II. Подготовленные УНИДРУА проекты послужили основой ряда международных конвенций, принятых в рамках иных международных организаций. 4 глава




--------------------------------

<1> См.: Собина Л.Ю. Международно-правовые тенденции в области формирования режима признания иностранных банкротств // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 1, 2.

 

2.8. 12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 56/80 приняла Типовой закон об электронных подписях. Цель этого Типового закона состоит в создании условий для использования электронных подписей. Он закрепляет презумпцию того, что электронные подписи, если они удовлетворяют определенным критериям технической надежности, считаются эквивалентными собственноручным подписям. Типовой закон должен оказать государствам помощь в укреплении и разработке законодательства, регулирующего использование современных методов удостоверения подлинности. Законодательство, основанное на Типовом законе, принято в 13 государствах. Среди них: Вьетнам, Гана, Гватемала, Замбия, Кабо-Верде, Катар, Китай, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Парагвай, Руанда, Таиланд, Ямайка. Законодательство, отражающее основные принципы Типового закона, принято в Индии, Коста-Рике, Никарагуа.

Согласно ст. 5 Типового закона информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных. В 1998 году это положение было изменено: информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она не содержится в сообщении данных, обусловливающем наличие такой юридической силы, а лишь упоминается в таком сообщении данных.

В соответствии со ст. 6 Типового закона если законодательство требует, чтобы информация была представлена в письменной форме, это требование считается выполненным путем представления сообщения данных, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования.

Это правило применяется в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, а также в случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий, если информация представлена не в письменной форме.

Согласно ст. 7 Типового закона, если законодательство требует наличия подписи лица, это требование считается выполненным в отношении сообщения данных, если:

а) использован какой-либо способ для идентификации этого лица и указания на то, что это лицо согласно с информацией, содержащейся в сообщении данных;

б) этот способ является как надежным, так и соответствующим цели, для которой сообщение данных было подготовлено или передано с учетом всех обстоятельств, включая любые соответствующие договоренности.

Это правило применяется как в тех случаях, когда содержащееся в нем требование выражено в форме обязательства, так и в тех случаях, когда законодательство просто предусматривает наступление определенных последствий, если подпись отсутствует <1>.

--------------------------------

<1> См.: Должич А.А. Электронная подпись в коммерческом обороте: российское, зарубежное и международное регулирование // Московский журнал международного права. 2008. N 3 (июль - сентябрь).

 

2.9. Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией N 57/18 от 19 ноября 2002 года одобрила Типовой закон о международной согласительной процедуре, который был разработан ЮНСИТРАЛ. Генеральная Ассамблея исходила из того, что Типовой закон окажет государствам существенную помощь в укреплении законодательства, регулирующего использование согласительных или посреднических процедур.

Типовой закон направлен на введение согласительных процедур в международную и национальную торговую практику в качестве альтернативы судебному разбирательству, что должно создать условия для облегчения практики осуществления международных операций.

Типовой закон определяет начало согласительной процедуры, порядок назначения посредников, проведение согласительной процедуры, порядок ее прекращения. Так, согласно ст. 6 Типового закона стороны по своему усмотрению вправе договариваться путем ссылки на какой-либо регламент или иным образом о порядке проведения согласительной процедуры. В отсутствие такой договоренности посредник может вести согласительную процедуру таким образом, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, любые пожелания сторон и необходимость скорейшего урегулирования спора. В любом случае при проведении согласительной процедуры посредник должен стремиться к обеспечению непредвзятого подхода по отношению к сторонам. Посредник может на любой стадии согласительной процедуры вносить предложения об урегулировании спора. Согласно ст. 11 Типового закона согласительная процедура прекращается:

а) заключением сторонами мирового соглашения - в день такого соглашения;

б) заявлением посредника после консультаций со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают, - в день такого заявления;

в) заявлением сторон, адресованным посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается, - в день такого заявления или

г) заявлением одной из сторон, направленным другой стороне или сторонам и посреднику, если таковой назначен, о том, что согласительная процедура прекращается, - в день такого заявления.

В соответствии со ст. 12 Типового закона, если стороны не договорились об ином, посредник не выступает в качестве арбитра по спору, который являлся или является предметом согласительной процедуры, или по другому спору, возникшему в связи с тем же договором или правоотношением или в связи с любым имеющим к нему отношение договором или правоотношением.

На основе Типового закона были приняты законодательные акты в Албании, Гондурасе, Канаде, Никарагуа, Словении, Хорватии, ряде штатов США.

2.10. 19 декабря 1983 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 38/135 одобрила Единообразные правила, касающиеся договорных условий о согласованной сумме, причитающейся в случае неисполнения обязательства.

Целью этих единообразных правил, принятых ЮНСИТРАЛ в 1983 году, является унификация применения, в том числе действительности, положений, касающихся выплаты стороной согласованной суммы в качестве штрафной санкции или в качестве компенсации в случае невыполнения одной стороной своих договорных обязательств в рамках международной торговой сделки.

 

3. Подготовка регламентов, которые устанавливают правила

для участников внешнеторгового оборота

 

3.1. 28 апреля 1976 года Комиссия утвердила Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, который разрабатывался ею в течение трех лет (док. ООН А/31/17). Впоследствии 15 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 31/98 одобрила этот регламент и рекомендовала использовать его при разрешении споров, возникающих в контексте международных торговых отношений, в частности путем ссылки на него в торговых контрактах (Резолюция 98/31).

Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ предназначен для широкого применения внешнеторговыми организациями различных стран, разрешающих свои споры путем арбитража ad hoc. Правила регламента имеют факультативный характер, то есть они применяются лишь в силу соглашения сторон (п. 1 ст. 1), которое обычно заключается в виде ссылки на арбитражный регламент в контракте.

Регламент состоит из четырех разделов, которые соответствуют основным стадиям арбитражного разбирательства. В нем подробно регламентированы порядок возбуждения арбитражного разбирательства, образования состава арбитража, собственно арбитражная процедура, порядок вынесения арбитражных решений, предусмотрена типовая арбитражная оговорка. В положениях Регламента решен ряд сложных вопросов, возникающих в деятельности внешнеторгового арбитража: о форме арбитражных соглашений, самостоятельности арбитражных оговорок, порядке заявления возражений, неподсудности спора арбитражу, о праве, применимом к существу спора, и др.

Принятие Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ явилось важным шагом на пути международной унификации правил внешнеторгового арбитража, так как с его разработкой создан достаточно эффективный правовой режим для разрешения споров в арбитраже ad hoc. Как отмечал П. Сандерс, этот Регламент "регулирует, насколько возможно, все виды случаев, которые могут возникнуть в международном торговом арбитраже" <1>.

--------------------------------

<1> Sanders P. Commentary on UNCITRAL Arbitration Rules. Yearbook Commercial Arbitration. 1977. Vol. II. P. 219.

 

6 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея резолюцией 65/22 одобрила пересмотренный Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Пересмотренные положения касаются в основном арбитражного разбирательства с участием нескольких сторон и вступления в разбирательство третьих лиц, ответственности и процедуры представления возражений в отношении экспертов, назначенных арбитражным судом. Ряд положений направлены на повышение процессуальной эффективности, в том числе пересмотрены процедуры замены арбитров, введено требование в отношении разумного размера издержек и механизма рассмотрения вопроса об арбитражных издержках. Включены подробные положения об обеспечительных мерах.

3.2. 23 июля 1980 года на своей XIII сессии Комиссия приняла Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (док. ООН А/35/17). Впоследствии 4 декабря 1980 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 35/52 одобрила этот регламент и рекомендовала "его использовать при возникновении споров, возникающих в контексте международных торговых отношений в случаях, когда стороны добиваются мирного разрешения споров путем примирения".

Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ предназначен для широкого использования организациями различных стран при разрешении споров путем мирного урегулирования без обращения к арбитражу или суду. Правила регламента имеют факультативный характер, то есть они применяются лишь в силу соглашения сторон, причем в любой момент стороны вправе изменить любые его положения (ст. 1). Согласительный регламент содержит 20 статей, в которых урегулирован порядок возбуждения и окончания согласительного производства, назначения посредников, определены принципы исчисления расходов, предусмотрена типовая примирительная оговорка. В отличие от Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ, Согласительный регламент "не предусматривает все возможные случаи, которые могут возникнуть в ходе примирительного производства, и основан на предпосылке, что искреннее примирение полностью зависит от желания сторон сотрудничать" <1>.

--------------------------------

<1> Herrmann G. Commentary on Conciliation Rules: Yearbook Commercial Arbitration. 1981. Vol. VI. P. 173.

 

Согласительное производство начинается направлением письменного приглашения к проведению согласительного производства в соответствии с регламентом. Если приглашающая сторона не получит ответа в течение 30 дней с момента отправления приглашения, она вправе считать, что другая сторона отказалась от согласительного производства (п. 4 ст. 2).

Стороны могут обратиться за помощью к какому-либо институциональному органу с тем, чтобы он: а) рекомендовал кого-либо в качестве посредника или б) по соглашению сторон назначил одного или нескольких посредников (ст. 4).

В задачи посредника входит оказание сторонам помощи в разработке взаимоприемлемых условий для разрешения спора. При этом он должен руководствоваться принципами объективности и справедливости, принимая во внимание права и обязанности сторон, торговые обычаи, все обстоятельства спора, включая предшествующую деловую практику (ст. 7).

Регламент не устанавливает формальной процедуры согласительного производства: посредник может встречаться со сторонами, общаться с ними устно или письменно (ст. 9). Стороны вправе по собственной инициативе предлагать условия для примирения (ст. 12). После того как посредник определит, что существуют предпосылки для разрешения спора, он формулирует условия мирового соглашения и направляет их сторонам (ст. 13).

Согласительное производство завершается: а) подписанием сторонами мирового соглашения; б) письменной декларацией посредника, устанавливающей, что дальнейшее проведение примирительного производства неоправданно; в) письменной декларацией сторон, направляемой посреднику о том, что примирительное производства окончено; г) письменной декларацией одной из сторон, направляемой другой стороне и посреднику, об окончании примирительного производства (ст. 15).

В целом при характеристике Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ следует отметить, что он закрепляет принцип свободы сторон при обращении к согласительному производству и предлагает быстрое и гибкое урегулирование споров, не требующее больших расходов.

 

4. Подготовка руководств для законодателей

 

4.1. 7 декабря 1987 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 42/152 одобрила Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов.

В этом Правовом руководстве, принятом ЮНСИТРАЛ 14 августа 1987 года, рассматриваются многие правовые вопросы, возникающие в связи со строительством промышленных объектов и охватывающие этап до заключения контракта, а также этапы строительства и после строительства. В Правовом руководстве предлагаются возможные пути решения этих вопросов сторонами в заключаемых ими контрактах. Руководство особенно полезно сторонам, имеющим ограниченный опыт составления контрактов на строительство промышленных объектов.

4.2. 25 ноября 1992 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 47/34 одобрила Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по международным встречным торговым сделкам. Цель этого Правового руководства состоит в том, чтобы предоставить помощь сторонам, заключающим международные встречные торговые сделки, в которых одна сторона поставляет товары или услуги другой стороне, в обмен на обязательство заключить другой контракт. В нем определяются правовые вопросы, связанные с такими сделками, и рассматриваются возможные договорные решения.

4.3. 9 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 58/76 одобрила Типовые законодательные положения и Руководство при пересмотре или принятии законодательства, касающегося участия частного сектора в развитии и эксплуатации публичной инфраструктуры.

Цель этого Руководства, принятого ЮНСИТРАЛ 7 июля 2003 года, состоит в том, чтобы оказать помощь законодательным органам различных стран при создании правовой базы, которая будет благоприятствовать проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников.

4.4. 12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 56/79 одобрила Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников.

Цель этого Руководства, принятого ЮНСИТРАЛ 29 июня 2000 года, состоит в том, чтобы помочь создать юридическую базу, благоприятную для частного инвестирования в публичную инфраструктуру. Руководство направлено на обеспечение сбалансированности между стремлением облегчить и поощрить частное участие в проектах в области инфраструктуры, с одной стороны, и различными публичными интересами принимающей страны - с другой.

4.5. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 59/40 одобрила Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности. Это Руководство предназначено для использования в качестве справочного документа законодательными органами различных стран при подготовке новых законов и правил или анализе действующих законов и положений. Содержащиеся в Руководстве рекомендации направлены на достижение сбалансированности между необходимостью разрешения финансовых трудностей должника наиболее оперативным и эффективным способом и интересами различных сторон, непосредственно затрагиваемых этими финансовыми затруднениями, в первую очередь кредиторов и других сторон, имеющих определенный интерес в предприятии должника, а также соображениями публичного порядка. В Руководстве освещены ряд вопросов, которые имеют значение для разработки эффективного законодательства о несостоятельности.

4.6. 11 декабря 2008 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 63/121 одобрила Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспеченным сделкам.

Цель этого Руководства состоит в том, чтобы помочь государствам в разработке современного законодательства по обеспеченным сделкам (то есть сделкам, создающим обеспечительное право в движимых активах) в интересах расширения доступа к обеспеченным кредитам. Руководство предназначено для государств, которые в настоящее время не имеют эффективного законодательства, касающегося обеспеченных сделок, а также для государств, которые уже имеют действующие законы, но хотели бы обновить свои законы и согласовать их с законами других государств.

Руководство исходит из того, что эффективные законы об обеспеченных сделках помогут государствам привлечь кредиты от национальных и иностранных кредиторов и из других источников заемных средств, содействовать развитию и росту отечественных предприятий (особенно малых и средних) и в целом стимулировать развитие торговли. Такие законы выгодны также потребителям, поскольку способствуют снижению цен на товары и услуги и увеличению доступности потребительских кредитов.

4.7. 16 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 64/112 выразила признательность ЮНСИТРАЛ за окончательную доработку и утверждение Практического руководства ЮНСИТРАЛ по вопросам сотрудничества в делах о трансграничной несостоятельности.

Цель Практического руководства по вопросам сотрудничества в делах о трансграничной несостоятельности состоит в том, чтобы предоставить специалистам-практикам и судьям информацию о практических аспектах сотрудничества в рамках дел о трансграничной несостоятельности, особенно дел, связанных с производством по делам о несостоятельности в нескольких государствах, когда несостоятельный должник имеет активы в этих государствах, и делам, когда некоторые кредиторы должника находятся в ином государстве, чем государство, в котором было открыто производство по делу о несостоятельности. Такие дела могут затрагивать отдельных должников, однако, как правило, речь идет о предпринимательских группах, конторы, коммерческие операции и активы которых сосредоточены в нескольких государствах.

4.8. В 2010 году ЮНСИТРАЛ приняла Руководство для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности, третью часть, посвященную режиму предпринимательских групп при несостоятельности. Цель этой части состоит в том, чтобы разрешить в случаях национальной или трансграничной несостоятельности такой режим разбирательства о несостоятельности в отношении предприятия или группы предприятий, который позволяет обращаться с запросами, касающимися группы предприятий.

4.9. 6 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 65/23 одобрила Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспеченным сделкам, в частности дополнение, касающееся обеспечительных прав в интеллектуальной собственности. Цель Руководства ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспеченным сделкам состоит в том, чтобы содействовать недорогому кредитованию путем увеличения доступности обеспеченного кредита. Дополнение, касающееся обеспечительных прав в интеллектуальной собственности (Дополнение), направлено на обеспечение доступности более дешевых кредитов для правообладателей интеллектуальной собственности и других держателей прав интеллектуальной собственности и тем самым способствует повышению стоимости прав интеллектуальной собственности в качестве обеспечения кредитов.

Таким образом, с момента создания ЮНСИТРАЛ стала истинным центром унификации права. С момента создания в 1966 году ЮНСИТРАЛ разработала: а) девять международных конвенций и один протокол, б) девять типовых законов, которые государства могут использовать в качестве "модели" при разработке своего законодательства; в) два регламента, которые субъекты права различных стран могут включать в свои контракты; г) девять руководств для законодателей по различным аспектам международной торговли. Все это свидетельствует о том, что ЮНСИТРАЛ добилась значительных успехов в деле унификации международного частного права.

 

Раздел III. УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ УНИФИКАЦИЯ ПРАВА

 

Глава 6. УНИФИКАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

 

Унификация правового регулирования договоров международной купли-продажи имеет особое значение в связи с постоянным расширением внешнеторгового сотрудничества государств с различными правовыми системами и ростом числа хозяйствующих субъектов, участвующих в этих отношениях. Создание для них общих правил и единообразных правовых режимов взаимодействия - одна из ключевых предпосылок дальнейшего развития международного товарообмена на условиях, в равной мере отвечающих интересам продавцов и покупателей.

Активная работа по унификации правил международной купли-продажи началась с середины 50-х годов прошлого столетия <1>. Этот процесс затронул все известные современному международному частному праву формы и методы, а соответственно, и источники правового регулирования внешнеэкономических отношений.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.Г. Вилковой "Договорное право в международном обороте" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004.

 

<1> Подробнее по этому вопросу см.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. Общая часть М., 2005; Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 2004; Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983; Он же. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1984; Розенберг М.Г. Договор международной купли-продажи: Комментарий к законодательству и практике разрешения споров. М., 2001; Он же. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. М., 2006; Садиков О.Н. Коллизионные нормы в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. М., 1983; Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002; Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2008; Канашевский В.А. Международное частное право. М., 2009; Асосков А.В. Основы коллизионного права. М., 2012; Он же. Коллизионное регулирование договорных обязательств. М., 2012; Функ Я.И. Право международной торговли: договоры международной купли-продажи товаров и международного торгового посредничества: В 3 кн. Минск, 2005; и др.

 

Первым направлением стала выработка единых подходов при использовании коллизионного метода регулирования, обеспечивающих наиболее рациональный и предсказуемый выбор норм иностранного права, подлежащих применению к конкретным отношениям. Второе направление - создание системы единообразного материально-правового регулирования внешнеторговых контрактов путем принятия унифицированных международных актов (конвенций, соглашений и т.п.) прямого действия, что создает условия для более успешного и взаимовыгодного сотрудничества партнеров из разных стран на общей правовой основе. Именно в сфере международной торговли принят один из самых значительных актов универсальной унификации международного частного права - Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция) и ряд других документов общей и региональной унификации правовых норм. Третьим направлением является сближение норм национального законодательства, применяемых к договорам купли-продажи при коллизионном методе их регулирования.

В силу характера и многообразия условий формирования конкретных внешнеэкономических отношений эффективное их регулирование может достигаться лишь при умелом сочетании различных способов и методов их правовой регламентации. Отдавая должное развитию универсальной унификации как приоритетному направлению в совершенствовании правового регулирования отношений в сфере международной торговли, многие специалисты обращают внимание на объективные факторы, ограничивающие пределы использования этого метода, по крайней мере в нынешних условиях. "Даже такой универсальный документ, как Венская конвенция, - пишет В.П. Звеков, - не может в современных условиях полностью отвечать потребностям мировой торговли" <1>. Ю. Базедов по этому поводу замечает, что конвенции в большинстве случаев фрагментарны по своему характеру и ни одна из них не направлена на всеобъемлющую кодификацию соответствующей области права в целом; проблема дополнительного обращения к национальному законодательству и выбора права продолжает оставаться актуальной <2>. Объяснить это можно сложностью и длительностью процесса выработки единых правил, которые могли бы устраивать всех или хотя бы многих участников внешнеторгового обмена. Способом преодоления возникающих на этом пути трудностей явился поиск более гибких форм унификации правил и режимов внешней торговли.

--------------------------------

<1> Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. М., 2007. С. 87.

<2> См.: Базедов Ю. Возрождение процесса унификации права: Европейское договорное право и его элементы // Государство и право. 2000. N 2. С. 65. На этот вопрос обращали внимание и другие ученые. Подробнее см.: Бахин С.В. Lex mercatoria и унификация международного частного права // Журнал международного частного права. СПб., 1999. N 4. С. 3 - 25; Комаров А.С. Принципы УНИДРУА как источник регулирования международных коммерческих договоров // ЭЖ-Юрист. 2001. N 4. С. 4; Gooc R. Rule, Practice and Pragmatism in Transnational Commercial Law // The international and comparative law quarterly. Vol. 54. Issue 3. P. 539: Zamora S. Is there Customary International Economic Law? // International economic law. 2011. Vol. 1. P. 105 - 139; Berger K.P. The Creeping Codification of the New Lex Mercatoria. 2nd ed. Wolters Kluwer; Law & Business, 2010. P. 19 - 51.

 

Наряду с совершенствованием и развитием традиционных методов правового регулирования международных экономических отношений ученые и практики в последние десятилетия уделяют значительное внимание выработке новых правовых форм, способствующих укреплению сотрудничества. Результатом стало появление ряда документов, разработанных международными организациями, различными институтами и коллективами ученых, содержащих единообразные правила, касающиеся международных контрактов. Круг этих документов разнообразен: это и своды единообразных принципов и правил договорного права, типовые общие условия, типовые контракты, регламенты и т.д. Содержащиеся в них положения основываются на действующих унифицированных актах и получивших широкое признание нормах национального законодательства, отражают сложившиеся обычаи делового оборота, учитывают практику их применения международными правовыми институтами, а также доктринальные идеи и решения современных правовых проблем международного частного права. Эти документы представляют собой негосударственные формы унификации. Они не носят нормативного характера, но создают более широкую правовую базу для согласования сторонами условий контрактов, формулируют принципы их взаимодействия в процессе исполнения обязательств, указывают на последствия их нарушения и т.д.

Каждое из названных направлений регламентации отношений в области международной торговли имеет свои особенности и вместе с тем все они взаимосвязаны. На это следует обратить внимание при более детальном рассмотрении отдельных способов и методов унификации правил о договорах международной купли-продажи.

 

1. Унификация коллизионных норм

 

Значительную роль в развитии и совершенствовании коллизионного метода правового регулирования международной купли-продажи сыграли конвенции, разработанные в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.

В 1955 году была принята Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (движимых материальных вещей), действующая до настоящего времени (Конвенция 1955 года) <1>. Принятие ее оценивается специалистами как значительный успех в унификации коллизионных норм, поскольку целый ряд содержащихся в ней положений получил общее признание и был закреплен в принятых в последующий период международно-правовых актах в сфере коллизионного права, разработанных в первую очередь в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, а позднее - в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ <2>.

--------------------------------

<1> Участниками Конвенции являются Дания, Италия, Нигер, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция.

<2> См.: Вилкова Н.Г. Унификация коллизионных норм в сфере международных коммерческих контрактов // Хозяйство и право. 1997. N 11, 12; Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. С. 269 и сл.

 

Впервые в рамках универсальной унификации Конвенция 1955 года закрепляет принцип автономии воли сторон при выборе применимого права (ст. 2). При отсутствии соглашения сторон о применимом праве их отношения, согласно Конвенции, регулируются внутренним правом страны, которая является местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа. Если заказ получен предприятием продавца, применению подлежит внутреннее право страны, в которой находится данное предприятие. В тех же случаях, когда заказ был получен в стране постоянного проживания покупателя или местопребывания предприятия, выдавшего заказ, к продаже применяется внутреннее право этой страны. В названной Конвенции, таким образом, в качестве критериев определения применимого права были избраны место получения заказа и место постоянного проживания соответствующей стороны в момент его получения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: