В каких случаях можно использовать t-критерий Стьюдента?
Для применения t-критерия Стьюдента необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. В случае применения двухвыборочного критерия для независимых выборок также необходимо соблюдение условия равенства (гомоскедастичности) дисперсий.
При несоблюдении этих условий при сравнении выборочных средних должны использоваться аналогичные методы непараметрической статистики, среди которых наиболее известными являются U-критерий Манна — Уитни (в качестве двухвыборочного критерия для независимых выборок), а также критерий знаков и критерий Вилкоксона (используются в случаях зависимых выборок).
Как рассчитать t-критерий Стьюдента?
Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:
где М1 - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы), М2 - средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы), m1 - средняя ошибка первой средней арифметической, m2 - средняя ошибка второй средней арифметической.
Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?
Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого нам необходимо знать количество исследуемых в каждой группе (n1 и n2). Находим число степеней свободы f по следующей формуле:
f = (n1 + n2) - 2
После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p=0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице (см. ниже).
Сравниваем критическое и рассчитанное значения критерия:
· Если рассчитанное значение t-критерия Стьюдента равно или больше критического, найденного по таблице, делаем вывод о статистической значимости различий между сравниваемыми величинами.
· Если значение рассчитанного t-критерия Стьюдента меньше табличного, значит различия сравниваемых величин статистически не значимы.
Пример расчета t-критерия Стьюдента
Для изучения эффективности нового препарата железа были выбраны две группы пациентов с анемией. В первой группе пациенты в течение двух недель получали новый препарат, а во второй группе - получали плацебо. После этого было проведено измерение уровня гемоглобина в периферической крови. В первой группе средний уровень гемоглобина составил 115,4±1,2 г/л, а во второй - 103,7±2,3 г/л (данные представлены в формате M±m), сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение. При этом численность первой группы составила 34, а второй - 40 пациентов. Необходимо сделать вывод о статистической значимости полученных различий и эффективности нового препарата железа.
Решение: Для оценки значимости различий используем t-критерий Стьюдента, рассчитываемый как разность средних значений, поделенная на сумму квадратов ошибок:
После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 4,51. Находим число степеней свободы как (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 1,993. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).
Распределение Фишера – это распределение случайной величины
где случайные величины Х1 и Х2 независимы и имеют распределения хи – квадрат с числом степеней свободы k1 и k2 соответственно. При этом пара (k1, k2) – пара «чисел степеней свободы» распределения Фишера, а именно, k1 – число степеней свободы числителя, а k2 – число степеней свободы знаменателя. Распределение случайной величины F названо в честь великого английского статистика Р.Фишера (1890-1962), активно использовавшего его в своих работах.
Распределение Фишера используют при проверке гипотез об адекватности модели в регрессионном анализе, о равенстве дисперсий и в других задачах прикладной статистики.
Таблица критических значений Стьюдента.
Начало формы
Число степеней свободы, f | Значение t-критерия Стьюдента при p=0.05 |
12.706 | |
4.303 | |
3.182 | |
2.776 | |
2.571 | |
2.447 | |
2.365 | |
2.306 | |
2.262 | |
2.228 | |
2.201 | |
2.179 | |
2.160 | |
2.145 | |
2.131 | |
2.120 | |
2.110 | |
2.101 | |
2.093 | |
2.086 | |
2.080 | |
2.074 | |
2.069 | |
2.064 | |
2.060 | |
2.056 | |
2.052 | |
2.048 | |
2.045 | |
2.042 | |
2.040 | |
2.037 | |
2.035 | |
2.032 | |
2.030 | |
2.028 | |
2.026 | |
2.024 | |
40-41 | 2.021 |
42-43 | 2.018 |
44-45 | 2.015 |
46-47 | 2.013 |
48-49 | 2.011 |
50-51 | 2.009 |
52-53 | 2.007 |
54-55 | 2.005 |
56-57 | 2.003 |
58-59 | 2.002 |
60-61 | 2.000 |
62-63 | 1.999 |
64-65 | 1.998 |
66-67 | 1.997 |
68-69 | 1.995 |
70-71 | 1.994 |
72-73 | 1.993 |
74-75 | 1.993 |
76-77 | 1.992 |
78-79 | 1.991 |
80-89 | 1.990 |
90-99 | 1.987 |
100-119 | 1.984 |
120-139 | 1.980 |
140-159 | 1.977 |
160-179 | 1.975 |
180-199 | 1.973 |
1.972 | |
∞ | 1.960 |
Конец формы