Ролевая игра по сценарию




Вступительное слово

Ведущий. На очередное заседание собрался женсовет, в состав которого входят наиболее авторитетные и мудрые женщины, воспитывающие детей без отца. Это женщины разведенные, вдовы или родившие ребенка без мужа.

По данным психологических исследований, дети, растущие в неполных семьях, по сравнению с их сверстниками из полных семей имеют искажения в развитии эмоциональной и личностной сфер. Наиболее уязвимую группу составляют мальчики, растущие без отца. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Собравшиеся на женсовет женщины знают, что дети переживает развод тяжело, но они также знают, что при мудрой позиции матери его последствия для последующей жизни ребенка могут быть минимизированы.

Сегодня на повестке дня женсовета один вопрос:

«Выработка основополагающих принципов воспитания ребенка в неполной семье».

Знакомство

Ведущий. Предлагаю участницам представиться по очереди и, кроме своего имени, назвать ассоциацию, связанную с животным или растительным миром, которая приходит вам в голову, когда вы думаете о своей жизни.

Выборы

Ведущий. Для ведения заседания нам необходимо выбрать секретариат женсовета, который будет вести запись предложений участниц.

Ведущий предлагает персоналии. В обязанности секретариата входит также анализ предложений, высказываний участниц, представление ролевой игры, запись принципов на ватмане.

Упражнение «Скульптура»

Ведущий. В нашем женсовете есть ячейки (участницы разбиваются на подгруппы по 4–5 человек). Сейчас я попрошу членов женсовета проявить свои творческие способности и в каждой ячейке создать скульптуру, метафорически изображающую жизнь женщины, воспитывающей ребенка или нескольких детей без активного участия отца. На создание скульптуры дается 7 минут. Когда скульптура будет демонстрироваться, руководитель ячейки может давать пояснения.

После представления первой скульптуры женсовету предлагается дать характеристику созданному образу, обозначить основные характерные черты. Характеристики записываются на доске.

Та же процедура повторяется после представления каждой скульптуры и в конце формулируется обобщенная характеристика матери, воспитывающей ребенка без отца.

После выполнения упражнения ведущий предлагает участницам обсудить влияние обозначенных обобщенных характеристик на процесс воспитания ребенка. По итогам обсуждения участницы должны сформулировать первый принцип.

1. Только психологически здоровая мать
может воспитать психологически здорового ребенка.

Ролевая игра по сценарию

Ведущий. Мать-одиночка вынуждена принимать на себя функции, которые в семье обычно возлагаются на отца или делятся между ним и матерью. Кроме принятия самостоятельно всех важнейших решений она вынуждена материально обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь. Роль кормильца семьи забирает у нее большую часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства. А ведь как хочется, чтобы какие-то решения принимались подрастающим ребенком, тем более что это учит его будущей взрослой жизни, готовит к роли мужчины, если это сын. В связи с этим я предлагаю посмотреть и проанализировать типичную сцену из жизни семьи.

Двум участницам игры заранее раздаются карточки с подробно описанными ролями.

Роль матери. Мать, желая вырастить из сына мужчину, поручает ему мужские обязанности по дому. Сейчас в разговоре с сыном мать в очередной раз будет обсуждать с ним текущие дела семьи, говорить о том, как распределить бюджет на очередной месяц, о том, какие покупки она уже совершила и что ей еще нужно сделать (например, купить платье на свой день рождения, продукты на праздничный стол, кого пригласить). В конце разговора мать спрашивает сына, не будет ли он возражать, если на праздник к ним придет ее новый знакомый. В ходе разговора мать постоянно спрашивает мнение сына, считается с ним.

Роль сына-подростка. Активно участвует в обсуждении, дает советы, оценку покупок, совершенных матерью. На просьбу матери о присутствии на ее дне рождения нового знакомого вспылил и заявил, что никто им не нужен.

Информация для ведущего. Мать-одиночка не должна остерегаться обращаться к своему сыну-школьнику как к зрелой личности, она отчасти может посвящать его в свою финансовую ситуацию, позволять себе свободно с ним болтать о пустяках, ездить с ним в турпоездки, дать ему почувствовать ответственность за экономию денег или их зарабатывание. Вместе с тем она должна добиваться того, чтобы он, вне зависимости от возложенной на него ответственности, продолжал помнить, что он — ее сын, а не муж и не подруга.

Мать должна всячески поддерживать свои личные дружеские и деловые связи. Когда она со своим мальчиком отправляется на экскурсию, то может пригласить участвовать в ней другого мальчика и, возможно, его родителей. Мать должна поощрять сына иметь своих друзей и свои интересы и иметь возможность ходить в гости без нее (не разыгрывая жутких страданий по поводу того, что он вынужден ее на время покинуть). Когда сын войдет в подростковый возраст, матери, возможно, придется напоминать себе, что она не должна ревновать его к его подружкам и друзьям. И решения относительно своей личной жизни она принимает самостоятельно.

После завершения игры ведущий предлагает обсудить следующие вопросы:

Что вы увидели в этой сцене? Характерны ли подобные ситуации для неполной семьи? Было ли похоже поведение сына на поведение мужа? Что опасного для женщины в том, если сын будет заменять в делах мужа, а дочь — играть роль подружки? Чем чревато для сына или дочери, если они будут исполнять эти роли?

После обсуждения ведущая предлагает сформулировать следующий принцип, который звучит примерно так:

2. Не делай из сына — мужа, а из дочери — подружку.
Ты же не хочешь, чтобы они просидели около твоей юбки всю жизнь!

Упражнение «Стрелок»

Ведущий сообщает, что проводится разминка. Поднимают руку те, кто продолжает злиться на своего бывшего мужа. Женщины часто злятся, когда мужчины ведут себя как лодыри, трудоголики, гуляки, алкоголики.

Группе предлагается стать в круг, один участник назначается «стрелком», он становится в центр круга. Стрелок из символической рогатки стреляет в любого человека из круга и называет любой типаж, он может это делать достаточно быстро. Если он называет гуляку, то тот, на кого он показывает, изображает мужчину, смотрящего в бинокль, а два члена группы по краям от гуляки перед ним «крутят бедрами». Если называют трудоголика, тогда та, на кого показали, изображает мужчину, копающего землю лопатой, а стоящие по краям хлопают в ладошки. Лодырь изображает чтение газеты, а «края» отгоняют от него мух. Алкоголик изображает, соответственно, пьяного мужчину, а «края» хлопают его «сковородкой».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: