II. Подготовленные УНИДРУА проекты послужили основой ряда международных конвенций, принятых в рамках иных международных организаций. 2 глава




--------------------------------

<1> См.: Комаров А.С. Новеллы в регулировании международных коммерческих договоров: Принципы УНИДРУА 2004 // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 120.

 

Практика применения Принципов УНИДРУА международным коммерческим арбитражем показывает, что этот документ широко применяется при разрешении внешнеэкономических споров. В литературе отмечается, что "практика последнего времени, в частности и при разрешении споров в МКАС, дает основания для заключения, что Принципы приобретают характер международного торгового обычая, используемого и при отсутствии соглашения сторон о его применении" <1>. В практике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - МКАС при ТПП РФ, МКАС) Принципы применялись, когда стороны согласовали применение к договору общих принципов права (lex mercatoria) <2>. При отсутствии ссылки на них в соглашении сторон МКАС применял Принципы УНИДРУА, отмечая, что они приобретают характер обычаев делового оборота, широко применяемых в международном коммерческом обороте правил <3>; устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров <4>; являются отражением международной практики <5>; отражают существующую коммерческую практику и приобретают возрастающее признание в качестве правовых обычаев <6>. В ряде решений МКАС указал, что Принципы подлежат применению только по соглашению сторон <7>. Подробнее о Принципах УНИДРУА см. главу 6.

--------------------------------

<1> Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> См.: решение МКАС при ТПП РФ от 5 июня 2002 г. по делу N 11/2002 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001 - 2002 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2004. С. 353 - 359.

<3> См.: решение МКАС при ТПП РФ от 6 сентября 2002 г. по делу N 217/2001 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001 - 2002 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2004. С. 408 - 420.

<4> См.: решение МКАС при ТПП РФ от 6 июня 2003 г. по делу N 97/2002 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2003 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2004. С. 111 - 118.

<5> См.: решение МКАС при ТПП РФ от 19 мая 2004 г. по делу N 100/2002 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2004 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2005. С. 162 - 169.

<6> См.: решение МКАС при ТПП РФ от 20 января 2006 г. по делу N 17/2005 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2006 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2008; СПС "КонсультантПлюс".

<7> См., например: решение МКАС при ТПП РФ от 12 ноября 2004 г. по делу N 174/2003 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2004 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 2005. С. 326 - 338.

 

В 2004 году Руководящий совет УНИДРУА опубликовал разработанные совместно с Американским институтом права Принципы трансграничного гражданского процесса <1>. Разработка данного документа была обусловлена необходимостью согласования противоречий, присущих национальным правопорядкам в регулировании гражданского судопроизводства, а также необходимостью создания положений, учитывающих специфику именно трансграничных споров. Принципы включают 31 статью с постатейными комментариями. В Принципах отмечается, что они подлежат применению в первую очередь при разрешении трансграничных коммерческих споров, однако могут применяться и при разрешении других категорий гражданско-правовых споров, а также могут служить в качестве модели для национального законодателя.

--------------------------------

<1> Принципы были переведены на русский язык. См.: Принципы трансграничного гражданского процесса = ALI/UNIDROIT Principles of Transnational Civil Procedure / Пер. с англ. Е.А. Виноградова, М.А. Филатова. М., 2011.

 

IV. Руководства, подготовленные и опубликованные УНИДРУА. Помимо рассмотренных сфер частного права, исследование и унификация которых входит в сферу интересов УНИДРУА, с 1980-х годов деятельность Института сосредоточена на создании единообразного правового регулирования отношений франчайзинга. В связи с этим УНИДРУА было подготовлено два документа рекомендательного характера, касающихся регулирования франчайзинга. Первый из них - Руководство УНИДРУА по мастер-франчайзинговым соглашениям (редакции 1998 и 2007 годов <1>), представляющее собой наиболее полное исследование такого вида франчайзинга, как мастер-франчайзинг (генеральный франчайзинг), и предлагающее решение вопросов, возникающих от стадии ведения переговоров о заключении договора мастер-франчайзинга, составления проекта договора до прекращения отношений по договору мастер-франчайзинга и связанных с этим правовых последствий.

--------------------------------

<1> The UNIDROIT Guide to International Master Franchise Arrangements. Second Edition. Rome, International Institute for the Unification of Private Law (UNIDROIT), 2007.

 

V. Модельные законы, подготовленные и опубликованные УНИДРУА. В продолжение разработки проблем унифицированного регулирования отношений франчайзинга Институтом был подготовлен еще один документ - Модельный закон о раскрытии информации по договору франчайзинга <1>, одобренный Руководящим советом УНИДРУА 25 сентября 2002 года. Работа над созданием Модельного закона о раскрытии информации по договору франчайзинга началась в январе 1999 года. К декабрю 1999 года Секретариатом был подготовлен и представлен на рассмотрение исследовательской группы первый, предварительный, проект Модельного закона. После доработки Исследовательской группой проект с пояснениями был направлен Комитету правительственных экспертов, который завершил работу над составлением проекта Модельного закона в апреле 2002 года.

--------------------------------

<1> Текст Модельного закона на английском языке см.: https://www.unidroit.org/english/modellaws/2002franchise/2002modellaw-e.pdf. Перевод на русский язык см.: Багдасарян А.Ф. Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации по договору франчайзинга // Законодательство. 2008. N 2.

 

Разработка этого Модельного закона была обусловлена стремлением УНИДРУА стимулировать развитие франчайзинга как одного из средств управления бизнесом. Модельный закон, по замыслу его создателей, предоставляет потенциальную возможность экономического развития, особенно в странах, стремящихся получить доступ к новым технологиям, ноу-хау. Рассматриваемый документ посвящен регулированию преддоговорного этапа отношений франчайзинга (как внутреннего, так и международного), что следует, в частности, из его названия. В нем даются определения терминов, содержащихся в его статьях, закрепляется перечень информации, которая должна быть раскрыта и предоставлена франчайзером будущему франчайзи, определяются средства защиты франчайзи в случае отказа франчайзера от раскрытия и предоставления информации, а также содержатся условия освобождения франчайзера от обязательства по раскрытию информации.

13 ноября 2008 года на Совместной сессии Генеральной ассамблеи УНИДРУА и Комитета правительственных экспертов УНИДРУА был одобрен Модельный закон УНИДРУА о лизинге <1>, подготовленный Институтом на основе Оттавской конвенции 1988 года о лизинге и предназначенный в первую очередь для принятия соответствующего законодательства развивающимися странами и государствами с переходной экономикой (подробнее об этом Модельном законе см. главу 7).

--------------------------------

<1> Текст Модельного закона на русском языке см. на официальном интернет-сайте УНИДРУА: https://www.unidroit.org/russian/modellaws/2008leasing/s-59a-17-r.pdf.

 

Также по просьбе Совета министров Организации по гармонизации торгового права в Африке УНИДРУА с 2002 по 2004 год в тесном сотрудничестве с африканскими экспертами разрабатывал проект Единообразного закона о договорном праве <1> (опубликован в сентябре 2004 года), который был передан Постоянному секретариату этой организации для дальнейшего обсуждения и принятия Советом министров. Проект Единообразного закона содержит положения, направленные на регулирование заключения, действительности, толкования договора, полномочий представителей, содержания и условий договора, прав третьих лиц, исполнения и неисполнения договора (в том числе регулирует основания прекращения договора и возмещение убытков), зачета, уступки прав, перевода обязательств, уступки договоров, порядка исчисления сроков исковой давности, защиты кредитора и третьих лиц. При подготовке проекта Единообразного закона за основу были взяты положения Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА как образца успешной унификации права в области регулирования международного коммерческого оборота.

--------------------------------

<1> Текст проекта Единообразного закона см. на официальном интернет-сайте УНИДРУА: https://www.unidroit.org/english/legalcooperation/OHADA%20act-e.pdf.

 

В Рабочей программе УНИДРУА на 2011 - 2013 годы <1>, утвержденной на 67-й сессии Генеральной ассамблеи УНИДРУА 1 декабря 2010 года, содержатся следующие первоочередные вопросы: подготовка проекта протокола по сельскохозяйственному, горнодобывающему и строительному оборудованию к Кейптаунской конвенции; разработка проекта принципов взаимозачета финансовых инструментов; содействие развитию торговли ценными бумагами на финансовых рынках стран с развивающейся экономикой; правовое регулирование ответственности третьих лиц при использовании системы ГЛОНАСС (системы глобальной спутниковой навигации).

--------------------------------

<1> Рабочая программа УНИДРУА на 2011 - 2013 гг. опубликована на официальном интернет-сайте УНИДРУА: https://www.unidroit.org/english/workprogramme/main.htm.

 

Кроме того, в рамках дальнейшего исследования вопросов международной защиты культурных ценностей Секретариат УНИДРУА проводит консультации с ЮНЕСКО относительно возможности дальнейшего участия Института в разработке модельного закона о праве собственности государств на культурные объекты.

Среди других направлений деятельности Института обсуждается также возможность включения в его Рабочую программу вопросов, касающихся инвестирования в сельское хозяйство.

 

Глава 5. КОМИССИЯ ООН ПО ПРАВУ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЮНСИТРАЛ)

 

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - специальный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 года.

Члены Комиссии избираются из числа государств - членов ООН. Первоначально в ЮНСИТРАЛ входило 29 государств. В 1973 году по решению Генеральной Ассамблеи состав Комиссии был расширен до 36, а в 2002 году - до 60 государств. В это число входят 14 государств Африки, 14 государств Азии, 8 государств Восточной Европы, 10 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, 14 государств Западной Европы и других государств. Генеральная Ассамблея избирает членов Комиссии на шесть лет, причем срок полномочий половины членского состава истекает через каждые три года.

Избранные в ЮНСИТРАЛ государства назначают своих представителей из числа лиц, компетентных в области права международной торговли. Первоначально Советский Союз, а с 1992 года Российская Федерация является членом ЮНСИТРАЛ.

Основная задача Комиссии состоит в "содействии прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли" путем координации работы организаций, занятых в этой области, и поощрения более широкого применения существующих типовых и единообразных законов. Кроме того, Комиссия подготавливает и поощряет принятие новых международных конвенций, типовых и единообразных законов, а также содействует кодификации и более широкому применению международных торговых терминов, положений, обычаев и практики. В задачи Комиссии также входят изыскание путей и средств, обеспечивающих единообразное толкование и применение международных конвенций и единообразных законов в области права международной торговли; сбор и распространение информации о национальном законодательстве в области права международной торговли (Резолюция 2205/XXI, п. 8).

Ежегодно Комиссия проводит сессии в Вене или в Нью-Йорке и представляет ежегодный доклад о результатах своей деятельности Совету ЮНКТАД и Генеральной Ассамблее ООН.

Для подготовки проектов конвенций и других документов Комиссия учреждает рабочие группы. Рабочие группы проводят свои сессии два или три раза в год. Подготовленные ими документы секретариат направляет правительствам и международным организациям для представления замечаний. После изучения представленных замечаний и обсуждения проекта Комиссия принимает его. На I сессии (1968) Комиссия постановила, что все ее решения будут приниматься на основе консенсуса, и лишь в том случае, когда консенсуса добиться невозможно, решение будет приниматься путем голосования (док. ООН А/7216).

В качестве секретариата ЮНСИТРАЛ действует отделение международного торгового права департамента по правовым вопросам Секретариата ООН. Отделение возглавляет секретарь ЮНСИТРАЛ, который назначается Генеральным секретарем ООН. В 1979 году отделение было переведено из Нью-Йорка в Вену.

В ходе I сессии Комиссия внесла в программу своих работ следующие темы: международная купля-продажа товаров, коммерческий арбитраж, транспорт, страхование, международные платежи, право интеллектуальной собственности, устранение из законов дискриминационных положений, отрицательно влияющих на международную торговлю, посредничество, легализация документов. В настоящее время в программу работы Комиссии включены: рассмотрение предложений о публичных закупках; обеспечительных интересах; арбитражных разбирательств по спорам между инвесторами и государствами, урегулировании споров в режиме онлайн, трансграничной несостоятельности, электронной торговле.

Результаты работы Комиссии обычно выражаются в виде: 1) проекта конвенции, направляемого: а) на дипломатическую конференцию, в которой участвуют все заинтересованные государства; б) Генеральной Ассамблее ООН для утверждения; 2) типового закона, который государства могут использовать в качестве модели при развитии своего национального законодательства; 3) типовых правил, которые субъекты права различных стран могут включать в свои контракты; 4) принципов и рекомендаций, которые содержат подходы к решению какой-либо проблемы.

 

1. Подготовка проектов международных договоров

 

1.1. Первым значительным результатом деятельности Комиссии явилась подготовка проекта Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров. Рабочая группа по исковой давности представила Комиссии проект названной конвенции. На V сессии (1972) Комиссия одобрила этот проект и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию для заключения конвенции на основе указанного проекта (док. ООН А/8717). Генеральная Ассамблея, рассмотрев представленный Комиссией доклад, своей Резолюцией 2929/XXVII от 28 ноября 1972 года постановила созвать такую международную конференцию в 1974 году (док. ООН А/8717).

Конференция ООН по исковой давности состоялась в Нью-Йорке летом 1974 года. В ней приняли участие 65 государств, в том числе СССР, завершилась она принятием Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (A.Conf.6315). Необходимость принятия подобной Конвенции объяснялась, прежде всего, тем, что национальное законодательство различных стран не только устанавливает неодинаковые сроки исковой давности по сделкам купли-продажи, но и по-разному подходит к квалификации этого правового института. Конвенция призвана унифицировать основные нормы об исковой давности и облегчить положение внешнеторговых организаций, вступающих в сделки купли-продажи.

Статья 1 Конвенции вводит определение исковой давности: "Настоящая конвенция определяет условия, при которых требования покупателя и продавца друг к другу, вытекающие из договора международной купли-продажи товаров или связанные с его нарушением, прекращением либо недействительностью, не могут быть осуществлены вследствие истечения определенного периода времени. Такой период в дальнейшем именуется сроком исковой давности". Конвенция не распространяется на претензионные сроки (п. 2 ст. 1).

Конвенция применяется только к международной купле-продаже товаров, то есть тогда, когда коммерческие предприятия сторон в момент заключения договора находятся на территории разных государств (ст. 2) и при условии, что эти государства участвуют в Конвенции (п. 1 ст. 3).

Из сферы применения Конвенции исключены продажа товаров, приобретаемых для личного, семейного и домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта; электроэнергии (ст. 4). Конвенция не применяется к ряду требований и по охватываемым ею сделкам купли-продажи: к требованиям, основанным на причинении смерти или повреждении здоровья; на ядерном ущербе, причиненном проданными товарами, на ином обеспечении вещного характера; на решении, вынесенном по спору; на документе, по которому возможно принудительное исполнение; на чеке, переводном или простом векселе (ст. 5).

Конвенция предусматривает единый для всех требований срок исковой давности в четыре года (ст. 8). Течение исковой давности начинается по общему правилу со дня возникновения права на иск (ст. 9). Конвенция определяет момент возникновения права на иск вследствие нарушения договора, дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, обмана (ст. 10). Стороны не вправе изменять путем соглашения срок давности и порядок его применения, но должник может продлить этот срок путем письменного заявления кредитору (ст. 22). Однако в любом случае срок исковой давности не может превышать 10 лет (ст. 23).

Конвенция подробно регламентирует перерыв исковой давности (ст. ст. 13 - 20), для которого предусматривает два главных основания: во-первых, предъявление кредитором требования к должнику путем возбуждения судебного, арбитражного или иного разбирательства либо в ходе ранее начатого разбирательства против должника и, во-вторых, признание долга. К признанию долга приравниваются уплата процентов и частичное исполнение.

Согласно Конвенции, истечение срока исковой давности принимается во внимание только по заявлению стороны, участвующей в процессе (ст. 24). В случае исполнения обязанности должником после истечения давности, он не вправе требовать возврата исполненного (ст. 26).

Нормы Конвенции обладают диспозитивным характером, так как не применяются в случаях, "когда стороны договора купли-продажи в ясно выраженной форме исключили ее применение" (п. 3 ст. 3).

Конвенция вступила в силу 1 августа 1988 года. В ней участвует 21 государство, в том числе Беларусь, Молдова и Украина. Российская Федерация не является участником этой Конвенции.

11 апреля 1980 года был подписан Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Протокол). Цель Протокола состоит в том, чтобы привести Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров в соответствие с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года, что будет содействовать принятию единообразных правил, регулирующих исковую давность, содержащихся в Конвенции об исковой давности 1974 года.

Протокол (ст. I) изменил сферу применения Конвенции: она применяется только в том случае, если:

а) в момент заключения договора международной купли-продажи товаров коммерческие предприятия сторон договора находятся в государствах-участниках или

б) согласно нормам международного частного права к договору купли-продажи применимо право договаривающегося государства. Согласно Протоколу (ст. II) Конвенция не применяется к продажам товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования, а также продажам судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке.

Протокол (ст. V) предусматривает, что Конвенция 1974 года не затрагивает действия любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и которое содержит положения по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, при условии, что продавец и покупатель имеют свои коммерческие предприятия в государствах - участниках такого соглашения.

Присоединение к Протоколу государства, не являющегося участником Конвенции 1974 года, означает присоединение к Конвенции 1974 года, измененной и дополненной Протоколом (ст. VIII). Вступление Протокола в силу поставлено в зависимость от вступления в действие Конвенции 1974 года и Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года.

Протокол вступил в силу 1 августа 1988 года. В нем участвуют 16 государств. Российская Федерация, а также страны СНГ не являются его участниками.

1.2. 31 марта 1978 года была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая также название "Гамбургские правила" (док. A/Conf. 89/5). Конвенция 1978 года была призвана заменить Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (часто называемую Гаагскими правилами) и Протокол об ее изменении 1968 года, так называемые Правила Висби. Последние два договора должны быть денонсированы участниками Конвенции 1978 года не позднее пяти лет после ее вступления в силу (ст. 31).

Нормы Конвенции 1978 года можно подразделить на четыре основные группы: об ответственности перевозчика, а также грузоотправителя; о транспортных документах и о порядке предъявления претензий и исков.

Конвенция 1978 года применяется ко всем договорам морской перевозки грузов, за исключением чартера, между различными государствами, если предусмотренный в договоре порт погрузки или порт разгрузки или один из возможных портов разгрузки находится в государстве - участнике Конвенции, а также в случаях, когда коносамент или другой документ, подтверждающий договор, выдан в одном из государств - ее участников или если в самом таком документе предусмотрено, что к договору перевозки применяются ее положения (ст. 2).

Конвенция 1978 года устанавливает ответственность перевозчика за ущерб от утраты, повреждения или задержки в сдаче груза, если вызвавшие их обстоятельства возникли в период, когда груз находился в ведении перевозчика, и перевозчик не докажет, что он, его служащие или агенты приняли все разумные меры для предотвращения этих обстоятельств или их последствий (п. 1 ст. 5)<1>. Перевозчик также освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или задержка в сдаче груза возникли в результате мер по спасанию жизни и разумных мер по спасанию имущества (п. 6 ст. 5). Конвенция 1978 года вводит исключение из презумпции вины перевозчика: он отвечает за утрату, повреждение или задержку в сдаче груза, вызванные пожаром, если истец докажет, что пожар возник по вине перевозчика (п. 4 ст. 5).

--------------------------------

<1> В ходе разработки Конвенции отмечалось, что принцип вины сформулирован в ней недостаточно четко. Результатом компромисса позиций различных стран явилось приложение к Конвенции - "Общая договоренность", в котором указывается, что, согласно Конвенции, ответственность основана "на принципе презюмированной вины", что означает, что бремя доказывания лежит на перевозчике.

 

В Конвенции 1978 года применена система двойных пределов ответственности перевозчика, позволяющая применять различный подход к тяжелым и легким грузам. По выбору истца за основу определения размеров ответственности перевозчика берется 1 место (погрузочная единица) или 1 кг веса-брутто груза. По сравнению с Протоколом 1968 года пределы ответственности перевозчика повышены примерно на 25%. Кроме того, Конвенция 1978 года устанавливает предел ответственности перевозчика за задержку в сдаче груза, который равен сумме, в 2,5 раза кратной фрахту, подлежащему уплате за задержанные грузы, но не свыше всей суммы фрахта по договору (ст. 6). Перевозчик не вправе ссылаться на пределы ответственности, если доказано, что утрата, повреждение или задержка в сдаче груза возникли в результате умысла или самонадеянности перевозчика (п. 1 ст. 8).

Конвенция 1978 года определяет период, в течение которого перевозчик несет ответственность за груз (ст. 4), устанавливает порядок перевозки палубных грузов, опасных грузов и условия ответственности за них (ст. ст. 9 и 13), содержит ряд правил относительно сквозной перевозки (ст. 11), определяет статус фактического перевозчика (ст. 10).

Конвенция 1978 года возлагает на грузоотправителя ответственность за повреждение, причиненное судну по его вине, вине его служащих или агентов, возлагая бремя доказывания такой вины на перевозчика (ст. 12).

В части IV Конвенции 1978 года ("Транспортные документы") определены порядок выдачи коносаментов (ст. 14), их содержание (ст. 15), значение гарантийных писем (ст. 17), установлены порядок и сроки уведомления перевозчика и грузоотправителя об ущербе, понесенном перевозчиком, об утрате, повреждении или задержке груза (ст. 19). Срок исковой давности по любым требованиям, связанным с перевозкой грузов, предусмотрен в два года (п. 1 ст. 20). Истец наделен правом широкого выбора места для предъявления своего требования в суде, в арбитраже (ст. ст. 21 и 22).

Оценивая Конвенцию 1978 года в целом, необходимо отметить, что она расширяет период ответственности перевозчика, увеличивает пределы его ответственности, исключает такое основание освобождения его от ответственности, как "навигационная ошибка", вводит в качестве критерия добросовестности перевозчика понятие "разумные меры".

Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992 года. В ней участвуют 34 государства. Российская Федерация не является участницей Конвенции 1978 года.

1.3. Еще на своей II сессии (1969) Комиссия создала Рабочую группу по международной купле-продаже товаров (док. ООН А/7618), на которую было возложено изучение всего комплекса вопросов, связанных с договорами международной купли-продажи товаров. Рабочая группа, проведя девять сессий, представила доклад IX сессии ЮНСИТРАЛ. 16 июня 1978 года Комиссия одобрила проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (док. ООН А/33/17).

11 апреля 1980 года в Вене были заключены Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Конвенция 1980 года) и Дополнительный протокол к Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года.

Конвенция 1980 года применяется к контрактам, заключенным между сторонами, чьи предприятия находятся в различных государствах, если: а) эти государства являются ее участниками либо б) в силу норм международного частного права подлежит применению право государства - участника Конвенции (п. 3 ст. 1).

Среди норм, регулирующих порядок заключения договоров, наиболее важны правила, определяющие оферту (п. 1 ст. 14), акцепт (п. 2 ст. 18), момент вступления в силу акцепта (п. 2 ст. 18) и заключения договора (ст. 23).

Конвенция 1980 года устанавливает основные обязанности продавца: поставить товар, передать относящиеся к нему документы, передать право собственности на товар в соответствии с договором или Конвенцией (ст. 30) и регламентирует порядок их выполнения. В свою очередь, покупатель обязан осмотреть товар или обеспечить его осмотр (п. 1 ст. 38). Если покупатель обнаружил существенное несоответствие товара договору, он обязан в разумный срок известить об этом продавца. Этот срок во всяком случае не может превышать двух лет с даты фактической передачи товара покупателю, если это не противоречит договорному сроку гарантии (ст. 39). Конвенция 1980 года подробно определяет права покупателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора продавцом. Покупатель, в частности, вправе установить дополнительный разумный срок для исполнения продавцом своих обязательств (ст. 47), требовать исполнения продавцом своих обязательств, замены товара, устранения недостатков путем исправления (ст. 46), возмещения убытков (ст. 45), вправе расторгнуть договор (ст. 49).

К основным обязанностям покупателя Конвенция 1980 года относит обязанности уплатить цену за товар и принять поставленный товар в соответствии с договором (ст. 33). Если покупатель не выполняет своих обязанностей, продавец вправе установить дополнительный срок для их исполнения покупателем (ст. 63), потребовать уплаты цены, принятия поставки или исполнения других обязательств по договору, возмещения убытков (ст. 62) или вправе расторгнуть договор (ст. 64).

Конвенция 1980 года решает важную проблему перехода риска случайной гибели товара. Если товар подлежит перевозке, риск переходит на покупателя в момент, когда товар сдан первому перевозчику для передачи покупателю. Если же товар должен быть передан покупателю в определенном месте, риск переходит на покупателя в момент передачи товара в этом месте. Риск не переходит на покупателя, пока товар четко не идентифицирован как относящийся к данному договору (ст. 67). Утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождает его от обязанности уплатить цену, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца (ст. 66).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: