Методические рекомендации к организации занятий по программе театральной студии «Фантазёры»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

«Фантазёры»

(художественно-эстетическое направление)

Руководитель: Бурдукова Е. А.

2015-2017

Введение

Дети должны жить в мире красоты и

фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

Перед современным педагогом стоит множество проблем. Они порождают вопросы. Учителя пытаются ответить на них разными способами. Как развивать мышление и речь учащихся? Как помочь ребёнку не быть одиноким. Как постигать мир, воспитывать отзывчивость и сострадание, любовь ко всему живому?

Самый быстрый способ раскрепостить ребёнка эмоционально, снять его заторможенность и зажатость, привить чувственное восприятие слова и развить творческое воображение – это игра, сочинение творческих работ, фантазирование. Все это может помочь сделать театр, занятия театрализованной деятельностью.

Программа студии «Фантазёры» рассматривает подход к детскому театру не только как создание некоего продукта – спектакля, как способа достижения определённого художественного результата. Мы считаем, что занятия искусством должны активизировать у детей, прежде всего, познавательный интерес, мышление, развить фантазию, эстетический вкус, любовь к родному слову, научить толерантному отношению к окружающему миру, реализовать свои творческие способности.

Студия «Фантазёры» является особой формой синтеза учебной и творческой деятельности учащихся, это не формат урока. Ребёнок добывает знания, выстраивая своё понимание произведения, его интерпретацию.

На занятиях театральной студии внимание ребят сосредоточено на решении игровых ситуаций, возникающих проблем. Через логическую структуру занятий, мотивацию к деятельности руководитель умело осуществляет управление самостоятельной познавательной творческой деятельностью учащихся. Дети определяют необходимый темп, средства и способы работы над заданием. Нужно использовать разные виды работ: индивидуально, в парах и группах. Микроклимат доверия в коллективе, сотрудничество, активная работа с обучающим материалом – непременные условия взаимодействия в стенах студии. Постоянное обращение к личному опыту ребят, использование связи с другими видами искусств помогает развитию творческих способностей, индивидуальности юного артиста. Это помощь в поиске друзей и единомышленников.

Пояснительная записка

Программа студии «Фантазёры» реализуется в течение двух лет. Это занятия с детьми разного возраста, которые учатся в младших классах.

Актуальность программы.

Современная школа уделяет большое внимание воспитанию инициативности, социальной активности и нравственности. В настоящее время актуальными являются следующие задачи: творческое развитие ребёнка, умение применять на практике полученные знания, развитие ключевых компетенций. Образовательная среда становится теперь объединяет как урочную, так и внеурочную и внеучебную деятельность. При создании такой среды необходимо учитывать специфику региона, особенности культуры и истории данной местности, этнические особенности. У ребёнка идёт процесс формирования активной позиции творца, деятеля. На протяжении всего непрерывного образовательного процесса семья и школа – партнёры. В новом ФГОС большое внимание уделяется внеурочной деятельности, потому что она способствует именно духовному и нравственному развитию и становлению ребёнка. Внеурочная художественная деятельность объединяет разные виды творчества. Например, театр является ярким примером синтеза искусств.

Театр, как особый мир, отличается синтетической природой, многогранностью и многомерностью. Искусство театра может помочь школьнику увидеть мир с неожиданных точек зрения, раздвинуть рамки постижения окружающего мира. Ребёнок попадает в атмосферу доброты, получает посыл поделиться своими мыслями, научиться слышать и слушать. Театр учит творить и играть. Первоклассники, посещающие театральную студию, включаются в игру, которая моделирует жизненные ситуации. Ребята легче адаптируются в школе. Они принимают новые для них социальные роли, учатся разрешать школьные проблемы. Театрализация помогает процессу и внутренней и внешней социализации учеников. Дети учатся работать в команде разновозрастного коллектива. Ребята учатся помогать друг другу, взаимодействовать. Вырабатываются положительные нравственные качества: толерантность, целеустремлённость, воля, самостоятельность, отзывчивость. Дети учатся высказывать свою точку зрения на события. Необходимо отметить, что в процессе занятий у ребят формируется литературный вкус, появляется желание читать, развивается осознанность чтения. Интеллектуальное развитие идёт совместно с творческим развитием. Дети постепенно всё более свободно начинают фантазировать не только в области игры, но и при анализе художественного текста и музыкального оформления спектакля.

Задача педагога заключается в создании условий организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходимы условия для раскрытия, активизации самобытности, индивидуальности и самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется актуальность разработки программы театральной студии.

Данная программа разрабатывалась с учётом требований ФГОС, также необходимо учитывать нормы СанПИНа. Интересы ребёнка и пожелания родителей, а так же привлечение мам и пап к изготовлению костюмов, рисованию афиш, вечеров после спектаклей очень важны. По этой программе можно работать с ребятами, обучающимися в начальных классах. Её можно успешно реализовать в работе, как с отдельным классом, так и с группой школьников из разных классов.

Формат реализации, то есть сами занятия, проходят в творческой мастерской.

Мастерская – это довольно интересная технология. Она требует перехода на позиции партнерства учителя с учащимися, без наставлений, морализаторства, авторитаризма и психологического давления. Это творчество и принятие приоритета процесса действа над результатом. Происходит «погружение» участников в процесс поиска. Дети сплачиваются, осуществляется активное познания другого человека и мира, а также самопознание. В процессе организации занятия можно использовать театральные игры, дети любят викторины, различные беседы, с азартом участвуют в конкурсах. Включение в процесс социализации происходит активнее на экскурсиях в музеи и театры. Запоминаются надолго праздники и вечера. Постановка спектакля – особенное действо. Это основная форма работы.

Этапы работы при постановке спектакля

1. Выбираем с детьми пьесу и обсуждаем её с детьми. Важен эмоциональный отклик.

2. Текст пьесы нужно разделить на части. Дети самостоятельно читают и пересказывают. Делятся впечатлениями от прочитанного.

3. Учитель и дети пытаются вместе придумать, через какие пластические и музыкальные средства художественной выразительности будет донесена до зрителя основная идея. Продумать, каким в общем виде дети представляют будущий спектакль. Пластические этюды и музыкальное, шумовое сопровождение спектакля. Создание мастерской, где бы дети и родители придумывали декорации и простые костюмы или их элементы. Дети тренируются выразительно читать, работают над интонацией, пытаются понять смысл пьесы.

4. Уточняющий анализ обстоятельств, которые описаны автором обсуждение и поведения героев.

5. Поэтапная репетиция спектакля. Она происходит с разными группами ребят с декорациями и реквизитом, с музыкальным оформлением. Генеральная репетиция спектакля.

6. Премьера спектакля. Анализ проведённой работы.

Театральная студия «Фантазёры» имеет свои принципы, свой алгоритм работы.

Принципы: хорошее позитивное настроение, важен успех каждого, отвергая – предлагай своё, свободы (будь собой), взаимопомощи, дари себя миру и будь открытым, уважай чужое мнение. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Интересное начало каждого занятия. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Чтобы начать работу, нужно удивиться, найти в душе эмоциональный отклик, понять для чего нужно идти вперёд. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в студии «Фантазёры» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, чувствовать красоту и силу слова.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снять эмоциональное напряжение, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, а не лишь приобретение ребенком профессиональных навыков.

Раздел «Этика и этикет» включает помощь в осмыслении общечеловеческих ценностей. Поиск учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть внимательным читателем, зрителем театра), нравственное развитие учащегося.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс осуществляется с учётом возрастных, психологических возможностей и особенностей ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: создание комфортных условий для гармоничного развития личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Для достижения цели наметим ряд задач:

· Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

· Формирование общей культуры, сплочение творческого детского коллектива;

· Приобретение знаний и практики в области театрального искусства;

· Привлечение родительской общественности к деятельности студии (помощь в подготовке декораций, пошива костюмов совместно с детьми, организация совместных вечеров и другое).

Методические рекомендации к организации занятий по программе театральной студии «Фантазёры»

Важным моментом в работе с детским коллективом является воспитательный аспект работы. Основой этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют, конечно же, общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только нравственному и эстетическому развитию, но и обучает нормам достойного поведения, гуманизму. Поэтому важная задача педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Ощущение дружеской поддержки – залог раскрытия богатства внутреннего мира.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры бесценно. Эмоциональная сфера получает своё развитие именно в игре. Другая функция игры - физическое развитие. В игре совершенствуются двигательные навыки, пластичность, скорость реакции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: