I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ
Тема 1. Экономика как основа жизнедеятельности людей
И как наука: предмет и метод
Первое занятие
1. Экономика как социально-экономическая система, её функции и структура. Общественное воспроизводство и его фазы.
2. Способ производства и производительные силы общества. Факторы производства и экономические ресурсы. Проблемы выбора и экономии. Кривая производственных возможностей.
3. Экономические отношения, экономические законы и категории.
4. Предмет экономической теории и система экономической науки. Экономическая политика.
5. Метод экономической теории, её значение и функции.
Второе занятие (для самостоятельного освоения)
1. Взаимодействие производительных сил с производственными отношениями и формы общественного производства.
2. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.
3. Человек в экономической системе. Рабочая сила и факторы её развития.
4. Становление и развитие экономической теории как науки, её основные этапы и современные течения. Источники богатства.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений в переходные периоды.
2. Основные этапы развития экономической теории в России.
3. Особенности экономической политики в России.
Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы
1. Чем различаются понятия «экономика как наука» и «экономика как социально-экономическая система жизнедеятельности людей»?
2. Какая из фаз общественного воспроизводства является основной?
3. Чем различаются производительные силы, экономические ресурсы и факторы производства?
4. В чём заключается связь производственных отношений с производительными силами?
5. Какие изменения могут происходить в производительных силах и производственных отношениях под влиянием НТР, какое отношение это имеет к студенту?
6. Чем отличаются экономические законы от законов общества, природы и юридических законов?
7. Что изучает экономическая теория с точки зрения классиков, неоклассиков, марксистов и институционалистов?
8. Что может дать изучение экономической теории студенту?
9. В чём связь экономической теории и экономической политики?
10. В чём источник богатства народов?
11. Чем различаются понятия «рабочая сила» и «человек»?
12. Что понимается под «социально-экономическим типом человека»?
13. Назовите основные пути гуманизации труда студента.
14. Как влияет свободное время студента на его рабочую силу?
15. Проанализируйте следующие утверждения: «Роль надстройки в ускорении НТР в современных условиях снижается»; «Зависимость экономики от экономических ресурсов снижается»; «НТР не имеет отрицательных последствий»; «Человек – объект экономических отношений»; «Человек – главная цель производства и средство её достижения»; «Одна из целей человека – подчинить себе природу».
16. Активизации человеческого фактора может способствовать: а) переход общества от феодализма к капитализму б) ужесточение юридических законов и норм; в) рост монополизации рынка и производства; г) рациональное распределение благ; д) всё верно.
17. В систему экономических законов не входят: а) общие экономические законы; б) законы общественного развития; в) специфические экономические законы; г) законы природы.
18. Микроэкономика – это наука, изучающая связи и отношения: а) по оптимальному размещению ресурсов; б) по ценообразованию; в) по принятию рациональных решений; г) всё верно.
19. Нормативный метод познания означает исследование того: а) что было; б) где должно быть; в) как должно быть; г) что имеется.
20. Система экономической теории не включает: а) политическую экономию; б) экономику образования; в) экономическую политику; г) науку о законах общества.
21. Экономическая теория – это наука, изучающая: а) непосредственно производство; б) производительные силы; в) экономические отношения; г) общественные отношения.
22. Экономический закон – это: а) объективно действующий в обществе закон; б) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости экономических процессов и явлений; в) нормативный акт, принятый высшим органом власти.
Тема 2. Собственность в экономической системе.
Приватизация в России
1. Сущность и место собственности в системе экономических отношений. Исторический характер и формы собственности. Частная собственность, её формы, преимущества и недостатки. Личная собственность.
2. Общественная собственность: содержание, формы, преимущества и недостатки. Объективные основы и пути обобществления собственности и производства.
3. Противоречия собственности и экономические интересы.
4. Содержание, возможные причины и цели разгосударствления и приватизации собственности. Проблемы реформирования собственности в современной России.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Основные тенденции развития собственности в истории России.
2. Основные пути, формы и методы согласования экономических интересов в современной России.
3. Особенности реформирования отношений собственности в европейских постсоциалистических странах.
4. Теневая экономика и её последствия для российской экономики.
Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы
1. Какие бывают субъекты и объекты собственности?
2. Чем различаются понятия «собственность как экономическая категория» и «собственность как юридическая категория»?
3. В чём количественные характеристики собственности?
4. Чем отличается личная собственность от частной?
5. Какие формы частной собственности сложились в России?
6. В чём заключается «социализация» частной собственности?
7. В чём преимущества и недостатки частной собственности?
8. В каких формах проявляется общественная собственность?
9. Чем различаются понятия «общественная» и «обобществлённая» собственность, «общественная» и «общая» собственность?
10. Чем отличается разгосударствление от приватизации?
11. В чём особенности причин, целей и путей разгосударствления и приватизации собственности в России?
12. Назовите принципы приватизации собственности.
13. Назовите возможные источники средств для приватизации государственной собственности и их особенности в России.
14. Какие способы приватизации используются в России?
15. Проанализируйте проблемы приватизации в России.
16. В чем связь собственности и экономических интересов?
17. Проанализируйте следующие утверждения: «Личная собственность не может быть юридической категорией»; «Личная собственность не может быть частной»; «Частная собственность не может быть общей»; «Частная собственность – самая эффективная из всех форм собственности»; «Частная собственность стимулирует, а общественная – тормозит НТП»; «Обобществление собственности всегда означает формирование общественной собственности»; «В современном мире усиливается социализация капитализма»; «Приватизации в РФ нет альтернативы»; «Лучший путь приватизации собственности в РФ – её равномерное распределение среди всех граждан»; «Приватизация всегда сопровождается кризисом экономики»; «Собственность – основная экономическая категория».
18. В современной России отсутствуют следующие формы собственности: а) общественная; б) коллективная; в) смешанная; г) государственная; д) собственность иностранцев; е) всё неверно.
19. К принципам приватизации государственной собственности относятся: а) открытость и гласность; б) многообразие форм; в) заинтересованность участников; г) добровольность участников.
20. Наиболее эффективной и результативной для всего общества собственностью в современном мире является: а) личная; б) частная трудовая; в) корпоративная; г) государственная; д) всё неверно.
21. Обобществлению собственности способствуют: а) противоречия; б) НТР; в) экономические кризисы; г) всё верно.
22. Основным инструментом приватизации собственности в России был: а) вексель; б) ваучер; в) облигация; г) акция.