Стрела НТС 90. Педагогические основы скаутизма. М.В. Агапов-Таганский.




 

Стрела НТС №90 от 15.05.2011г.   С упрямством умалишенных многие наши православные люди, родители, учителя и даже преподаватели истории твердят, что скаутский метод воспитания детей России чужд и вреден, так как возник на Западе. С подобным заблуждением нельзя мириться. Предлагаем Вам материал на эту тему и надеемся, что Вы его распространите в своем окружении, в первую очередь среди родителей, имеющих детей младшего возраста. М.В. Агапов-Таганский Педагогические основы скаутизма   Выдержки из неизданной рукописи 1920 года Национальной Организации Российских скаутов-разведчиков (НОРС) Основы скаутизма - цели скаутской системы Скаутизм следует считать наиболее совершенной формой внешкольного воспитания. Что представляет собой скаутская система? Одно из самых существенных и первых основ скаутизма следует считать принцип: здоровым дух в здоровом теле. Физическое воспитание в скаутизме неразрывно связано со всеми формами его практики. Скаутизм ведёт детей на лоно природы, заставляя их дышать чистым воздухом, двигаться на свободе, тренировать свои мус­кулы, находить в привлекательных играх разрядку для свободного излишка энергии. Недаром 9-я глава книги Джона Льюиса "Как руководить звеном" начинается словами: "Проведение лагерей - идеальная скаутская деятельность". Этого мало, в систему физического воспитания скаута входит практическое и теоретическое усвоение санитарии и гигиены. Задача подобного физического воспитания - гармоническое развитие тела и гармония развития тела и духа.   Гармоничное развитие духа Физическое воспитание в скаутизме неразрывно связано с развитием духа. В развитии духа скаутская система тоже имеет своею целью не одностороннее усиление одной области, хотя бы и не за счет другой, но гармоничное развитие всех сторон сознания. У скаута все время идет тренировка воли, воспитание чувств и приобретение практически полезных знаний и навыков. В скаутской системе основанием для структуры служит звено /6-8 человек/. Работа по звень­ям, работа вожаковимеет своей основной задачей выработку в скаутах скаутского характера и духа. Одним из наиболее рекомендуемых приемов работы со скаутами - жизнью в лагере - достигается лучшая культура эмоций. Жизнь среди сверстников, непосредственное восприятие красот природы и общение с ней - создает бодрое, веселое и доброе настроение. В лагере руководителю легче узнать характерсвоих скаутов и легче воздействовать на него, с тем, чтобы устранятьнедобрыечувства и настроения и, наоборот, культивировать добрые эмоции. Недаром скаутам предлагается мысль, что они своего родарыцари и имеют, поэтому, свои рыцарский кодекс - скаутские законы. Из всего вышеприведенного видно, что одной из основ скаутской системы является забота о воспитании характера и об обла­гораживании эмоций. В этой заботе нет никакого игнорирования интересов интеллекта. Ведь скауты всегда и везде являются одновременно школьниками и в школе более, чем необходимо, напрягают свой интеллект. Кроме того, скаутская система сама имеет в программе своего обучения ряд ценных практических знаний, которые представляют легкий и благодарный материал для сообразительности и запоминания. Всестороннее и координированное развитие духа чело­веческого, создание нормального типа здорового и интеллигентного человека, вот что дает скаутизм.   Полнота жизнеощущения - радость бытия В скаутской системе очень существенным является то, что это - единственная система, которая осознала необходимость создания светлого тонуса жизнеощущения. "Волчонок" всегда смеется. Скаут всегда улыбается. Скаут­ская эмблема состоит из лилии - символа чистоты в мыслях, словах и на деле, и так называемой "улыбки", т.е. ленточки с загнутыми кверху концами и надписью "Будь готов!" Скаутизм в основу всей скаутской практики ставит непременным условием наличие бодрого, светлого, ра­достного настроения. Только на фоне его скаутская система допускает дальнейшую педагогическую работу. Скаутизм имеет полное основание к девизу "Будь готов!" присоединить в качестве лозунга великолепные слова Бальмонта: - "Будем, как солнце!" Если скаутизм можно считать христианством в действии, то именно христианством, основанном на исповедании Христа Воскресшего и Воскресением Своимявившего величайшую радость миру, и перед учениками заповедавшего нам: "Всегда радуйтесь" (1Фес.5,16). В бла­гостном и радостном настроении, создаваемом скаутизмом, не может быть места признанию правилом жизни "человек человеку волк". Путь скаутского духовного делания - совместная братская работа, оси­янная совершенной радостью. Существует рассказ о двух монахах: один спасался пос­том, слезами покаяния и пребывал всегда в великой скорби о своих не­совершенствах; другой не особенно постился, не сокрушался о бездне греховной, обуревающей душу человеческую, но жил, пребывая в радости совершенной. Когда умерли оба монаха, то братии их монастыря было откровение, что оба они спаслись и оправданы перед Господом. Скаутская система ведет нашу молодежь по пути совершенной радости и тем самым умножает количество добра в мире. В этом ее величайшая заслуга.   Активная ДОБРАЯ ВОЛЯ Мы видели, что основами скаутской системы являются: правильная постановка физического воспитания, гармоничное развитие всех сторон человеческого духа, поддержание в скаутах жизнерадостного настроения и, наконец, важнейшей основой скаутского воспитания является выработка активной доброй воли. Понятие "доброй воли" пошло от Канта. Определяя с формальной стороны высшую этическую ценность, Кант признавал, что содержание этических норм относительно и обуславливается временем и местом. Он полагал, что наши стремления должны быть направлены к выработке "доброй воли", для которой критерием является положение: "Не делай другим того, чего бы ты ни желал, чтобы сделали тебе другие". Ускаутов содержание этических норм вполне определенно - это конкретно выраженная христианская мораль. Для "доброй воли" скаута критерий этически ценного - Евангелие. Скаутизм - это христианство в действии, выраженное в конкретных формах соответственно условиям места и времени и применительно к интересам и особенностям нашего подрастающего поколения. Присмотримся к законам, заповедям и обязанностям скаутов: они могут быть убедительной иллюстрацией только что высказанного положения. Для выполнения всех этих норм скаут должен выработать в себе "добрую волю". Девиз скаута: "Будь готов!" по существу выражает мысль, что воля скаута должна быть не только доброй, но и активной. Скаут не может ограничиться умозрением и признанием того или иного положения; нет, - он должен выявить всегда в действии свое "кредо". "Вера без дел мертва есть" (Иак.11,17). И это, тем более, обязательно для скаута, что первая его мысль должна быть о других, вторая о себе. Итак, сущность скаутской системы покоится в признак важнейшей педагогической задачи - воспитания воли, а другая особенность скаутской системы - совершеннейший метод достижения этой задачи. Скаутизм знает, что воспитание воли необходимо с раннего возраста. От скаута требуется не только "умопоклонение к добру", как выражалась Екатерина II, но и воля, направленная к добру. Собственно говоря, в воспитании ребенка важна не сумма усвояемых им познаний, а выработка характера. Знания можно приобрести в любом возрасте, но заниматься выработкой характера можно только, имея перед собой в качестве материала поколение подрастающее. Изменять сложившиеся привычки, определившиеся наклонности крайне нелегко, и это задача взрослых, задача самовоспитания. В юном возрасте легче и безболезненнее можно затушевать, не дать развиться одним наклонностям и дать вполне развиться другим. Для подобного формирования характера нужна добрая и разумная воля - воля педагога. Работа по звеньям у скаутов носит явно выраженное стремление оказывать постоянное педагогическое воздействие на волю и характер каждого отдельного скаута. Апостол Павел говорит: "Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 11,19). Скаутизм умело устраняет такого рода несовершенство нашей натуры. Скаутизм из Евангелия черпает свое знание добра. Путем же воспитания скаут становится склонным и способным к совершению добра. Воспитание скаута начинается с того, что вожак звена или руководитель стараются вызвать в нем стремление к самодеятельности. В дальнейшем самодеятельность (инициатива) скаута всячески поощряется и завершается побуждением его к творческим процессам. А что же, как не творчество, более всего уподобляет нас Творцу? И не оно ли более всего приближает нас к Нему? Не борьба за существование, но творчество - вот что должно двигать нами! И вот скаутизм как раз в этом направлении воспитывает добрую волю скаута. На вершинах своих достижений скаутизм претворяет активность, действие в творчество. В этом конечная основа скаутского воспитания и, вместе с тем, величайшая цель и его величайшая заслуга перед сов­ременностью.   Основы скаутской практики Мы говорили о сущности скаутской системы, об ее основах, целях, задачах, но этим еще не исчерпывается определение скаутизма. Ведь важно не только, что такое скаутизм, но и то, как скаутизм осуществляет свои достижения. Не все же пути ведут в Рим, да и по тому пути, по которому можно прийти в Рим, можно идти и в обратном направлении. Итак, мы теперь обратимся к изложению основ скаутской практики.   1. Физическое воспитание. Выше уже было сказано, что одной из основ и важнейших задач скаутской системы является правильная постановка физического воспитания. Там же было указано, что понимание физического вос­питания у скаутов расходится с общепринятым. Итак, что входит у скаутов в общую систему физического воспитания: А) Пребывание и ведение всех занятий на открытом воздухе, жизнь в лагерях. Б) Физические упражнения. а) Военный строй или, вернее сказать, строевое обучение, приспособленное к нуждам скаутской жизни. Скаутское строевое обучение я считаю первой, наиболее легкой формой гимнастики, а также первым средством хотя бы к внешнему сплочению и спайке скаутов в пределах данной организации. б) Гимнастика. Занятия гимнастическими упражнениями должно вестись по возрастным группам и раздельно у мальчиков и у девочек. Упражнения начинаются с простейших движений рук и ног… в) Занятия спортом. У английских скаутов занятия спортом занимают видное место в скаутской практике. Однако зачастую увлечение тем или иным спортом приобретает характер нездоровый. Последнее обстоятельство заставляет весьма осторожно относиться к спортивным занятиям скаутов. г) Игры. Больше, чем спорт, в русской скаутской практике развиты игры. В моей дружине игры пользовались успехом еще и потому, что для занятий спортом не было соответствующих спортивных принадлеж­ностей. Очень популярны чисто скаутские игры: "Контрабандисты через границу", игры с похищением флага и т.д.   д) Гигиена. Очень видное место в системе физического воспитания скаута занимает изучение и осуществление на практике правил гигиены. Жизнь в лагере или во время походовдает возможность следить за практикой в смысле исполнения правил гигиены. е) Санитария. От скаута требуется умение очистить воду, знание правил соблюдения чистоты. В Керчи в дружине требовались определённые знания, и мер борьбы с этими разносчиками инфекций (вши, блохи, клопы и мыши). Недаром также существует скаутская специальность "санитар". От санитара требуется знание санитарии, гигиены, правил ухода за больными и ранеными и оказания первой помощи в несчастныхслучаях. ж) Экскурсии и походы.Не последнее место в физическом вос­питании принадлежит экскурсиям и походам.В отношении здоровья польза их несомненна. Прежде всего, рациональная ходьба - своего рода спорт и притом полезный. Пребывание и питание на свежем воздухе - второй их плюс. Третий и самый значительный - это удивительно благо­приятное действие их на настроение скаутов. За лето 1920 года я про­делал свыше 10 экскурсий и прогулок; каждая из них оставила самое благоприятное впечатление именно потому, что поднимала настроение у скаутов. Только длительные и утомительные экскурсии (а таковыми они не должны быть) могут вызвать понижение настроения. Вообще, все дети и подростки очень любят экскурсии. Нужно заботиться только о том, чтобы преследуя научные или эстетические цели, не переобременять внимания скаутов и не вызывать особенного физического напряжения. Я лично считал бы при длительных экскурсиях переходы свыше 20 верст прямо нежелательными. Переход верст в 15 оставляет время и энергию у скаутов для всяких других занятий. Мне остается еще добавить, что физическое воспитание каждого в отдельности скаута должно зависеть от заключения врача и начальника отряда. Поэтому вполне целесообразно, чтобы у каждой дру­жины был свой врач, что и было заведено в Алуштинской дружине.   2. Индивидуализация воспитания. Если в отношении физического воспитания необходимо заключение врача, то в отношении духовного воспитания руководители еще больше должны считаться с индивидуальными особенностями каждого скаута в отдельности. Основа скаутской организации - звено - дает полную возможность индивидуализации воспитания, предоставляя в то же время большие плюсы коллективного воспитания. Численный состав звена (от 6 до 8 человек) дает полную возможность лучше приглядеться к каждому скауту и больше на него воздействовать. В звене вожак находится в очень тесном общении со скаутами звена. Звено - это духовная семья или, точнее, маленькое братство, семья братьев, где главенство принадлежит вожаку, а роль чадолюбивого отца исполняет начальник отряда. Близость между старшими и младшими скаутами дает возмож­ность старшим знать своих скаутов, считаться с их особенностью, а младшие скауты могут выявлять свою самодеятельность, будучи уверенными, что в старших скаутах они встретят помощь, поддержку и руководство. Самодеятельность (инициативность) скаутов есть реальные плоды скаутской системы. Скауты, сдавая испытания на звание скаута 3,2,1-го разрядов, опытного скаута обязаны также сдать испытания по нескольким специальностям. Программа испытаний на звания определенная и одинаковая для всех испытуемых, знание же специальностей обязательно, но выбор их предоставляется самим скаутам. Каждая степень звания требует лишь знания известного количества специальностей, причем высшая степень требует знания более сложных специальностей. Я лично нахожусовершенно недопустимой попытку в иных дружинах испытания на разряды связать с испытанием по определенной специальности. Например, в одной дружине требовали, чтобы скаут 3-го разряда имел специальность "прачки", а 2-го разряда - "санитара". Скаутам, безусловно, должна быть предоставлена весьма широкая возможность выбора специальности; конечно, эти специальности могут быть приурочены к тому или другому разряду по степени важности и сложности.Нельзя требоватьотскаута, чтобы он изучал специальность, к которой у него не лежит сердце, такое требование будет насилием, попранием интересов личнос­ти, вполне можно ограничиться тем, что существует одинаковая програм­ма испытаний на звания. Впрочем, общее впечатление от скаутской практики таково, что нет опасения за угашение духа самодеятельности в скаутах. Асамодеятельность имеет и ту выгодную сторону, что она сопровождается чувством живейшего удовлетворения и вообще положительным самочувствием. Повторяю, самодеятельность есть доказательство того, что воспитание в достаточной мере приноровлено к личным свойствам и интересам ребят. Руководитель обязан дать импульс для самодеятельнос­ти, отчасти материал для выявления ее, отчасти руководить ею. Взгляды Баден-Пауэлла на самодеятельность выражались в том, что руководи­тель отнюдь не должен брать на себя роль мастера, обучающего ученика ремеслу; нет, он должен дать руководящие указания, а скаут должен сам дойти практикой, изучением чужого опыта и своим опытом до знания специальности. Не стесняемый в своей работе, работающий охотно, в меру своих сил и возможностей, скаут, придя к желанной цели, испыты­вает чувство высокого удовлетворения, т.к. он сам дошел до этого. Он испытываетрадость созидания, радость творчества, а высшее назначение человека - идти по пути творчества.   3) Социальное воспитание - дух кооперации. Мы уже выше говорили, что система звеньев представляет собой на редкость удачный тип организации. В звене скауты объединены как бы в семью, содружество братьев (ср. 4 закон). Подбор звена считается в скаутской практике основным условием успешной работы. Хорошие отношения между скаутами зве­на, их дружба устраняет всякий вред, могущий быть от соревнования между скаута­ми. Звено имеет свою индивидуальность, у него есть свое на­именование, флажок, свои цвета, своя программа занятий. Звенья входят в состав отряда, так же, как скауты в отдельное звено. Отряды имеют также приобретаемые совместной работой звеньев, характерные черты, свой характер. Соревнование отвечает интересам индивидуализации воспитания, то же самое соревнование между звеньями, отрядами, дружинами отвечает интересам социального воспитания. Если успех каждого отдельного скаута отмечается знаками отличия, то и для отрядов и для дружин существуют отличия. Дух коллективизма, солидарности, усваиваемый скаутами при изучении 3 и4-гозаконов, не дает соревнованию вызвать в душе дурные эмоции, как это имело место в иезуитских колледжах. В особенности же, скауты проникаются духом коллективизма там, где правильно функционирует "общее собрание" скаутов зве­на, отряда или дружины. Практика моей Алуштинской дружины показала мне, что "общее собрание" скаутов дружины является вполне жизненным и дееспособным органом коллективной воли скаутов. Многие весьма успешные действия дружины обязаны своим эффектом тому, что они предварительно были выработаны "общим собранием". Таким же жизненным учреждением является скаутский Суд Чести. Оба эти института -"общее собрание" и "Суд Чести" служат под руководством опытных руководителей великолепной школой общественности и гражданственности. Солидарность между скаутами отнюдь не является пустым звуком. Она выражается не только внешне, в виде взаимного приветствия, но и в иных формах. В крымских организациях скауты всегда оказывали товарищеское гостеприимство приезжим скаутам. Обычно всякий приезжий скаут является для регистрации в местную организацию и тотчас вступает туда активным членом. Образцом скаутской солидарности могли быть встречи симферопольских и алуштинских скаутов (во время 1-го Крымского Съезда русских деятелей по скаутизму и до съезда). Эти встречи всегда приятно поражали своей сердечностью. Дух солидарности объединяет не только скаутов дружи­ны, скаутов данной страны, - нет, мало того, он объединяет скаутов всего мира. В одной из популярных скаутских песен вы слышите:   Много нас в родной России, В разных странах и местах. Учим правила святые Мы на разных языках... Много нас, но мы одно". 4. Соответствие практики условиям и интересам возраста. Одним из наиболее существенных достоинств скаутизма следует считать приноровленность скаутской системы к естественным свойствам, наклонностям и интересам подрастающего поколения. Внешне такая приноровленность выражается в том, что для возраста от 8 до 12 лет существует особый тип организации - организация "волчат"; для возраста от 12 до 18 лет - обычный тип скаутской организации. Старший Скаут Крыма, генерал-майор Смольянинов(был в свое время начальником кер­ченской дружины), приступил к формированию стаи "медвежат" (возраст детей - от 4 до 8 лет). Теперь же быстро распространяется новый тип организации, именно "роверские звенья", куда вступают молодые люди от 17 до 21 года. В руководствах, посвященных организационным вопросам скаутской системы, очень ясно подчёркивается различие в методике и содержании работы с "медвежатами", "волчатами", скаутами и роверами. Для волчат испытания на звания и специальности существенно отличны от скаутских или роверских аналогичных испытаний. Законы волчат сводятся к минимуму, т.к. от них нельзя ожидать устойчивых импульсов и социальных стремлений. Как от волчат, так и от скаутов требуется идти по лестниценравственного совершенствования и практического познания жизни,но у нихнет установленных минимумов или максимумов, классов, каникул. Скаутам ставятся их руководителями цели и средства. Подбор средствзависит от личных склонностей и способностей. Захочет скаут, он будетспециалистом по токарному делу, по сигнализации, не лежит У него сердце к этим специальностям, он будет коллекционером, астрономом, ботаником. Индивидуализация воспитания, проводимая в звеньях, всамой совершенной степени приноравливает характер педагогическойработы киндивидуальным, а подавно, стало быть, к возрастным условия м.   5. Трудовое воспитание. Под трудовым воспитанием следует понимать и сообщение практически полезных сведений и навыков, и усвоение привычки к методическому, регулярному труду. Скауты получают полезные для жизни знания и навыки при изучении специальностей. Жизнь в лагере, экскурсии, походы не меньше, чем изучение специальностей, дает умение ориентироваться в жизни и умение удовлетворять своим повседневным требованиям. При испытаниина 3-й разряд скаут должен уметь определять страны света, развести костер, пользуясь всего одной спичкой, и т.д. Наряду с полезными знаниями скаут при изучении специальностей учится трудиться регулярно и следуя определенной системе. Скауты постоянно заняты, они находятся в постоянном действии. Они не боятся труда и умеют трудиться. Я вспоминаю свою Алуштинскую дружину. Однажды моискауты очистили помещение переделанного здания гимназии. За уборкумусора (щебня, известки и т.п.) в каждом классе солдаты из комендантского управления просили 400.000 рублей (хлеб стоил, кажется, 10 рублей летом 1920 года). Скауты убрали помещение безвозмездно. Они же убрали 10 куб. саженей дров для той же гимназии, работали все летона детской площадке, несли санитарную службу (с громадной поль­зой для больных), службу связи. Я лично издал приказ, в котором предложил начальникам отрядов строго следить за тем, чтобы скауты не были перегружены работой, хотя работа эта принималась ими на себя только по личному желанию. Меня поражало и трогало поразительное рвение скаутов. Нет сомнения, что скаутизм приучает к труду и возвы­шенному взгляду на труд.   6. Плотный подход к жизни. Практицизм скаутской системы. Другой стороной трудового воспитания является плотный подход к жизни. Скаут, прежде всего, практик. Он не растеряется ни при каких обстоятельствах, не будет беспомощным младенцем, не могущим обойтись без помощи старших. Полезные для житейского обихода знания и опыт с одной стороны приучают скаута к труду, с другой стороны развивают в нем находчивость, уменье ориентироваться при всех обстоятельствах жизни и знание того, что нужно делать. Сообразительность и находчивость скаутов зачастую поразительны. Скаутизм дает то, что так труд­но дать школе и о чем так настоятельно говорят многие - именно подход к жизни вплотную.   7. Воспитание чувств - культура эмоций. Лично я обратил внимание на одну сторону скаутской системы, как наиболее отличающее от прочих воспитательных систем. Эта сторона - культура эмоций: нигде и никогда не было столь сознательного отношения к жизни чувства, как в скаутизме. Руководитель непрестанно следит за проявлением чувств каждого скаута, его общим настроением и за общим настроением всех своих ребят. По эмоциям руководитель может судить об эффекте своих педагогических приемов, общее настроение скаутов показывает ему степень успешности работы. Скауты должны быть жизнерадостны, бодры, веселы; если этого нет, значит дело в звене или в от­ряде обстоит далеко не благополучно. Но вся суть отнюдь не сводится только к созданию по­вышенного мажорного жизнеощущения. Этого мало. В скаутской практике руководителю вменяется в обязанность вызывать положительные чувства у своих братьев и сестер соответственным направлением деятельности. Между прочим, беседы у костра, расчитаны не столько на передачу полезных, ценных сведений, сколько на возбуждение в юных слушателях тех или иных чувств и стремлений. Такие беседы больше всего основываются на пробуждении чувства подражательности, симпатии, интереса. Много пищи для чувств дается в скаутских играх. Они возбуждают соревнование, но без зависти, т.к. соревнование происходит между друзьями. Они дают исход избытку юношеской энергии и устраняют возможность засорять свое воображение нечистыми образами. Скаутизм ведет молодежь по пути здорового нравствен­ного развития, он уводит ее от нездоровых и возбуждающих преждевременно инстинкты эмоций. Но скаутизм не монашество, не аскетизм, не умерщвление плоти. Наоборот! Скауты не думают о запретных для их возраста вещах по одному тому, что их физическая и духовная энергия направлены в другую сторону. Они живут только тем, что свойственно их возрасту, и живут при том полной, богатой впечатлениями жизнью. Полнота жизнеощущения ярче всего сказывается во вре­мя скаутских праздников, где скауты самим себе демонстрируют, насколько вперед продвинулась их общая работа. Во время этих праздников сильнее всего чувствуется, что скаутизм - это гимн жизни, гимн, гармонично исполняемый духом и телом.   8. Воспитание воли. Наибольшие достижения скаутская практика дает в воспитании воли. Всякий мальчик, вступая в скаутскую семью, проходит испытание. Цель этого испытания для новичка - установить, насколько принятый окажется в состоянии выполнять требования скаутских законов и дисциплины. Только после подготовительного периода новичек ("неженка") дает Торжественное Обещание. Скаут вступает в Организацию по собственному желанию, нахолится в своей организации, пока хочет исполнять все требования, предъявленные к нему как к скауту, добровольно или в силу обязатель­ства, принятого не только перед товарищами, но и перед самим собой. На первый взгляд может показаться, что у руководителей такая же дисциплина, как и в армии. Но это крайне неверное впечатление. Военная дисциплина номинально основана на чувстве долга перед родиной, фактически на страхе перед наказанием. У скаутов ничего подобного! Их дисциплина, прежде всего, - самодисциплина. Над скаутом не стоит начальник с палкой в руке. Скаут сознает, что выполнение долга - есть тот великий подвиг, к которому его зовет совесть и честь.Скауты не слуги, но господа, каждый скаут умеет уже несколько владеть собой и управлять своими чувствами. Принесение ТоржественногоОбещания является таким памятным в жизни моментом, с которого скаут действительно должен иметь свою волю, как натянутый лук, чтобы быть в состоянии идти по пути добровольно на себя принятого подвига служения ближним и родине. Скаутская практика помогает скауту идти по пути самодисциплины и воспитания воли. Новичок обычно начинает свою рабо­ту в отряде с изучения скаутского строя, потом переходит к физкультуре и играм. На занятия скаутским строем не следует смотреть пренебрежительно, эти занятия - первое и наиболее превосходное средство к спайке звена и отряда. Такая внешняя спайка, внешняя дисциплина потом легко перейдет в спайку иного порядка. Физкультура, игры, помимо всего прочего, приучают к согласованным совместным действиям, к чувству солидарности и приучают свои стремления согласовывать с интересами общего дела. Дальше, долг скаута побуждает его быть полезным и помогать другим. Он должен к концу дня иметь на текущем счету всякого дня хотя бы одно доброе дело. Сознание того, что такое дело сде­лано или не сделано, создает новые импульсы к новому подвигу. Давая отчет о сделанном своему вожакуили руководителю, скаут получает от них новый заряд энергии, новый импульс. Эти импульсы очень сильные, ведь они базируются на самостоятельности и личной инициативе самого скаута, и дают удовлетворение, прежде всего, его здоровому нравственному чувству. Скаутская система знает многие способы двигать волю скаута по пути совершенствования. Однако законы, заповеди, обычаискаутов не похожи на монастырские уставы, они не могут быть скаутам в тягость, скаут не связан, но направляется ими. Скаут молится о том, чтобы сегодня он был лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. А чтобы быть лучше, скаут действительно напрягает свою волю. Его воля не дремлет, он не может быть пассивным, инертным; наоборот, он "всегда готов". 9. Творчество. Большая притягательная сила скаутизма заключается в том, что вся работа скаута построена на двух началах: начале добровольности и начале самодеятельности. Скаут начинает с самодеятельности в области самого легкого и малого, идет по пути совершен­ствования и воспитания воли, но куда же он должен прийти? К чему? В чем должно заключаться высшее проявление его личности? Я думаю, ответ один: в творчестве. Говоря о творчес­тве, мы различаем в нем представление о цели, о средствах и импульсах к нему. Скаутизм создал много импульсов для творчества, он побуждает скаута искать разрядки своей энергии в действии. Скаутская практика дает средства, научает многому, что полезно для претворения импульса в действие. Цели скаут ищет сам, или ему поможет опытный руководитель. Для поощрения и побуждения скаутов к творческим процессам, штаб моей дружины (совпадавший с советом руководителей) ввел в программу испытаний на звание скаута 3, 2 и 1-го разряда требование, чтобы испытуемый самостоятельно придумал и сделал вещь для хозяйства отряда или музея дружины. Вообще, ручной труд в наиболее легкой и доступной форме знакомит скаута с радостью дости­жения и процессами творчества. Но ограничиватьсятолько этой областью нельзя. Нужно бережно находить и лелеять всякие ростки творчества. Нужно всячески культивировать и поощрять проявления самодеятельности, ибо она есть истинный путь к творчеству. Полезно также вводить в самой широкой мере игры, развивающие сообразительность и способность к импровизации. Таких игр у скаутов много. В особенности представляется целесообразной постановка пьес-импровизаций. Создание дружинных музеев, выставок произведений скаутов дружины и т.д., все это является способами к выявлению, развитию и поощрению дремлющих творческих сил. Старшим скаутам можно предложить также выступать с беседами на тему по их желанию. Словом, способы нахождения стимулов для творчества имеются в достаточной мере в распоряжении руководителей. И пусть руководитель помнит, что для того, чтобы творить, нет нужды быть гением. Радость творческого достижения может быть уделом всякого нормального человека, так пусть же ее знают скауты.   Привлекательность скаутизма Мне не раз приходилось указывать на привлекательную силу скаутизма. Когда я вспоминаю свою Алуштинскую дружину, то мне, прежде всего, кажется поразительным, с каким воодушевлением скауты были скаутами. Вряд ли нас взрослых можно чем-нибудь так ув­лечь и так заполнить содержанием нашу жизнь. Что же влечет нашу мо­лодежь в ряды скаутов? Притягательность скаутизма объясняется всем тем, что выше говорилось о скаутской практике. Рациональная постановка физического воспитания, полное внимание к личным особен­ностям и интересам, дружная товарищеская среда, игры, занятия, соответствующие силам и интересам возраста, сознание возможности обойтись без посторонней помощи, богатая жизнь чувств, великий, но посильный подвиг, принятие на себя рыцарского обета, радость твор­чества - все это, будучи осознано или не осознано, делает скау­тизм крайне привлекательным для молодежи. Наша молодежь горячо ценит доверие к ее си­лам, принцип полной добровольности и безграничную возможность проявлять свою самостоятельность. Кроме того, надо помнить еще следующее. В юном возрасте человек поддается воздействию среды в очень большой степени.В этом же возрасте он с трудом воспринимает все отвлеченное и требующее большого напряжения наших логических способностей. Будучи взрослым и приобретя навык к абстрактному мышлению,человек, темменее, легче и глубже усваивает не то, что выражено в форме отвлеченного положения, но то, что выражено в форме, говорящей не только уму, но и сердцу и воле. Так точно, или еще в большей степени, ребенку доступно выраженное в наглядной, конкретной форме. Если вы скажете юнцу: "Не пей вина, т.к. оно приносит вред", то ваше нравоучение едва скользнет по поверхности сознания и следа не оставит. Другое дело, если вы тому же юнцу покажете фильм овсех вредных последствиях алкоголизма. В скаутском воспитании все сообщается в самой доступной, конкретной форме. Но этого мало. Помимо наглядности во всем проводится принцип интереса. Скаут знакомится только с тем, что наг­лядно и интересно, все неподходящее под эти определения или говорит о непригодности руководителя к его роли, или о том, что без ущерба может быть опущено из скаутской практики. Нельзя не признать также того факта, что скаутизм привлекает молодежь своей формой, значками, знаками отличия... В этом факте нет ничего дурного и говорить о нем с укоризной, значит - быть невеждой в педагогике. Дети, как и малокультурные народы, име­ют естественное пристрастие к яркому, нарядному. Дурного в этом ничего нет. Всякий возраст имеет право на собственные вкусы. Скаутизм использует эти вкусы не в дурную, но хорошую сторону. Любовь к значкам, ленточкам, торжественным церемониям он использовал для направления воли скаута к самосовершенствованию. Как бы то ни было, факт остается фактом, молодежь любит скаутизм и легко идет в ряды скаутов. Практика моей дружины свидетельствовала о том, что мальчики и девочки, вступавшие в Организацию, как бы перерождались, становились ревностными скаутами, вся жизнь которых была заполнена интересами, связанными с жизнью дружи­ны. Родители и педагоги говорили мне с укоризной, что я отнял детей у них. Упрек этот меня не огорчал, ибо нужно было его переадресовать авторам, - их вина, что они не давали той духовной пищи, кото­рой дети хотели и которую дал им скаутизм!   Радость жизни - полнота жизнеощущения Правильная постановка дела в скаутских организациях имеет всегда определенный эффект - именно в таких организациях скауты преданы скаутизму и высоко его ценят. Скаутизм привлекает их к себе ни одной какой-нибудь своей стороной и действует не на одну какую-либо сторону сознания. Скаутизм помогает своим адептам вести жизнь интенсивную, дающую возможность выявиться всем нашим способ­ностям. Мало того, воспитывая в скауте активную добрую волю, мы учим его стоически переносить невзгоды жизни и как можно интенсивнее переживать благоприятные моменты. Скаут должен быть в несчастье стоиком, в счастье - эпикурейцем (в лучшем смысле этого слова). Он верен 11-му закону. Он всегда пребывает в настроении совершенной радости. Он помогает ближним и в то же время ободряет их. Он борет­ся со скукой и буднями, заполняя свою жизнь этим красочным содержа­нием. Скаут претворяет повседневность в вечный праздник жизни, причем у скаутов их праздники - высшее выявление активности. Будучи по самой природе своей оптимистами, скауты тем самым вносят в окружающую их среду светлое, доброе настроение, то настроение, которое чуждо мелких и низких чувств, чувства завис­ти, злобы, скуки, раздражения и т.д. А это великая миссия - будить уснувших, ободрять уставших, радовать трудящихся. Своим оптимизмом скауты умножают количество добра на земле и повышают его качество. В претворении серых будней в вечный праздник жизни - величайшая заслуга и наибольшее


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: