Такие учреждения создаются на основе межправительственных соглашений и наделяются самостоятельными полномочиями в специальных областях деятельности. О функциональной ориентации можно судить по их наименованиям - Международная организация труда, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация и т.д.
Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:
1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
3)осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН, которая устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН.
Их координация с ООН проявляется в консультациях, обмене информацией, в праве участвовать в заседаниях органов друг друга, в компетенции ООН давать рекомендации этим учреждениям, а также в установлении единой для ООН и ее специализированных учреждений унифицированной системы международной гражданской службы.
В настоящее время существуют 17 организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН. Россия является членом большинства этих учреждений.
Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы:
1. организации социального характера (МОТ, ВОЗ),
2. организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС),
3. экономические организации (ЮНИДО),
4. финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ),
5. организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД),
6. организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ),
7. организация в области метеорологии (ВМО). Россия — член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.
Устав определяет организационную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат во главе с генеральным директором. Возможно учреждение в отдельных государствах представительств Организации.
МОТ. Создана в 1919 году, но устав был пересмотрен в 1946 году. Штаб-квартира находится в г. Женева (Швейцария)
Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах:
1. правительств,
2. предпринимателей
3. профсоюзов.
Главными органами МОТ являются Международная конференция труда (МКТ), Административный совет и секретариат - Международное бюро труда.
Международная конференция труда может собираться на очередные (ежегодные) и специальные сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два - от правительства и по одному - от предпринимателей и трудящихся. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации.
В период между сессиями Конференции работой Организации руководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 - представители правительств и по 14 - представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия).
Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания.
МОТ имеет представительства встолицах ряда государств-членов, в том числе в Москве.
Главный сферой деятельности МОТ являются выработка международных норм в трудовой сфере и контроль за их соблюдением. Государство, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано регулярно представлять отчеты по ее выполнению. Этот процесс контролируют два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсторонний комитет МКТ по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ требует от государств представлять информацию о соответствии национального законодательства содержащимся в указанных актах нормам.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу в 1948 г. Штаб-квартира расположена в г. Женеве (Швейцария). В ВОЗ входят 190 государств-членов.
Основные направления деятельности ВОЗ:
· борьба с инфекционными болезнями,
· разработка карантинных и санитарных правил,
· проблемы социального характера.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно. Ассамблея определяет основные направления работы ВОЗ, разрабатывает программы в области здравоохранения, рассматривает отчеты Исполнительного совета и генерального директора, обсуждает и утверждает бюджет ВОЗ. Она может заключать соглашения в рамках компетенции ВОЗ. Исполнительныйсовет ВОЗ, состоящий из представителей 31 государства, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Он определяет повестку дня Ассамблеи, создает комитеты. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором, подчиненным Исполнительному совету.
В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году. Ее Устав вступил в силу в 1946 г. Штаб-квартира находится в г. Париже (Франция). В нее входят более 180 государств-членов.
ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития образования и распространения науки и культуры.
Высшиморганом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает разные вопросы.
Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции.Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения (10 мест - страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места - страны Восточной Европы; 9 мест - страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест - страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест - страны Африки и арабские государства).
Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок.
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия (1972 г.) и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия. К настоящему времени в него внесено 500 объектов, среди них Московский Кремль и Красная площадь.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года, являющаяся учредителным актом ИКАО, вступила в силу в 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находится в г. Монреаль (Канада). В организацию входят более 180 государств.
ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.
Высший орган ИКАО - Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая раз в три года для определения политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета.
Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей с учетом представительства трех групп государств:
1) с наиболее развитым воздушным транспортом;
2) не входящих в первую группу, но обеспечивающих значительный вклад в материальное обеспечение международной гражданской авиации;
3) не входящих в первую и вторую группы, но присутствие которых необходимо для справедливого географического представительства.
Всемирный почтовый союз (ВПС). Создан в 1874 году на Международном почтовом конгрессе в Берне. Штаб-квартира ВПС находится в г. Берн (Швейцария). В организацию входят 190 членов.
ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа:
1. единство такой территории,
2. свобода транзита
3. единообразный тариф.
ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений.
Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрессами действует Исполнительныйсовет всоставе 40 членов, который руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почтовым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономическими вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с генеральным директором является постоянным секретариатом Союза.