Общение как взаимодействие.




Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) "другой" (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как "систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера..."), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский, 1969. С. 84)

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения

транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок.

 

15. Общение как познание людьми друг друга

Для понимания целей и мотивов, установок партнера по взаимодействию и принятия, разделения этих установок большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов, позже – процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты социально-перцептивных процессов, включают в себя варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид: может воспринимать др.индивида, как принадлежащего к своей/чужой группе, как свою/чужую группу. Субъект восприятия: отдельный индивид, группа – восприятие группой своего/чужого члена, восприятие группой самой себя или другой группой.
Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Именно эти процессы включены в общение.
Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включющий в себя понимание. Образ человека формирующийся в процессе восприятия несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.Центральными проблемами в области СП являются:
- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции.
- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого
- закономерности формирования первого впечатления: эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие. Проекция – приписывание другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя не приятно. Испытываемые эмоциональные оценки также могут искажать наше восприятие. Эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно
- влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей (влияние стереотипов и установок).
^

16 Понятие и особенности соц.групп.

Соц. группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание соц. группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности соц.группы.

Основные признаки соц. группы:

· наличие интегральных психологич. характ-к, таких как общ. мнение, психологич. климат и т. д.;

· сущ-ние осн. параметров группы как единого целого: композиция и структура, груп. процессы, груп. нормы и санкции. Композиция — совокупность характ-к членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К груп.процессам относятся меняющиеся показатели группы;

· способность индивидов к согласованным действиям;

· действие груп. давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общ. статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником соц. установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные соц. функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоц., негативного — асоц.. Любой коллектив является хорошо организованной просоц. группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоц. группа называется корпорацией. Корпорация обычно характ-ся замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным упр-ниям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: