Вопрос 3. Характеристика рынка научно-технической продукции




 

Рынок научно-технической продукции представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) тем, что:

- на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность);

- предложение инновации превышает спрос, но затоваривания не происходит, так как большое количество изобретений и ноу-хау является источником для получения новых знаний. новой научно-технической продукции, т. е. будущих инноваций.

На первый взгляд, каждая фирма, получившая патент на изобретение, полезную модель должна стремиться максимально защитить его, монополизировать, довести до массового использования и извлечь из этого максимальную прибыль. Тем не менее трансферт технологий распространен очень широко вследствие следующих причин:

- возрастающие издержки на НИ ОКР и постоянный риск неудачи в исследованиях требуют в ограниченный период максимального использования результатов разработок;

- полученные результаты не всегда соответствуют профилю фирмы и их освоение проблематично (General Electric, открывшая микроорганизм, «съедающий» нефть);

- некоторые технологии со временем теряют для фирмы интерес: меняется профиль, сокращается рынок;

- патентная защита производимой продукции не гарантирует добросовестной конкуренции (например, торговая война между фирмами Kodak и Polaroid относительно способа немедленного получения фотоснимков; использование запатентованной технологии нефтедобычи конкурентами, что достаточно сложно отследить);

- предприятие не располагает средствами для капиталовложений на разработку и освоение новой технологии;

- разнообразие изобретений в любом случае приводит к росту конкуренции;

- компания не может проникнуть на рынок какой-либо страны вследствие ограничений импорта;

- препятствие антитрестовского законодательства монопольному положению предприятия (фирма Xerox по решению суда вынуждена продавать лицензии на производство копировальной техники).

Рынок интеллектуальной продукции, или инновационных продуктов, характеризуется следующим:

- данные продукты в сфере обмена отвечают всем признакам товара;

- национальные рынки инновационных продуктов имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуры, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы;

- на национальный рынок интеллектуальных продуктов постоянное воздействие оказывают конъюнктурные факторы: общие — циклические колебания и специфические — состояние научно-технического потенциала и производственной сферы, торговых и политических условий реализации объектов инновационной деятельности;

- мировой рынок инноваций складывается на основе национальных рынков экономически развитых стран.

Дополнительно выделяются специфические черты рынка научно-технических продуктов, которые отличают его от рынка товаров:

1) Это рынок уникальных продуктов, которые в своем конкретном выражении присутствуют на рынке только в единствен ном экземпляре.

2) Каждая сделка по приобретению инновационных продуктов индивидуальна и не редко уникальна, поэтому каждый раз требует особого подхода к принятию решения как продавцом, так и покупателем. Он заключается в необходимости всесторонней оценки покупателем научно-технического продукта: его потенциала, возможности использования продукта на своем предприятии, будущих затрат на его реализацию, ожидаемых доходов и т. д. Для покупателя сделка связана с повышенным риском, поскольку приобретаются, как правило, возможности развития бизнеса. Риск потери возможных доходов существует и для продавца, так как возможна недооценка перспектив созданного новшества.

3) Применяемые варианты сделок по продаже-приобретению инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав как продавца, так и покупателя. Так, неисключительная (простая) лицензия предоставляет покупателю право на использование новшества и одновременно сохраняет за продавцом все права, в том числе и возможность новой продажи лицензии. Исключительная лицензия предоставляет исключительное право покупателю (лицензиату) на использование объекта интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, а за продавцом сохраняется право самому использовать новшество. Полная же лицензия предусматривает полную уступку прав покупателю на использование инновационного продукта, при этом продавец лишается прав на дальнейшее использование предмета лицензии и т. д.

4) Договоры на заключение сделок по продаже-покупке инновационных продуктов содержат ограничивающие условия их использования — срок, территорию и объемы использования.

5) Цена, которая выплачивается потребителем за купленный инновационный продукт, также индивидуальна. Несмотря на общие подходы, которые уже выработаны практикой, цена для каждого конкретного продукта определяется самостоятельно.

К основным агентам мирового рынка научно-технической продукции, который часто называют рынком технологий, относятся:

- индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы — генераторы новых технических идей;

- крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями;

- посреднические фирмы (большую роль здесь играют патентные поверенные).

Несмотря на то, что доля патентных заявок, подаваемых индивидуальными изобретателями, в настоящее время резко снизилась (в начале XX в. на них приходилось более 70 % заявок, сейчас только 20 %), однако при знается, что эта категория играет и будет играть роль генератора новых, иногда неординарных идей. Среди способов реализации независимым изобретателем своего продукта наиболее распространена продажа идей заинтересованной промышленной компании. В развитых cтранах действует громадное число индивидуальных изобретателей и мелких инновационных фирм, которые стремятся продать свои научно-технические результаты. Малые фирмы органично дополняют крупные компании с их сетью исследовательских лабораторий и экспериментальных производств.

Крупные компании обладают явными преимуществами в массовом освоении технических новинок и оказываются основными пользователями нововведений, поэтому крупные промышленные компании развитых стран играют ведущую роль на рынках технологий.

Приобретение технологии «на стороне» для крупных компаний служит самостоятельным источником научно-технического развития, которое осуществляется разнообразными способами: покупка патентов и лицензий, заключение контрактов с малыми фирмами, переманивание специалистов, владеющих новой технологией, или приобретение предприятия, где она успешно применяется.

В крупных фирмах создаются специальные подразделения, которые занимаются выявлением и приобретением технологии на рынке.

На западных рынках научно-технических достижений активно проявляют себя высшие учебные заведения, в которых сосредоточены значительные объемы исследований и которые обладают перспективными изобретениями и ноу-хау. В некоторых крупных университетах создаются специальные отделы по продаже лицензий.

Посреднические фирмы в торговле технологиями появились в развитых странах в 1960-1970-е гг. Считается, что это связано с «перепроизводством» научных знаний: по оценкам американских ученых, используется только 15-30% потенциально полезных технологий. Остальные не применяются в значительной степени из-за того, что потенциальные потребители не знают о существовании новшеств, которые могут быть им полезны. Фирмы-посредники помогают решить проблемы поиска и подбора партнеров, заинтересованных в продаже различных видов научно-технической продукции. Современные посреднические фирмы имеют свои банки данных о разработках, созданных в различных отраслях. Развитию посреднической деятельности на рынке технологий препятствует требование раскрытия чрезмерно подробных сведений о новшествах, прежде чем фирма приступит к поиску партнеров для заключения сделки.

Под воздействием научно-технического развития на мировом рынке происходят значительные изменения, связанные с развитием экспорта и импорта научно-технической продукции. Существенно снизилась доля сырья, материалов и продовольствия в экспорте развитых стран и выросла обрабатывающих отраслей, машин и оборудования и особенно наукоемкой продукции и высоких технологий. Структурная перестройка, происходящая в экономически развитых странах, приводит к прекращению выпуска целых товарных групп, производимых традиционными отраслями. Значительное число развивающихся стран также активно начинает участвовать в обмене научно-технической продукции как в качестве импортера, так и экспортера (например, новые быстроразвивающиеся страны Азии).

Для оценки тесноты связи обмена научно-технической продукцией можно использовать коэффициент, характеризующий интенсивность торговли научно-технической продукцией. Для его расчета используются следующие параметры:

K=(Xij/Xi)(Yj/Y), (2.2.1)

где Xij — объем экспорта научно-технической продукции из i-й страны (группы стран, региона) вj-ю страну (группу стран, регион);

Хi, Yj, — общий экспорт и импорт научно-технической продукции i-й и j-й страны (группы стран, региона) соответственно;

Y — общий мировой импорт научно-технической продукции [8, с. 54].

В последнее двадцатилетие происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рынка научно-технической продукции. Прежде всего они наблюдаются в характеристике его структуры по отдельным продуктовым группам, сформированным по степени технологической интенсивности и уровням наукоемкости.

Рассматривается изменение состава экспорта научно-технической продукции в различных странах по следующим продуктовым группам: НТ — highttechnology — высокой технологии; AT (advanced technology) — передовой («продвинутой») технологии; МТ (medium technology) — средней технологии; LT (low technology) — низкой технологии.

Значительное повышение технологического уровня, активное использование интеллектуального ресурса, информационных технологий повлияло на формирование таких новейших тенденций, как хайтеграция, сервизация, софтизация.

Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом «высоких технологий», а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что «высокие технологии» выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нем.

С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации или «деиндустриализации», который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.

Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития «мягкой инфраструктуры», в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.

В настоящее время лидерами могут стать только те компании, которые активно могут вовлекать в хозяйственную деятельность интеллектуальный ресурс. Стоимость таких компаний резко возрастает. Следовательно, традиционные подходы, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим изменениям.

Проблема недооценки инноваций в развитии экономики заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но, что еще более важно, низкий технологический уровень национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок приводят к неэквивалентному обмену, неспособности привлечь в национальную экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен в большинстве случаев толкает национальную экономику и ее ведущие отрасли в «ловушку нарастающего технологического отставания» (так называемая, концепция «технологической пропасти»), что подрывает и национальную безопасность страны.

В соответствии с концепцией «технологической пропасти» на основе хайтеграции, образуется группа стран–лидеров, которые развиваются более быстрыми темпами и занимают устойчивое положение на рынке. Другие же страны, не вошедшие в эту группу, отстают все больше и больше от стран–лидеров. При этом, американские специалисты, эксперты конгресса США Дж. Кердрик и М. Бейли подчеркивают, что доля научных расходов в валовом национальном продукте должна быть не менее 3%. Пороговое значение же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны, принято считать равным 2%.

Таким образом, страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего, технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.

В современных условиях использование интеллектуального ресурса, адаптация хозяйственных субъектов к инновационным процессам определяют не только уровень конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность к дальнейшему росту, обеспечение национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.

Реальный статус страны в современном мире предопределяется тем, каков характер ее экономики: индустриально–сырьевой или индустриально–технологический. В группу развитых входят исключительно страны, способные производить не только высокотехнологичную продукцию, но и сами высокие технологии или технотронные средства производства для обрабатывающей промышленности. Уделом слаборазвитых стран остается механизированная добыча сырья и природных ресурсов, поставляемых для удовлетворения нужд вертикально интегрированных корпораций ведущих стран. В мировой экономике ресурсы текут к технологиям, а не технологии к ресурсам, поэтому сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной.

Лидирующее место в экономике XXI века будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.

При этом, для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, открываются возможности совершенствования технологических рывков и выхода в мировые технологические или экономические лидеры. Этот путь развития получил название «обгонять, не догоняя», «идти другой лыжней».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: