Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК в локомотивных депо.
СМК функционируют по двум направлениям:
- система управления качеством ремонта (СМКрем) - для ремонтных депо;
- система управления качеством эксплуатационной работы (СМКэкс) - для эксплуатационного депо.
Специфическими результатами внедрения и функционирования СМКрем являются:
- повышение надежности локомотивов, т.е.
© снижение количества порч:
где – расходная ставка на один локомотиво-километр, р.;
– среднее расстояние пробега вспомогательного локомотива, лок.-км,
– снижение количества порч на измеритель, ед./106 лок.-км;
– общий пробег парка локомотивов, км;
© снижение количества неплановых ремонтов:
© снижение трудоемкости и материалоемкости технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов:
где – часовая тарифная ставка работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом локомотивов;
– сокращение трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов, чел-ч;
– коэффициент, учитывающий надбавки и доплаты к заработной плате;
– коэффициент, учитывающий единый социальный налог;
– сокращение материалоемкости планового ремонта локомотивов, р.;
– количество локомотивов, подлежащих плановому ремонту в отчетном периоде.
- сокращение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
где - расходная ставка на 1 кВт·ч электроэнергии (кг условного топлива), включающая в себе стоимость электроэнергии (топлива) и расходы на экипировку, р./кВт×ч (р./кг);
- удельный расход электроэнергии (условного топлива) соответственно в базовом и отчетном периодах, кВт×ч/104 ткм брутто (кг/104 ткм брутто);
- доля цеха ремонта в общем снижении удельного расхода электроэнергии (условного топлива), доля единицы (устанавливается на основе экспертной оценки);
- тонно-километры брутто в границах работы локомотива, выполненные в отчетном году.
- сокращение продолжительности простоя локомотивов в плановых и неплановых видах текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов:
,
где – расходная ставка локомотиво-часа в отчетном году;
– время простоя на ремонте в базовом и отчетном году;
– сокращение пробега локомотива выраженное лок-км.
Специфическими результатами внедрения СМКэкспл являются:
- сокращение трудоемкости операций по экипировке локомотивов и продолжительности их выполнения, продолжительности операций по приему и сдаче локомотивов локомотивными бригадами;
- сокращение количества неплановых остановок и простоя поездов по вине локомотивных бригад;
- снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
- сокращение потребного парка вагонов и локомотивов для освоения планового объема перевозок.
∆nв = И ∆Ов где ∆Ов = Овпл – Овф или
или ,
где – коэффициент суточной потребности в локомотивах в базовом и анализируемом году:
- повышение массы поезда (сокращение лок-км)
и скорости движения поездов (сокращение лок-ч и ваг-ч);;
, ,
где N – размер движения (количество пар поездов);
l – участок обращения локомотива (плечо обслуживания), км;
– участковая скорость движения поезда в базовом и анализируемом году соответственно, км/ч;
m – среднее количество вагонов в поезде.
Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК на предприятиях вагонного хозяйства.
Результатами внедрения и функционирования СМК на предприятиях вагонного хозяйства являются:
- сокращение количества неплановых задержек поездов в связи с неисправностями вагонов в парках отправления и в пути следования на гарантийных участков;
- сокращение продолжительности непланового простоя поездов (составов) в парках отправления и на гарантийных участках;
- сокращение количества отцепок неисправных вагонов в парках отправления от сформированных составов и транзитных поездов на гарантийных участках;
- сокращение простоя вагонов в деповском ремонте, в текущем ремонте в депо, при подготовке вагонов к перевозкам:
,
где – расходная ставка вагоно-часа в отчетном году;
– время простоя на ремонте в базовом и отчетном году;
– сокращение пробега вагона в ваг-км.
- сокращение трудоемкости и материалоемкости деповского ремонта вагонов, текущего ремонта вагонов в депо, подготовки вагонов к перевозкам:
где – часовая тарифная ставка работников, участвующих на плановом ремонте;
– сокращение трудоемкости планового ремонта вагонов, чел-ч;
– коэффициент, учитывающий надбавки и доплаты к заработной плате;
– коэффициент, учитывающий единый социальный налог;
– сокращение материалоемкости планового ремонта вагонов, р.;
– количество вагонов, подлежащих плановому ремонту.
- сдача ремонтных работ с первого предъявления;
- сокращение производственного травматизма, часов простоя и сверхурочной работы, текучести кадров, улучшение других показателей;
- сокращение времени оборота вагона.
или
Lполн – полный рейс грузового вагона в км;
– участковая скорость;
– среднее расстояние между техническими станциями;
– время простоя на технических станциях;
– коэффициент местной работы, характеризует количество грузовых операций, приходящихся на один оборот вагона;
– время нахождения вагона под грузовой операцией.
Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК на станциях
Специфическими результатами внедрения и функционирования на станциях СМК являются:
- сокращение простоя вагонов;
- уменьшение числа случаев и общего времени опоздания поездов по отправлению по вине работников станции;
- уменьшение количества задержек поездов по неприему станцией и общего времени их простоя;
- повышение статической нагрузки вагона; Статическая нагрузк а вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один вагон в момент погрузки.
– груз вагонов
– количество погруженных вагонов
Повышение рст – одно из важнейших направлений роста эффективности работы железнодорожного транспорта, которое может осуществляться внедрением большегрузных вагонов, разработкой новых технических норм загрузки вагонов, улучшением использования грузоподъемности платформ и полувагонов при перевозке легковесных грузов. Повышение рст сокращает потребности в парках вагонов, что уменьшает объем капитальных вложений и расходы на их содержание, и ремонт, амортизацию и т.д.
- исключение повреждений подвижного состава при маневровой работе;
- повышение производительности маневровых локомотивов;
Среднесуточная производительность – показывает тонно-километровую работу брутто, выполняемую одним локомотивом в среднем за сутки:
,
где - объем работы локомотива, ткм брутто;
- средняя масса поезда брутто;
Мл – потребный парк локомотивов, шт.:
Мл = ΣMt / 24 × 365,
где ΣMt= ΣMLлин/ V уч – локомотиво-часы поездных локомотивов.
Sл – среднесуточный пробег локомотива, который характеризуется средним количеством километров, пройденными локомотивом за сутки:
где - потребный парк локомотивов, шт.
L – длина участка обращения (плечо обслуживания) локомотива, км.;
- время оборота локомотива, ч.
- сокращение случаев нарушения плана формирования поездов; Основным нарушениями плана формирования можно назвать: включение в поезд вагонов назначений, не соответствующих установленным планом формирования; отправление поездов, масса и длина которых ниже установленных норм (Формирование поездов осуществляется главным образом на крупных, предназначенных для этого станциях, в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов. Для каждой категории поездов установлены нормы веса и длины состава в зависимости от силы тяги используемого локомотива и длины приёмо-отправочных путей. Масса пассажирских поездов в СССР достигает 1000—1200 т, грузовых — 6000—10 000 т.); отправление поездов по неразрешенным кружным направлениям; разъединение вагонов и документов на перевозку грузов.
Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК в диспетчерских участках
Основными задачами коллективов диспетчерских участков являются организация четкой эксплуатационной работы, строгое соблюдение графиков движения грузовых и пассажирских поездов, норм технологических процессов работы станций, обслуживаемых участков.
Исходя из этого основными результатами внедрения и функционирования СМК диспетчерского участка являются:
- повышение плана погрузки;
- рост участковой скорости движения грузовых поездов;
- исключение или сокращение случаев опозданий пассажирских поездов;
- сокращение порожнего пробега вагонов в результате организации погрузки в попутном направлении;
- сокращение резервного пробега локомотива;
- выполнение регулировочных заданий, бесперебойная работа стыковых станций по приему и сдаче поездов.
Улучшение качества эксплуатационной работы диспетчерских участков выражается в сокращении времени нахождения грузовых и пассажирских поездов (составов) на участке, простоя вагонов на промежуточных станциях, порожнего пробега вагонов и резервного пробега локомотивов, а также в выполнении и перевыполнении норм приема и сдачи вагонов (поездов) на соседние участки.
Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК на дистанциях пути
Основной задачей предприятий путевого хозяйства является обеспечение бесперебойного и безопасного пропуска поездов с установленной скоростью.
Исходя из этого внедрение и функционирование СМК на таких предприятиях направлено на повышение надежности элементов железнодорожного пути, а именно:
- сокращение количества неплановых отказов на измеритель. В результате этого сокращения снижаются эксплуатационные расходы, связанные с задержками и простоями поездов и устранением неисправностей пути, вызвавших отказы.
- сокращение числа предупреждений о снижении скорости движения, размера ее снижения, длительности и протяженности участков действия предупреждений; Эти действия приводят к снижению эксплуатационных расходов, которые могут выражаться в уменьшении механической работ торможения и разгона и связанных с этой работой расходов на топливно-энергетические ресурсы и ремонт подвижного состава в пути. Кроме этого уменьшается время нахождения поездов на учасках и в связи с этим снижаются расходы по содержанию локомотивных бригад и бригад проводников вагонов пассажирских поездов.
- улучшение состояния рельсовой колеи по показателям, определяемым путеизмерительным вагоном;
- сокращение количества дефектных рельсов и негодных шпал в пути;
- увеличение объема ремонтных работ, выполняемых в «окно» и др. Увеличение объема работ (производительности), выполняемых в одно «окно», уменьшает потребное число самих «окон» для выполнения программы ремонта пути. Следствием этого является уменьшение задержек и простоя поездов и связанных с ними эксплуатационных расходов, высвобождение подвижного состава и пропускной способности и увеличение в связи с этим объема перевозок.
Экономическая эффективность внедрения и функционирования СМК в дистанциях связи и электроснабжения.
Основными задачами дистанции связи и электроснабжения являются содержание технических средств в исправном состоянии, обеспечение безопасности движения и пропуска поездов.
Специфическими результатами внедрения и функционирования СМК являются:
- исключение или сокращение числа случаев нарушений действия устройств автоматики, телемеханики и связи и их продолжительности по абсолютной величине и на измеритель;
- исключение случаев или сокращение их числа и продолжительности действия повреждений тяговых подстанций, контактной сети, высоковольтных линий автоблокировки, постов секционирования и других устройств по абсолютной величине и на измеритель;
Сокращение числа случаев нарушения нормальной работы технических устройств приводит к уменьшению количества и продолжительности задержек поездов, вынужденного снижения скорости движения, повышает безопасность движения.
Сокращение количества задержек поездов уменьшает эксплуатационные расходы, связанные с остановками и простоями поездов, высвобождает вагоны и локомотивы, что позволяет освоить дополнительный объем перевозок.
Снижение случаев снижения скорости движения поездов уменьшает механическую работу торможения и разгона, времени нахождения поездов на участке. Все это приводит к снижению эксплуатационных расходов по ремонту подвижного состава и пути, расход энергетических ресурсов и текущие расходы по содержанию локомотивных бригад и др.
- улучшение балльной оценки состояния контактной сети, устройств автоблокировки, доведение ее величины до планового значения.