Создание ООН. Устав ООН.




ООН - это универсальная международная организация, созданная в момент завершения Второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма.

Инициаторами ООН явились СССР, США и Великобритания.

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе - октябре 1944 г. в Вашингтоне. Здесь были определены название Организации, структура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов и т. д. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель - июнь 1945 г.) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполнявшему функцию депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, т. е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, подписавших Устав.

10 января 1946 г. в Лондоне открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спустя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопасности ООН. 1 февраля 1946 года был избран первый Генеральный секретарь ООН - Трюгве Ли (Норвегия).

Штаб-квартира находится в Нью-Йорке.

Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

В преамбуле и гл. Iпровозглашаются цели и принципы ООН.

Глава IIрегламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, гл.IV—VIIустанавливает правовое положение и деятельность Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, гл.XV- Секретариат ООН).

В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки – это изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаемые Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ.

Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из 15) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.

Цели и принципы ООН. В соответствии со ст. 1 Устава ООН преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Согласно ст. 2 Устава для достижения указанных целей Ор­ганизация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство всех членов Организации;

2) добросовестное выполнение принятых на себя обязательств;

3) разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность;

4) воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН;

5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответствии с Уставом действиях;

6) обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава;

7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Членство в Организации. Членами ООН являются суверенные государства. По процедуре оформления членства в Организации различаются первоначальные и вновь принятые члены.

Первоначальными членами считаются те государства, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Порядок приема новых членов в Организацию определен в ст. 4 Устава ООН, а также правилами процедуры Генеральной Ассамблеи и правилами процедуры Совета Безопасности.

Согласно ст. 4 Устава прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

В соответствии с правилами процедуры государство, желающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН. Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Рекомендация Совета Безопасности о приеме считается действительной, если за нее проголосовали не менее девяти членов Совета, включая всех: постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В составе ООН, по данным на январь 2004 г. 191 государство.

Государства - члены ООН имеют при Организации свои постоянные представительства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмотрена, но как бы презюмируется, поскольку ООН - это добровольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянныхнаблюдателей государств, не являющихся членами ООН.

Правоспособность, привилегии и иммунитеты. Согласно ст. 104 Устава ООН пользуется на территории каждого государства - члена ООН «такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей».

Предусмотренная для ООН правоспособность охватывает проявления в ее деятельности как свойств субъекта международного права, так и элементов гражданской право и дееспособности в качестве юридического лица по соответствующему национальному праву.

В Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций ООН характеризуется как юридическое лицо, правомочное заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде.

Устав наделил ООН привилегиями и иммунитетами, необходимыми для достижения ее целей. Конкретизируя норму Устава, данная Конвенция определяет, что помещения ООН неприкосновенны, а ее имущество не подлежит обыску, конфискации и любой другой форме вмешательства.

Представители государств в органах ООН и должностные лица Организации также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН. В их числе иммунитет от ареста, задержания, судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц. Что же касается Генерального секретаря ООН и его помощников, то на них в полной мере распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты. Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН.

В 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята и открыта для подписания Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Государства - участники Конвенции обязались предусмотреть уголовную ответственность лиц, совершающих посягательства на персонал ООН, и обеспечить согласованные действия в борьбе с такими посягательствами.

ООН компетентна издавать правила, необходимые для успешного выполнения ее функций и действующие в районе Центральных учреждений.

ООН учреждает свои представительства в отдельных государствах. Их правовой статус можно показать на примере Объединенного представительства ООН в Российской Федерации, учрежденного в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и ООН от 15 июня 1993 г. Это представительство конституировано как организационное подразделение, через которое ООН оказывает содействие и осуществляет сотрудничество по программам в Российской Федерации. Оно представляет не только ООН, но и ее органы и фонды, в числе которых Управление комиссара ООН по делам беженцев, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по контролю над наркотическими средствами.

ООН, ее органы, программы, фонды и Представительство в РФ правомочны:

а) заключать договоры;

б) приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

в) возбуждать дела в суде.

Система органов ООН

В качестве главныхорганов ООН в ее Уставе названы

1. Генеральная Ассамблея,

2. Совет Безопасности,

3. ЭКОСОС,

4. Международный Суд,

5. Суд по опеке,

6. Секретариат.

При необходимости возможно создание вспомогательных органов (ст. 7). Главные органы ООН характеризуются особым правовым статусом, их полномочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному значению названные в Уставе главные органы далеко не равнозначны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Вспомогательные органы образуются в большинстве случаев по решению Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС, которые координируют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации.

Как правило, органы ООН состоят из государств - членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамблея), либо из установленного числа членов (Совет Безопасности, ЭКОСОС и т.д.).

ООН имеет свой бюджет, формируемый из ежегодных взносов государств-членов; определенные взносы возложены также на те государства, не являющиеся членами ООН, которые участвуют в деятельности ее органов.

Правилами процедуры предусмотрены официальные и рабочие языки. Официальными языками ООН с момента создания Организации признаны пять языков: английский, французский, испанский, русский и китайский. На этих языках издаются основные документы Организации.

Генеральная Ассамблея состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

Компетенции Генеральной Ассамблеи подлежат любые вопросы или дела в пределах Устава (ст. 10). Она может рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы разоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы содействия осуществлению прав человека и основных свобод, вопросы прогрессивного развития и кодификации международного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государством или Советом Безопасности, и делать соответствующие рекомендации. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения. Статья 12 Устава содержит важную оговорку: когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если об этом не запросит Совет Безопасности.

Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, образует вспомогательные органы. По рекомендации Совета Безопасности Ассамблея решает вопросы приема и исключения из членов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда.

Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок работы. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации. Таким специальным сессиям присваивается нумерация.

Генеральная Ассамблея имеет свои правила, процедуры, утвержденные в 1947 г.

Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи:

1. Первый комитет (политические вопросы и вопросы безопасности, включая разоружение);

2. Специальный политический комитет (аналогичные вопросы);

3. Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

4. Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

5. Четвертый комитет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий);

6. Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

7. Шестой комитет (правовые вопросы).

В каждом из комитетов представлены все члены Генеральной Ассамблеи.

В целях осуществления своих функций Генеральная Ассамблея учреждает специальные комитеты и комиссии как на временной, так и на постоянной основе (Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам и др.).

Решения ГенеральнойАссамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержавшихся не учитываются). Такими вопросами являются изменение Устава, рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, членов Международного Суда, назначение Генерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы.

Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинства в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства - члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН, вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета являются пять государств:

1. РФ,

2. США,

3. Великобритания,

4. Франция

5. Китай.

Генеральная Ассамблея избирает десять других государств - членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности. Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности, а также справедливому географическому распределению.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом:

от Африки и Азии - 5 членов,

от Восточной Европы - 1,

от Латинской Америки - 2,

от Западной Европы и других государств - 2.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или, любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

В этих целях Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания международного мира и безопасности. Все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь.

Важное место в деятельности Совета Безопасности в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия Совета Безопасности не затрагивают неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

ЭКОСОС создан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях. ЭКОСОС состоит из 54 государств - членов ООН. Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть состава.

Основные задачи ЭКОСОС:

· содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу,

· разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здравоохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Исключительно важным полномочием ЭКОСОС является координация деятельности специализированных учреждений ООН.

Генеральный секретарь назначает своих заместителей и дру­гих должностных лиц Секретариата, возглавляющих различные управления, департаменты и бюро. В числе основных подразделений Секретариата - департаменты по политическим вопросам, по вопросам разоружения, по экономическим и социальным вопросам, по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному обслуживанию, общественной информации, по вопросам разоружения, управления по правовым вопросам, по координации гуманитарной деятельности и др.; функционирует департамент операций по поддержанию мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: