Уточните, как можно исправить ситуацию




Это начало этапа действия. Если вы не объясните точно, чего требуете от человека, он не поймет, каким образом вы хотите поправить дело, и, разумеется, не сможет вам помочь.

Ваше требование должно быть ясным и аргументированным. От того, что вы расскажете коллеге о его непрофессионализме и ненадежности (ведь он не подготовил вовремя отчет!), документ не появится на вашем столе. Зато с большой долей вероятности можно предположить, что вы добьетесь отрицательной реакции на свои слова, поскольку они будут восприняты как неуважение. Но если спокойно и без обвинений сказать, что надо сделать, то вы получите нужный вам результат.

√ «Мне нужны гарантии, что в следующий раз вы отнесетесь к установленным срокам исполнения отчета более серьезно и отведете достаточно времени на подготовку».

√ «Приглушите, пожалуйста, радио, чтобы мы оба могли нормально отдохнуть».

√ «Привезите мне другой компьютер в течение часа и гарантируйте, что он будет исправно работать».

Высказыванием такого рода вы сосредоточиваете внимание на том, как исправить ситуацию. При этом негативная реакция слушателя на ваше высказывание едва ли будет возможна. Скорее всего, это заставит его выполнить ваше требование. Помните также, что тот, к кому вы обращаетесь, должен иметь возможность помочь вам. Не имеет смысла требовать, скажем, немедленной замены неработающего компьютера, если вы знаете, что на доставку предыдущего ушло шесть недель.

Как только вы овладеете азами ассертивного поведения, то почувствуете, что в определенных ситуациях нет необходимости высказывать свои требования в форме претензии. В этом случае больше подойдет другой, более мягкий, но не менее настойчивый стиль высказывания.

Обычный подход. «Компьютер перестал работать» (описание). «Мне это очень не нравится» (ваше отношение к проблеме). «Я хочу, чтобы мне немедленно привезли новый» (уточнение требования).

Умеренный подход. «Вам, я думаю, будет неприятно узнать, что компьютер, который вы мне недавно привезли, перестал работать» (описание). «Я очень расстроен» (ваше отношение к проблеме). «Буду вам очень благодарен, если вы привезете мне новый компьютер, чтобы я успел вовремя закончить работу» (уточнение требования).

Избранная вами тактика может оказаться неверной для конкретной ситуации. Убедившись, что она не действует, попробуйте другую – она может быть более успешной. В конечном счете одна из стратегий должна достичь цели. Наблюдая за реакцией человека, корректируйте свой подход. Для того чтобы стать уверенным в себе человеком, не нужно быть суперменом. Этому можно научиться – но только на практике.

Входим в роль

Актеры часто говорят, что должны «подобрать походку» или подходящие туфли, чтобы почувствовать себя «в образе». Ваша задача – присмотреться к внешнему виду и манерам уверенных в себе людей. Это поможет вам убедиться в том, что ваш голос и движения не противоречат разумным замечаниям и уверенному виду. Нет никакого смысла тщательно подбирать слова, если ваши высказывания сопровождаются враждебным или извиняющимся тоном, и при этом вы бледнеете или краснеете.

Если вы хотите произвести впечатление уверенного в себе человека с чувством собственного достоинства, сохраняйте спокойствие. Добиться этого очень просто.

Нейтральная интонация. Говорите умеренно громко и не слишком быстро. Избегайте высоких тонов в голосе. Если будете говорить слишком мягко, ваш голос станет робким и неуверенным, а если чересчур громко – создадите впечатление неприятного и излишне категоричного человека. Громкость средней силы как нельзя лучше подойдет человеку, который способен справиться с любой проблемой и не привык отступать.

Вежливость. Следите за своей речью. Некорректные высказывания поставят барьер между вами и вашим оппонентом. Если вы агрессивны по натуре, говорите о том, что сожалеете, а не злитесь. Это будет характеризовать вас как приятного и разумного человека. Если же вы по натуре пассивны, высказывайтесь прямолинейно и за я вите о себе как о серьезном человеке.

Прямой взгляд. Прямой взгляд вынуждает вашего оппонента принимать участие в решении проблемы – хочет он того или нет. Глядя человеку в глаза, вы показываете, что с вами можно общаться и что вы готовы к диалогу.

Подобные проявления уверенности делают ваше высказывание убедительным. Первое впечатление очень много значит. Если с первых минут общения вы дадите понять собеседнику, что абсолютно уверены в себе, считайте, что положено хорошее начало для диалога.

Делаем выводы

Основные умения ассертивной личности сравнительно просты: точно, нейтральным тоном, без лишних эмоций описывать суть проблемы и свои требования для ее решения.

Некоторой практикой эти умения можно довести до автоматизма, и такое поведение станет вашим вторым «Я». Научившись применять формулу ассертивности, вы поймете, как этот процесс похож на вождение автомобиля. Когда учишься его водить, кажется, что надо помнить об очень многих вещах сразу. Выработав умение, делаешь это так естественно, что часто не помнишь, как добрался до места назначения.

Спросите себя

Проанализируйте, насколько вы усвоили формулу ассертивности, проверьте себя и дайте ответы на следующие вопросы.

▲ Выучили ли вы наизусть основную формулу ассертивности?

▲ Понимаете ли вы, что, применяя эту формулу на практике, должны выражать свои чувства словами, спокойно, без негативных эмоций?

▲ Понимаете ли вы, что для возникновения диалога нужно начинать высказывать свои требования с наименьшей степенью настойчивости. И только в случае неэффективности этого способа следует переходить к ужесточению требований?

▲ Осознаете ли вы, что очень важно четко излагать свои требования, если ситуация требует изменений к лучшему?

▲ Знаете ли вы, что в некоторых случаях лучше применять умеренный подход?

▲ Согласны ли вы с мнением, что от внешнего вида и манеры говорить зависит, принимают ли вас всерьез?

Все получится, если…

начать практиковать применение основной формулы ассертивности;

научиться описывать ситуацию, используя только факты;

начинать переговоры с высказывания наименьшей силы;

выражать свои чувства только словами;

прямо говорить о том, каких действий вы ожидаете, чтобы добиться желаемого результата;

знать, что, если дело не сдвинулось с мертвой точки, надо проявить настойчивость;

понять, что умеренный подход иногда бывает самым эффективным;

осознать, что для уверенного в себе человека важно не только что он говорит, но и как говорит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: