерево: лиственное, хвойное;

в) год: зима, весна, лето, осень;

г) Солнечная система: Юпитер, Венера, Земля и т. д.;

д) Россия: европейская часть России, азиатская часть России;

е) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;

 

5. Установите правильность деления, в случае неправильности укажите ошибки и откорректируйте деление:

а) дом: одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный;

б) студент: способный, старательный, ленивый, неуспевающий;

в) хлеб: теплый, мягкий, немягкий, черствый;

г) наука: гуманитарная, социальная. естественная;

д) дерево: лиственное, хвойное, широколиственное, без листьев.

 

6. Произведите дихотомическое деление следующих понятий по указанным в скобках сложным признакам:

а) студент (способности и трудолюбие);

б) число (четность и неделимость на 4);

в) человек (знание английского или немецкого языка);

г) студент (если готовится к экзамену, то сдает его на “отлично”).

 

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 156-162, 182-200.

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.403-411

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 58-71

Занятие 3

 

1. Виды отношений между понятиями.

2. Установление отношений между понятиями на круговых схемах.

Упражнения:

1. Изобразите на кругах Эйлера отношения между следующими понятиями:

а) республика, Башкирская республика, Российская Федерация, федеративная республика;

б) мать, отец, родитель, сын;

в) предприятие, коллектив предприятия, директор предприятия, член коллектива предприятия;

г) стакан, разбитый стакан, стакан с ручкой, большой стакан;

д) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник;

е) движение, вращение, быстрое движение, скорость;

ж) родственник, родство, родственные отношения, супружеские отношения, муж;

з) человек, имеющий детей, человек, имеющий нескольких детей, человек, имеющий двоих дочерей и сына, отец;

и) деньги, бумажные деньги, монеты, фальшивые деньги, деньги, находящиеся в обращении, советские деньги.

2. Приведите примеры понятий, находящихся во всех возможных отношениях к данным:

нищий; ночь; консерватор; умножение; засушливое лето; Северный полюс; вражда; материалист; смелость; сторонник; обвинитель; оптимист; засушливое лето.

 

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с. 170-175.

В. А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М., 2008, с.412-416

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 45-51

 

Занятие 4

1. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, взятие дополнения.

2. Диаграммы Венна. Определение отношений между понятиями на диаграммах Венна.

 

Упражнения:

1. Произведите объединение, пересечение, вычитание между объемами следующих понятий:

а) ромб, равносторонний параллелограмм; б) студент, первокурсник;

в) город, населенный пункт Московской области; г) трамвай, троллейбус.

 

2. В каких отношениях находятся понятия А и В, если:

а) А Ç В = А È В; б) А\В = А, А ÈВ = U; в) А\В # В\А # 0; г) А\В = В\А = 0; д) А Ç В = А, А È В = В; е) А\В = 0, В\А # 0; ж) В\А = В, А È В # U.

3. Установите с помощью диаграмм Венна отношения между следующими понятиями:

а) студент, сдавший экзамены по истории и психологии, но не сдавший зачет по информатике; студент, не сдавший экзамен по истории или по психологии, но сдавший зачет по информатике;

б) человек, знающий хотя бы один из 3 языков (англ., фр., итал.); человек, знающий французский и итальянский, но не знающий английского языка;

в) произведение детективного жанра, не являющееся ни высокохудожественным, ни увлекательным; увлекательное, хотя и не высокохудожественное произведение;

г) писатель, о котором нельзя сказать, что он талантлив или глубок, хотя и не лишенный своеобразия; писатель, о котором нельзя сказать, что он глубок и талантлив, однако своеобразен.

Литература:

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 412- 414, 416 - 422

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 51-58

Занятие 5

 

1. Операция определения. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения.

2. Виды явных определений. Правила определения и возможные ошибки.

3. Виды неявных определений. Приемы, сходные с определением.

 

Упражнения:

1. Установите вид и правильность следующих явных определений, в случае неправильности указать ошибку:

а) эллипс - замкнутая кривая, получаемая при сечении конуса или цилиндра плоскостью;

б) 10 метров - отрезок, на котором условная мера длины 1 метр укладывается 10 раз;

в) пирога - узкий длинный челн, выдолбленный из ствола дерева;

г) пяткоход - сумчатое животное, водящееся в Западной Австралии;

д) безапелляционное решение - решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке;

е) студент - человек, закончивший среднюю школу и поступивший в ВУЗ.

ж) металл - химический элемент, хорошо проводящий электричество и тепло;

з) зима - время года между осенью и весной, приходящееся на месяцы декабрь, январь и февраль;

и) выпускник университета - человек, прослушавший полный курс и получивший диплом об окончании университета.

 

2. Укажите вид следующих неявных определений и назовите определяемый термин:

а) и&и = и, и&л = л, л&и = л, л&л = л;

б) а 1 = а, а (n+1) = а n + а;

в) 0 - четное число; если n - четное число, то n + 2 - четное число; никаких других четных чисел, кроме порожденных указанной процедурой, нет.

 

Литература:

Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. Логика. М., 1994, с.204 -224

В.А. Бочаров, В.И. Маркин. Введение в логику. М.. 2008, с. 423 - 446

Е.Б. Кузина. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000, с. 71-82

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: