Темы докладов, рефератов, сообщений




I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ

 

Тема 1. Экономика как основа жизнедеятельности людей

И как наука: предмет и метод

 

Первое занятие

1. Экономика как социально-экономическая система, её функции и структура. Общественное воспроизводство и его фазы.

2. Способ производства и производительные силы общества. Факторы производства и экономические ресурсы. Проблемы выбора и экономии. Кривая производственных возможностей.

3. Экономические отношения, экономические законы и категории.

4. Предмет экономической теории и система экономической науки. Экономическая политика.

5. Метод экономической теории, её значение и функции.

Второе занятие (для самостоятельного освоения)

1. Взаимодействие производительных сил с производственными отношениями и формы общественного производства.

2. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.

3. Человек в экономической системе. Рабочая сила и факторы её развития.

4. Становление и развитие экономической теории как науки, её основные этапы и современные течения. Источники богатства.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений в переходные периоды.

2. Основные этапы развития экономической теории в России.

3. Особенности экономической политики в России.

Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы

1. Чем различаются понятия «экономика как наука» и «экономика как социально-экономическая система жизнедеятельности людей»?

2. Какая из фаз общественного воспроизводства является основной?

3. Чем различаются производительные силы, экономические ресурсы и факторы производства?

4. В чём заключается связь производственных отношений с производительными силами?

5. Какие изменения могут происходить в производительных силах и производственных отношениях под влиянием НТР, какое отношение это имеет к студенту?

6. Чем отличаются экономические законы от законов общества, природы и юридических законов?

7. Что изучает экономическая теория с точки зрения классиков, неоклассиков, марксистов и институционалистов?

8. Что может дать изучение экономической теории студенту?

9. В чём связь экономической теории и экономической политики?

10. В чём источник богатства народов?

11. Чем различаются понятия «рабочая сила» и «человек»?

12. Что понимается под «социально-экономическим типом человека»?

13. Назовите основные пути гуманизации труда студента.

14. Как влияет свободное время студента на его рабочую силу?

15. Проанализируйте следующие утверждения: «Роль надстройки в ускорении НТР в современных условиях снижается»; «Зависимость экономики от экономических ресурсов снижается»; «НТР не имеет отрицательных последствий»; «Человек – объект экономических отношений»; «Человек – главная цель производства и средство её достижения»; «Одна из целей человека – подчинить себе природу».

16. Активизации человеческого фактора может способствовать: а) переход общества от феодализма к капитализму б) ужесточение юридических законов и норм; в) рост монополизации рынка и производства; г) рациональное распределение благ; д) всё верно.

17. В систему экономических законов не входят: а) общие экономические законы; б) законы общественного развития; в) специфические экономические законы; г) законы природы.

18. Микроэкономика – это наука, изучающая связи и отношения: а) по оптимальному размещению ресурсов; б) по ценообразованию; в) по принятию рациональных решений; г) всё верно.

19. Нормативный метод познания означает исследование того: а) что было; б) где должно быть; в) как должно быть; г) что имеется.

20. Система экономической теории не включает: а) политическую экономию; б) экономику образования; в) экономическую политику; г) науку о законах общества.

21. Экономическая теория – это наука, изучающая: а) непосредственно производство; б) производительные силы; в) экономические отношения; г) общественные отношения.

22. Экономический закон – это: а) объективно действующий в обществе закон; б) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости экономических процессов и явлений; в) нормативный акт, принятый высшим органом власти.

 

Тема 2. Собственность в экономической системе.

Приватизация в России

1. Сущность и место собственности в системе экономических отношений. Исторический характер и формы собственности. Частная собственность, её формы, преимущества и недостатки. Личная собственность.

2. Общественная собственность: содержание, формы, преимущества и недостатки. Объективные основы и пути обобществления собственности и производства.

3. Противоречия собственности и экономические интересы.

4. Содержание, возможные причины и цели разгосударствления и приватизации собственности. Проблемы реформирования собственности в современной России.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Основные тенденции развития собственности в истории России.

2. Основные пути, формы и методы согласования экономических интересов в современной России.

3. Особенности реформирования отношений собственности в европейских постсоциалистических странах.

4. Теневая экономика и её последствия для российской экономики.

 

Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы

1. Какие бывают субъекты и объекты собственности?

2. Чем различаются понятия «собственность как экономическая категория» и «собственность как юридическая категория»?

3. В чём количественные характеристики собственности?

4. Чем отличается личная собственность от частной?

5. Какие формы частной собственности сложились в России?

6. В чём заключается «социализация» частной собственности?

7. В чём преимущества и недостатки частной собственности?

8. В каких формах проявляется общественная собственность?

9. Чем различаются понятия «общественная» и «обобществлённая» собственность, «общественная» и «общая» собственность?

10. Чем отличается разгосударствление от приватизации?

11. В чём особенности причин, целей и путей разгосударствления и приватизации собственности в России?

12. Назовите принципы приватизации собственности.

13. Назовите возможные источники средств для приватизации государственной собственности и их особенности в России.

14. Какие способы приватизации используются в России?

15. Проанализируйте проблемы приватизации в России.

16. В чем связь собственности и экономических интересов?

17. Проанализируйте следующие утверждения: «Личная собственность не может быть юридической категорией»; «Личная собственность не может быть частной»; «Частная собственность не может быть общей»; «Частная собственность – самая эффективная из всех форм собственности»; «Частная собственность стимулирует, а общественная – тормозит НТП»; «Обобществление собственности всегда означает формирование общественной собственности»; «В современном мире усиливается социализация капитализма»; «Приватизации в РФ нет альтернативы»; «Лучший путь приватизации собственности в РФ – её равномерное распределение среди всех граждан»; «Приватизация всегда сопровождается кризисом экономики»; «Собственность – основная экономическая категория».

18. В современной России отсутствуют следующие формы собственности: а) общественная; б) коллективная; в) смешанная; г) государственная; д) собственность иностранцев; е) всё неверно.

19. К принципам приватизации государственной собственности относятся: а) открытость и гласность; б) многообразие форм; в) заинтересованность участников; г) добровольность участников.

20. Наиболее эффективной и результативной для всего общества собственностью в современном мире является: а) личная; б) частная трудовая; в) корпоративная; г) государственная; д) всё неверно.

21. Обобществлению собственности способствуют: а) противоречия; б) НТР; в) экономические кризисы; г) всё верно.

22. Основным инструментом приватизации собственности в России был: а) вексель; б) ваучер; в) облигация; г) акция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: