Основные психологические понятия




Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов-раздражителей.

Интроспекция – метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.

Лонгитюдное исследование – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

Отражение – философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Психические свойства – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.

Психические состояния – особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени.

Эмпирические методы – это методы, в которых имеет место непосредственное, внешне наблюдаемое взаимодействие субъекта и объекта исследования.

Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллектуальное поведение - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных.

Отражение – философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

Раздражимость – способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия окружающей среды.

Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Социализация – процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Жизненная позиция - осознанное инициативно-творческое отношение человека к миру, своему социальному назначению в нем, которое проявляется в социальной и личностнозначимой деятельности.

Индивид – понятие, отражающее факт принадлежности человека ко всему человеческому роду, виду; биологическое в человеке.

Личность – человек в системе межличностных и социальных отношений, являющийся субъектом общественной деятельности.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Мировоззрение – система упорядоченных и внутренне организованных убеждений личности (философских, этических и др.).

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Убеждения – представления, идеи, знания, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к деятельности.

Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Общение - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Привычка – действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменеие и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Умение – способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.

Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Цель деятельности – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Память – психический процесс, заключающийся в организации и хранении первичной информации об окружающей действительности.

Воображение – это психический процесс формирования образа предмета или ситуации на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведении ранее закрепленного в памяти.

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования

Избирательность восприятия – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых форм

Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Мышление - психический процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражений действительности.

Мыслительные операции – анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение, классификация.

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Понятие – форма мышления, отражающая существенный свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, - нижний п., максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, - верхний п.

Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Представление – образ ранее воспринятого.

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Речевая деятельность – процесс общения людей посредством языка.

Сенсорная адаптация – приспособление к внешним условиям.

Сенсорный - относящийся к органам чувств.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-нибудь.

Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают у. Индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Борьба мотивов – этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Волевое усилие – переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Абулия - нарушение, ослабление воли

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. В результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Задатки способностей – некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.

Индивидуальный стиль деятельности – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выражение.

Пластичность - степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.

Ригидность – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Склонность – любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию.

Темп – скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Темперамент – индивидуально-психологическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: