Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России




 

 

Философия Беларуси

 

Историческое развитие философии Беларуси осуществляется в контексте представлений и рефлексивных относительно социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием «Беларусь» или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, ВКЛ, Российская империя, БНР, БССР, Республика Беларусь).

Таким образом, становление белорусской философии – сложный, многоэтапный и многовекторный процесс, задаваемый спецификой развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры (включая ее философскую рефлексию) как уникальной самодостаточной целостности, в контексте эволюции европейского региона в целом.

Данное развитие характеризуется следующими глобальными факторами:

· постоянная прерывность в поступательном развитии философской и любой иной профессионально продуцируемой мысли в Беларуси (при сохранении несомненной преемственности) и при этом – удержание социокультурной целостности;

· постоянное полярное напряжение между Востоком и Западом;

· за редкими исключениями, развитие страны и нации происходило при ее исторической и культурной включенности в более широкие целостности;

· почти всегда недостаточная самостоятельность собственно философского развития: долгое время в Беларуси философские идеи не были представлены как собственно философия и

o либо существовали в контексте религиозного мировоззрения, религии в целом и ее задач,

o либо сочетались с доминирующими установками восстановления государственности и национального Возрождения;

o либо облекались в одежды революционных идей освобождения угнетенных;

o либо «догружались» идеологическими установками «коммунистического проекта» и программными целями коммунистической партии.

Действие данных факторов во многом предопределяло факторы непосредственно философского уровня:

· тенденция к постоянной утрате достигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходе конкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей и смены этапов философского развития;

· нарастание интенций к самозамыканию и периферизации с последующим «угасанием», а не переориентацией проблем в иной системе идей.

В целом, можно выделить следующие основные имена и течения философской мысли Беларуси

1) христианское просвещение времен Киевской Руси периодов X–XII веков (Рогнеда, Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая);

2) становление собственно философии Беларуси в контексте гуманистических идей XVI–XVII веков (Ф. Скорына, С. Будный, Константин Острожский и другие);

3) развитие реформационных идей кальвинисткой (Остафий Волович, Андрей Волан, Николай Радзивилл Черный и другие) и радикальной направленностей (Василий Цяпинскй, Ян Лициний Намысловский, Якуб из Калиновки и др.) XVI–XVII веков;

4) идеи атеистического свободомыслия XVI–XVII веков (Каспар Бекеш, Стефан Лован и Казимир Лыщинский);

5) философия XVII века, ориентированная на католицизм (Аарон Ализаровский, Лука Залусский, Альберт Коялович и др.);

6) продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, а также возникновение антисхоластических течений в XVIII – начале XIX веках (например, эклектическая философия Антония Скорульского);

7) философия не-религиозной направленности XVIII – начала XIX веков (Иероним Стройновский, Иоахим Хрептович и др.);

8) философское осмысление классического естествознания XVIII – начала XIX веков (Юзеф Мицкевич, Станислав Бонифаци Юндзилл, Ян Снядецкий, Анджей Снядецкий и др.);

9) философия первой половины XIX века, основанная на предшествующих идеях Просвещения (например, сенсуализм Аниола Довгирда);

10) демократическое осмысление социальной философии в XIX веке (например, Франц Савич);

11) философское осмысление белорусского самосознания в литературе XIX – XX веков (А. Мицкевич, Я. Чечот, Ф. Богушевич, Я. Купала, М. Богданович, Максим Горецкий и др.);

12) исследование понятий и категорий материалистической диалектики в советский период (Дмитрий Широканов, Юрий Харин и др.);

13) развитие философии космизма в советский период (Язеп Дроздович, Василий Купревич и др.);

14) исследование национальной и зарубежной философии (например, Виктор Старостенко, Марина Александровна Можейко, Александр Алексеевич Грицанов и др.);

15) исследования по истории белорусской философии и философии истории (Альфред Майхрович, Семен Подокшин и др.);

16) формирование Минской методологической школы в 1990-х годах (Вячеслав Семенович Степин, Анатолий Изотович Зеленков);

17) развитие экологической парадигмы философской мысли (Павел Александрович Водопьянов, Петр Семенович Карако, Анатолий Изотович Зеленков);

/В.Л. Абушенко, Э.К. Дорошевич «Философия Беларуси»; «Национальное самосознание и философия Беларуси» ред. Г.И. Малыхина, В.И. Миськевич /

 

Философия России

 

Предыстория русской философии – языческая модель мироздания:

· нерасторжимость с природными циклами;

· поклонение стихиям;

· неразличение материального и духовного начал;

· культ тотемов и почитание предков как способы социальной детерминации;

· образно-символическая интерпретация бытия;

· невербальные модели объяснения мира и человека (например, тройная вертикальная структура мироздания: небо, земля, преисподняя).

 

Начальный периодкрещение Руси:

· заложены основы русского философствования, сложились течения мысли, определен круг идей, выработана терминология отвлеченного мышления, намечены основные интенции развития;

· сформировались типологические особенности русской философии (панэтизм, историософичность, антропологизм, антисхоластичность, софийность, рассредоточение в контексте культуры);

· напряженное противостояние духа и материи, драматический конфликт добра и зла, Бога и дьявола;

· концепция векторного, эсхатологического, финалистического типа рассмотрения бытия;

· почитание Софии Премудрости Божией;

· концептуальная основа философских построений – идеи, заимствованные из греческой переводной литературы (например, Библия, «Источник знати» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского);

· оригинальные произведения:

o «Слово о законе и благодати» Илариона – русская историософия;

o «Повесть временных лет» – комплекс эстетических, натурфилософских, философско-исторических идей;

o «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора – выражение этики монашествующих;

o «Поучение Владимира Мономаха» – образец мирской этики;

o «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» – первый гносеологический трактат о трех частях души и пяти видах чувственного познания

 

Средневековье – разделение единой древнерусской культуры и философии после монгольского разорения на три ветви: русскую, украинскую и белорусскую:

· евразийское геополитическое мышление, приход исихазма, проимперская доктрина «Москва – Третий Рим», книгопечатание как начало нового цивилизационного этапа;

· Максим Грек – искусство филологического анализа, философского диалога, богословской герменевтики;

· мыслители XV – XVI веков: Епифаний Премудрый, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев и другие.

 

Барокко XVII века – типологическое сближение русской культуры с европейской через украинское, белорусское, польское посредничество:

· противостояние латинистов (Симено Полоцкий) и грекофилов (Епифаний Славинецкий).

 

Новое время – сильнейшее влияние западной философии

· раскол общества и выделение малочисленной прозападной дворянской элиты, оторвавшейся от основной массы населения;

· противостояние и взаимодополнение различных тенденций: сциентизма и мистицизма, вольтерьянства и старчества, прозападничества и патриотизма, норманизма и антинорманизма;

· мистический и социальный утопизм как продукт философии Просвещения, воспринятых в России от французских его идеологов;

· революционизм (Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», создал трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии»);

· складывается профессиональная университетская философия традицией (H. H. Поповский, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий).

 

Борьба течений в начале XIX века:

· спровоцирована работой Петра Чаадаева «Философические письма», рассказывающей о темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем страны, которая рискует безнадежно отстать от динамичной Европы;

· славянофилы: попытка создать философию, историософию и антропологию в православной интерпретации (Иван Кириевский, Алексей Хомяков, Юрий Самарин и другие) и западники (Виссарион Белинский, Александр Герцен, Тимофей Грановский и другие).

 

Полифония философской мысли, не преследуемой властями, в 2-ой половине XIX века:

· анархизм (Михаил Бакунин), народничество, позитивизм (Петр Лавров), материализм (Николай Чернышевский), неокантианство (Александр Введенский), марксизм (Георгий Плеханов);

· развитие философии в духовных академиях (Федор Голубинский, Федр Сидонский);

· философствующие литераторы (Достоевский, Толстой);

· Николай Данилевский: концепция культурно-исторических типов;

· Н.Ф. Федоров: основы русского космизма;

· Владимир Соловьев: синтез западных идей и славянских традиций:

o выдвигает концепцию цельного знания, национальную правду мечтает соединить со вселенской истиной, мистику – с точным знанием, католицизм – с православием, призывая преодолеть соблазн Запада («безбожный человек») и соблазн Востока («бесчеловечное божество»);

o

 

Расцвет философии первой половины XX века:

· развитая инфраструктура в виде религиозно-философских обществ, журналов, объединений; выходили сборники;

· эволюция от марксизма к идеализму и далее к православию как духовной первооснове отечественного самосознания;

· символисты (Андрей Белый, Дмитрий Мережковский), философский импрессионизм Василия Розанова, персоналисты (Алексей Козлов), философия права Павла Новгородцева, религиозная ветвь философии Ивана Ильина, предэкзистенциальна философия Льва Шестова, учение об интуитивизме в гармонии онтологического и гносеологического аспектов Николая Лосского и др.;

· работы Николая Бердяева по персонализму, эсхатологической метафизике, смыслу творчества; религиозное философское направление Сергея Булгакова и Павла Флоренского.

 

Советский период:

· раскол, отделивший старые традиции от коммунистической идеологии;

· разделилась на три направления:

o имплицитно содержащееся в рамках официальной науки (примером тому творчество Алексея Лосева, искусственно втиснутое в рамки эстетики);

o диссидентское (Александр Зиновьев);

o эмигрантское, которое сохранило интенции дореволюционной философии и, попав на Запад, обогатило европейскую мысль и спасло репутацию.

 

Постсоветский период:

· сложный процесс восстановления утраченного единства, возрождения забытых имен и учений, создания инфраструктуры для будущего развития русской философии;

· новые подходы к социальной философии, изучению русской религиозной философии, теории познания, философской антропологии (Валерий Подорога);

· исследования мировоззренческих аспектов современных российских реформ, условий и возможностей формирования новой общенациональной идеи, осознания своей культурно-цивилизационной и геополитической идентичности, исторического выбора путей развития страны (Александр Панарин, Александр Ахиезер);

· политическая философия (Татьяна Алексеева);

· исследования истории русской (Михаил Громов) и западной философии;

· исследования в области философии науки и логики;

· сравнение западной, русской и восточной эстетических традиций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: