Глава 1. Категории времени и пространства в художественной литературе




Введение

Время и пространство с давних пор интересовали людей. Их происхождение и устройство исследуют наука и искусство (литература), их образы создают писатели в своих произведениях. Именно они являются «скелетом», на котором держится внутренний мир художественного произведения[1].

На наш взгляд, без анализа времени и пространства нельзя понять роман современной писательницы Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2009).

На наш взгляд, новизна работы заключается в том, что эта тема мало освещена в критике и литературоведении, где о ней можно найти лишь несколько фраз. Приведем некоторые из мнений. Так, критик Т. Геворкян в статье «Неискушенный писатель» видит М. Петросян как армянскую писательницу, написавшую во всех смыслах «пограничный» роман, в котором изображено межвременье и межьмирье. По мнению Геворкян, в романе проводятся границы между двумя эпохами (СССР и новой России) и двумя государствами (СССР и РФ, СССР и Арменией) [2].

В критической статье Т. Соловьевой «Дом vs Наружность» раскрывается жизнь подростков в Доме, правила которой противопоставлены законам повседневности. Дом — это намек на чудо, на иную реальность, «сказка для взрослых детей».[3]

По мнению Д. Быкова («Порог, за которым»), это роман о сверхлюдях, о новом способе жизни. «За порогом» остаются старые ценности (добро и зло, например), а значит и все, кто привык думать по-старому. Само пространство, как считает Быков, новое - «нелинейное и многомерное», [4]это новый мир.

Целью этой работы стал анализ категорий времени и пространства в романе «Дом, в котором...». В работе мы попытаемся выяснить, как эти категории организуют внутренний мир романа Петросян. Цель определила задачи:

1. Рассмотреть изображаемое в романе пространство, выявить его функции и художественные средства, с помощью которых оно создано.

2. Проанализировать модели времени, которые есть в романе, определить их роль и художественные приемы, создающие их.

Объектом исследования стал роман М. Петросян «Дом, в котором...», а предметом — категории времени и пространства в нём.

В ходе работы мы использовали элементы формального, лингвистического, интертекстуального методов, а также познакомились с выдержками из работ и статьями М. Бахтина («Формы времени и хронотопа в романе»), Г. Башляра («Поэтика пространства»), Д. Лихачева («Внутренний мир художественного произведения»), Е. Мелетинского («Поэтика мифа»), А. Есина («Принципы и приемы анализа художественного произведения»).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Объем работы: 20 лл.

 

 

Глава 1. Категории времени и пространства в художественной литературе

Время и пространство с давних пор интересовали людей. Их происхождение и устройство исследуют наука и искусство (литература), их образы создают писатели в своих произведениях. Именно они являются «скелетом», на котором держится внутренний мир художественного произведения [5].

На наш взгляд, без анализа времени и пространства нельзя понять роман современной писательницы Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2009).

Разберёмся же в интересующих нас понятиях.

По определению толкового словаря Ожегова, пространство – это «одна из форм, наряду со временем, существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом» [6]. Слово «пространство» восходит к слову «простор», которое, в свою очередь, происходит от «разных слов разных языков со сходным значением «слой», «подстилка» (др.-инд. staras «слой», лтш. stara «полоса», др.-инд. prastarás м. «подстилка, подушка; плоскость, равнина»)». [7]

Изображаемое в литературе, пространство отражает представления о нём, но при этом не тождественно реальному, а является вымышленным. [8]

В целом, пространство в произведении может изображаться как объективное, существующее само по себе, так и субъективное, зависящее от восприятия персонажей. Также, выделяют следующие виды пространства:

- абстрактное и конкретное;

- закрытое, открытое, пограничное;

- природно-географическое;

- пространство цивилизации;

- пространство психологическое (замкнутое, ограниченное рамками внутреннего мира героя);

- социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни); - фантастическое (сны героев, волшебный мир, созданный автором).[9]

 

Течение собственной жизни, как и целой эпохи, издавна интересовал человека. Над загадкой времени бились многие.

По определению словаря Ожегова, время – это «одна из форм, наряду с пространством, существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена её явлений и состояний».

В классической физике время — непрерывная величина, существующая отдельно от пространства. Начиная с 19 века, время представляют как зависимую от него величину - часть единого пространства-времени, которая меняется при его изменениях. Кроме того, в 19 веке появляется идея, что время и пространство зависят от восприятия наблюдателя.

Само слово «время» произошло от инд. основы “vert” – «вертеть» или от «vártma» – «колея, рытвина, дорога, желоб». Колея, рытвина и жёлоб – следы от вращающегося колеса. «Вращаться» значит «двигаться по кругу», то есть «повторяться». Но если колесо катится и прикасается к земле той же частью, что и раньше, то делает это оно в другом месте, ведь оно уже проехало какое-то расстояние. Другими словами, все события являются теми же, но и немного другими. Иная расшифровка слова «время» в его английском варианте «time» от “tide” - «поток». Поток движется только в одну сторону, его течение нельзя остановить. Примеры такого понимания времени есть не только в английском языке. Например, древнегреческий философ Гераклит говорил, что в одну и ту же реку не войти дважды. Всё непрерывно меняется и никто не может остановить этих перемен. Также, согласно известным русским поговоркам, человек сам определяет своё будущее: «что посеешь, то пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется»… И есть поговорки о том, что человек сам решает, как тратить время, например, в выражении «убить время».

В литературе художественное время не тождественно объективному. Выделяют три типа художественного времени: «“идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное время” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схождения в преисподнюю бедствий». Время в художественном произведении может быть растянуто (как в приеме ретардации, когда автор использует пейзажи, портреты, интерьеры, философские рассуждения, лирические отступления) или ускорено (когда события обозначаются одной фразой). По другой классификации, выделяют следующие типы художественного времени: линейное и циклическое, «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху); объективное и субъективное; мифологическое и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, человеческой личности). Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновидность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкосновением с мистическими силами), карнавальное время (выпавшее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: