Процесс принятия решения




Управленческие решения

 

.

Управленческое решение — развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Управленческое решение является важнейшим связующим фактором управляющей и управляемой систем.

.

Для того чтобы достигать поставленных целей, решения должны удовлетворять ряду требований (рис. 5.1)

 

 


Рис. 5.1. Требования к управленческим решениям.

Эффективное решение должно быть:

· простым и логичным;

· приемлемым для большинства членов организации;

· экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);

· своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);

· ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);

· устраняющим причины, а не следствия проблемы.

 

 

Классификация управленческих решений.

 

 

 

Для повышения качества управленческих решений осуществляется их анализ на основе классификации по различным признакам. В качестве признаков классификации решений могут выступать: содержание, форма, время действий, сложность реализации и др.

По содержанию можно назвать решения экономические, политические, организационные и

.

По способу передачи различают письменные, электронные, вербальные (устные) решения. Преобладающей формой является письменные решения. Важное место занимают устные управленческие решения, которые составляют наиболее оперативную их часть.

По времени функционирования решения могут быть длительного действия, среднесрочные, кратковременные и разовые. Имеют место повторяющиеся решения, которые возникают к уже известным вопросам.

По сложности реализации решения делятся на простые и процессные.

По признаку учета изменения условий реализации:

- гибкие решения, которые предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;

- жесткие решения, имеющие единственный вариант.

По времени наступления последствий для объекта управления и среды различают решения:

- стратегические;

- перспективные;

- текущие;

- оперативные;

- стабилизационные решения.

По форме изложения: план, программы, приказ, распоряжение, указание, просьба.

По объекту управления можно выделить решения по:

- маркетингу;

- производству;

- финансам;

- НИОКР;

- сбыту;

- кадрам и т.д

Процесс принятия решения

 

Процесс принятия решения может быть структурирован на определенные этапы

Рис. Процесс подготовки принятия и реализации решения

 

1. Выявление и анализ проблемной ситуации.

Болеслав Прус (занимался проблемами результативной деятельности человека)считал, что перед началом каких-либо действий нужно поставить 4 вопроса:

-стоит ли это делать?

-удастся ли это сделать?

- смог ли это сделать?

- возможно ли это сделать?

2.Формулирование целей.

Использование метода главного звена:

-принцип ключевых звеньев.

-прнцип прерывания порочного круга

3.Выявление полного перечня альтернатив.

4. Выбор допустимых альтернатив.

Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально – этических и др.). Конечным результатом работы на данном этапе является множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям.

5. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

Проводится детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов,рисков и др..

6.Оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение (ЛПР). На основе полученных данных, а также другой информации проводится выбор варианта.

При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:

· учет прошлого опыта,

· проведение эксперимента;

· проведение исследований и анализа.

Таким образом, совместное использование интуиции, опыта работы руководителя и методов анализа, которыми владеет специалист, дает возможность учесть все аспекты решаемой проблемы.

7. Экспериментальная проверка альтернатив.

Если есть возможность, то осуществляется экспериментальная проверка 2 – 3 альтернатив..

8. Выбор единственного решения. С учетом всей имеющейся информации руководитель принимает окончательное решение. Выбор окончательного решения из множества допустимых и предпочтительных производится с учетом последствий его реализации. Они могут быть социальными, экономическими, организационными, технологическими, политическими, т.е. могут затрагивать самые разные стороны деятельности предприятия.

Ограничения на управленческие решения зависят либо от ситуации, либо от конкретных руководителей. Назовем некоторые наиболее важные ограничения:

• недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;

• неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам;

• потребность в технологии;

• законы.

9. Определение этапов, сроков и исполнений принятого решения. На данном этапе получают ответы на вопросы: Что делать? Где делать? Кому делать? Когда делать? Как делать? С кем делать? В какой последовательности делать?

10. Обеспечение работ по выполнению решения. Осуществляется доведения заданий до исполнителя, обеспечение исполнителей всем необходимым, подбор кадров, разъяснения, определение методов стимулирования.

11. Выполнение решения.

Осуществляется оперативный контроль за реализацией, решений, устранение отклонений, внесение необходимых корректив, анализ результатов решения.

12.. Обратная связь.

На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: