Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов-раздражителей.
Интроспекция – метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
Лонгитюдное исследование – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
Отражение – философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.
Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Психические свойства – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.
Психические состояния – особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени.
Эмпирические методы – это методы, в которых имеет место непосредственное, внешне наблюдаемое взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллектуальное поведение - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.
Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных.
Отражение – философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.
Раздражимость – способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия окружающей среды.
Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Социализация – процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
Жизненная позиция - осознанное инициативно-творческое отношение человека к миру, своему социальному назначению в нем, которое проявляется в социальной и личностнозначимой деятельности.
Индивид – понятие, отражающее факт принадлежности человека ко всему человеческому роду, виду; биологическое в человеке.
Личность – человек в системе межличностных и социальных отношений, являющийся субъектом общественной деятельности.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
Мировоззрение – система упорядоченных и внутренне организованных убеждений личности (философских, этических и др.).
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Убеждения – представления, идеи, знания, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к деятельности.
Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Общение - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Привычка – действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменеие и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.
Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Цель деятельности – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Память – психический процесс, заключающийся в организации и хранении первичной информации об окружающей действительности.
Воображение – это психический процесс формирования образа предмета или ситуации на основе имеющихся впечатлений и представлений.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведении ранее закрепленного в памяти.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования
Избирательность восприятия – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых форм
Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности внимания на объекте.
Мышление - психический процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражений действительности.
Мыслительные операции – анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение, классификация.
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Понятие – форма мышления, отражающая существенный свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, - нижний п., максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, - верхний п.
Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Представление – образ ранее воспринятого.
Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Речевая деятельность – процесс общения людей посредством языка.
Сенсорная адаптация – приспособление к внешним условиям.
Сенсорный - относящийся к органам чувств.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-нибудь.
Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают у. Индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.
Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Борьба мотивов – этап волевого действия, связанный с принятием решения.
Волевое усилие – переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.
Абулия - нарушение, ослабление воли
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. В результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Задатки способностей – некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.
Индивидуальный стиль деятельности – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выражение.
Пластичность - степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
Ригидность – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Склонность – любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию.
Темп – скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Темперамент – индивидуально-психологическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов.