II. Подготовленные УНИДРУА проекты послужили основой ряда международных конвенций, принятых в рамках иных международных организаций. 17 глава




 

Принцип территориального действия исключительных прав, основанный на предоставлении иностранцам национального режима, теперь прямо закреплен в ст. 1231 ГК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и Кодексом.

Что касается личных и иных интеллектуальных прав, то они определяются общими нормами ГК РФ, установленными абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ (к которым дана прямая отсылка в ст. 1231). Согласно этим нормам "к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц" применяются общие правила, установленные российским гражданским законодательством для участников гражданского оборота. Следовательно, на территории России признаются личные и иные интеллектуальные права (кроме исключительных прав) иностранцев независимо от того, связана ли Россия и государство иностранца соответствующим международным договором.

Право на получение конвенционного приоритета (ст. 4 Конвенции). Иностранные заявители из государств - участников Парижской конвенции могут использовать предоставляемую Конвенцией льготу по приоритету - "конвенционный приоритет". По общему правилу заявочный приоритет устанавливается по дате поступления первой правильно оформленной заявки в патентное ведомство страны, где испрашивается патент или свидетельство на товарный знак. Дата подачи заявки в одной из стран-участниц признается датой, определяющей приоритет последующих заявок на тот же объект, поданных тем же заявителем или его правопреемником в других странах - участницах Конвенции. День подачи в срок не включается.

Для патентов на изобретения и для полезных моделей льготный срок подачи иностранной заявки составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков - шесть месяцев.

В России эти правила закреплены в ст. ст. 1382 и 1495 ГК РФ. Заявка на изобретение и полезную модель должна поступить в патентное ведомство России не позднее 12 месяцев со дня подачи иностранным заявителем первой правильно оформленной заявки, а на промышленный образец и товарный знак - не позднее шести месяцев. Этот срок при наличии уважительных причин (когда заявитель по не зависящим от него обстоятельствам не смог уложиться в 12 или соответственно в шесть месяцев) может быть продлен, но не более чем на два месяца. Для использования приоритетной льготы на получение патента заявитель должен приложить к заявке "заявление на приоритет", указав в нем номер первой заявки, на которую он ссылается, дату испрашиваемого приоритета, код страны подачи заявки по стандарту ВОИС. Срок подачи заверенной копии первой заявки не может превышать 16 месяцев с даты подачи заявки в иностранное патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.

Право на получение выставочного приоритета. Страны Союза предоставляют еще одну важную льготу - временную охрану объектам промышленной собственности для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, которые проводятся на территории одной из стран Союза. Это существенная льгота, поскольку правообладатели заинтересованы в широкой рекламе своих технических достижений, а также товаров, экспортируемых в другие страны. В то же время открытая демонстрация технических новшеств порочит новизну потенциально патентоспособного решения и препятствует его патентной защите, в равной мере это относится к товарным знакам, помещенным на выставочных экспонатах. Установленное Конвенцией право на получение выставочного приоритета (ст. 11) не продлевает срок конвенционного приоритета, но в этом случае он исчисляется не с даты подачи первой заявки, которая может быть подана после демонстрации заявленного решения на выставке, а с даты помещения экспоната на выставку, при условии что заявка подана в установленный национальным законодательством срок. Так, в соответствии со ст. 1495 ГК РФ заявка на товарный знак в этом случае должна быть подана в патентное ведомство России не позднее шести месяцев с даты начала открытого показа экспоната на выставке.

2. Положения Конвенции содержат также унифицированные нормы, относящиеся к отдельным объектам интеллектуальных прав. Значительное число материально-правовых норм относится к объектам патентной охраны.

В их числе независимость патентов, полученных на одно и то же изобретение в различных странах, право изобретателя быть названным в патенте (ст. 4bis).

Существенное место занимают нормы, определяющие допустимые ограничения исключительных прав как особой монополии в интересах общества. К ним относятся условия выдачи принудительных лицензий на использование запатентованных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а при необходимости - аннулирование патента для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом.

В качестве частного случая злоупотребления исключительным правом в Конвенции указывается неиспользование изобретения, соответственно полезной модели (п. п. 2 и 5 ст. 5A). Правила об обязательном использовании патентов не распространяются на охрану промышленных образцов. В Конвенции прямо указывается, что охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов, сходных с охраняемыми объектами (ст. 5B).

Комментируя эти положения Конвенции, Г. Боденхаузен указывает, что страны - члены Союза имеют право определить, что они понимают под выражением "неиспользование" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977. С. 87.

 

Согласно российскому законодательству критерием для выдачи принудительной лицензии вследствие недостаточного использования патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец служит "недостаточное предложение соответствующих товаров, работ или услуг на рынке". При возникновении спора об условиях предоставления лицензии (объеме использования, размере лицензионных платежей, сроках и порядке их уплаты) такой спор разрешается в судебном порядке (ст. 1362 ГК РФ). Аннулирование патента по этим основаниям не допускается.

Условия, при которых разрешается свободное использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, также не должны противоречить нормам о допустимых ограничениях исключительных прав. К важным для международного оборота правилам свободного использования запатентованных технических новшеств относятся положения Конвенции о свободном применении на территории стран Союза запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств (ст. 5ter). Основное условие применения этой нормы - временное или случайное пребывание транспортного средства на территории зарубежной страны - участницы Конвенции.

В российском законодательстве соответствующие нормы содержатся в ст. 1359 ГК РФ. Согласно этим нормам не является нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель и промышленный образец применение изделия, в котором использованы запатентованные решения, в конструкции, во вспомогательном оборудовании, при эксплуатации транспортных средств (водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта) или космической техники иностранных государств. При условии, что эти транспортные средства временно или случайно находятся на территории Российской Федерации. Так, например, если российская транспортная компания использует арендованное у иностранной фирмы какое-либо транспортное средство (самолет, корабль и т.п.), нахождение такого арендованного транспортного средства на территории России не подпадает под действие ст. 1359 ГК РФ.

Унификации и удешевлению национальной процедуры выдачи патента на изобретение и полезную модель несомненно способствует Договор о патентной кооперации (принятая аббревиатура - РСТ (Patent cooperation treaty)) - специальное Соглашение, открытое для государств - участников Парижской конвенции, которое фактически дополняет Парижскую конвенцию. Участником договора может стать любое государство - член Парижского союза. Договором предусмотрена возможность подачи одной так называемой международной заявки, в которой указываются все страны, где заявитель испрашивает охрану. Все стадии экспертизы по желанию заявителя проводятся централизованно (международный поиск, международная предварительная экспертиза и др.). Эти функции возлагаются на определенные патентные ведомства стран-участниц, обладающие необходимой материальной базой. В частности, российское патентное ведомство выполняет функции Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы по международной заявке, поданной в соответствии с процедурой, установленной договором. Тем самым исключается необходимость подачи заявки в каждое национальное ведомство, где заявитель заинтересован получить патент. Правильно оформленная международная заявка имеет силу национальной заявки в каждом указанном государстве.

Полная экспертиза международной заявки проходит две стадии: "международную фазу" и "национальную фазу". На первой стадии проверяются формальные требования, предъявляемые к международной заявке, проводится международный поиск и международная предварительная экспертиза. Эти функции выполняет одно из "получающих ведомств", к числу которых относится и Российское патентное ведомство (ст. 1396 ГК РФ). По завершении формальной экспертизы получающее ведомство пересылает один экземпляр заявки в Международное бюро ВОИС. Результаты международного поиска оформляются в виде отчета о "поиске" и сообщения о патентоспособности заявленного изобретения, которые направляются заявителю и в Международное бюро ВОИС.

Национальная стадия рассмотрения заявки в каждом национальном ведомстве начинается после того, как заявитель представит в установленные сроки перевод заявочных материалов (на язык страны патентования) и оплатит национальные пошлины в те ведомства, где он испрашивает патент. Для совершения этих действий установлен срок - не позднее 30 месяцев с даты приоритета.

Однако заключения уполномоченных ведомств являются предварительными. Окончательное решение по заявке с учетом полученных материалов (которые могут быть подвергнуты проверке) принимают национальные патентные ведомства, выдающие патенты.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается значительное увеличение международных патентных заявок, подаваемых во всем мире иностранцами. Процедура, предусмотренная Договором о патентной кооперации, становится в этих условиях недостаточно эффективной. Сегодня по инициативе США и Японии - стран, в которые поступает наибольшее количество иностранных заявок, создается новая международная система ускоренной экспертизы заявок на выдачу патента на изобретения - Patent Prosecution Highway (PPH) за счет разделения труда между патентными ведомствами.

Существенным этапом европейской патентной интеграции было принятие Европейской патентной конвенции 1973 года (вступила в силу 1 июня 1978 года), которая предусматривает выдачу единого европейского патента. Россия не является ее участницей. Однако условия Конвенции не препятствуют российским заявителям получать европейский патент на свои изобретения, что широко используется в практике защиты российских изобретений в странах Европы.

В рамках Конвенции создано Европейское патентное ведомство в Мюнхене. Этот международный орган ведет всю работу, связанную с рассмотрением заявок на европейский патент и его выдачей. Патент действует во всех договаривающихся странах (которые были указаны в заявке) как национальный. Споры с Европейским патентным ведомством по поводу выдачи патента, а также толкования правил Конвенции подсудны Суду Европейского сообщества. Споры, связанные с действительностью патента, нарушением прав патентообладателя и др., рассматриваются национальными судебными органами. Патент действует 20 лет со дня подачи заявки. Выдача европейского и национального патента на одно и то же изобретение не допускается.

3. Значительное место в Парижской конвенции занимают обязательные для всех стран Союза материально-правовые нормы об охране товарных знаков.

Так же как для патентов, на изобретения предусмотрены правила об обязательном использовании зарегистрированных товарных знаков в стране регистрации. Согласно ст. 5C Конвенции "регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия". Сроки обязательного использования, а также условия, свидетельствующие о выполнении этой обязанности обладателем товарного знака, устанавливаются национальным законодательством. Следует отметить, что эта норма Конвенции действует в тех странах, где установлена, как и в России, регистрационная система предоставления исключительного права на товарные знаки.

Исключительное право на товарный знак, удостоверенное государственной регистрацией, означает, что его обладатель может использовать зарегистрированный товарный знак любым не противоречащим закону способом и распоряжаться своим исключительным правом. Открытый перечень способов использования товарных знаков дан в п. 2 ст. 1484 ГК РФ.

Требование об обязательном использовании товарного знака самим владельцем или другим лицом по договору с владельцем относится к существенным условиям действия исключительного права на товарный знак. Если товарный знак не применялся (без уважительных причин) для маркировки соответствующих товаров в течение любых трех лет после его государственной регистрации, то по требованию заинтересованного лица его регистрация может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров.

Использованием товарного знака в целях подтверждения своего исключительного права признается его использование самим правообладателем, лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора (лицензиатом), либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя в целях его введения в гражданский оборот. До принятия ГК РФ в Законе о товарных знаках предусматривались два способа надлежащего использования товарного знака: самим правообладателем или лицензиатом. Гражданский кодекс, по сути, легализовал еще один вариант - использование "под контролем правообладателя" третьими лицами, что особенно актуально для иностранных правообладателей.

В международной торговле одним из основных договоров, посредством которых осуществляется продвижение и (или) организация сбыта товара иностранного производителя на зарубежной территории, является дистрибьюторский договор. В этой связи в российской судебной практике неоднократно возникали дела по спорам, возбуждаемым заинтересованными лицами, о досрочном прекращении действия товарного знака иностранного правообладателя, экспортирующего свой товар, маркированный российским товарным знаком, через дистрибьютора. Мотивируя свои требования, истец обычно указывал на отсутствие лицензионного договора между правообладателем и дистрибьютором на использование товарного знака. Хотя лицензионный договор в этом случае не требовался, поскольку экспорт товара через дистрибьютора осуществляется по прямому договору с правообладателем товарного знака, то есть "под его контролем". Иной подход к толкованию ст. 22 Закона о товарных знаках противоречит ее смыслу, поскольку главная цель введения обязательного использования - обеспечить фактическое (реальное) функционирование охраняемого товарного знака в гражданском обороте, избавить национальные и международные реестры от "мертвых" знаков.

С принятием четвертой части ГК РФ эта позиция, сформировавшаяся в российской судебной практике, получила легальное закрепление в ст. 1486 Кодекса.

К существенным условиям охраны товарных знаков в соответствии с Парижской конвенцией относится принцип независимости охраны одного и того же знака в разных странах, включая страну происхождения (ст. 6а). Это не означает, конечно, отказа от права приоритета первой заявки в каждой стране, где испрашивается охрана.

Однако эта общая норма не действует в отношении так называемых общеизвестных товарных знаков, охрана которых предусмотрена положениями ст. 6 bis Конвенции, и которая, по сути, устанавливает исключение для этой категории знаков из общих правил о независимости охраны товарных знаков в каждой стране. Условия и порядок признания товарного знака общеизвестным прерогатива национального законодательства. Комментируя эту норму Парижской конвенции, Г. Боденхаузен поясняет, что "такая особая защита общеизвестного знака представлялась обоснованной по той причине, что регистрация или использование схожего знака, способного создать смешение, составляет в большинстве случаев акт недобросовестной конкуренции и может также рассматриваться как наносящий ущерб интересам тех, у кого создается подобное смешение" <1>.

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Указ. соч. С. 107.

 

Особая процедура признания и охраны "общеизвестных товарных знаков" в соответствии с требованиями ст. 6.bis Парижской конвенции регулируется в России специальными нормами, предусмотренными в ст. ст. 1508 и 1509 ГК РФ. Общеизвестным может быть признан как охраняемый на территории Российской Федерации товарный знак (в силу государственной регистрации или международного договора), так и обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее в России правовой охраны. Для такого признания должно быть установлено, что товарный знак "в результате интенсивного использования" стал широко известным ("узнаваемым") среди соответствующих потребителей товаров, выпускаемых под этим знаком, в частности, благодаря большому торговому обороту и интенсивной рекламе.

Охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется в России на основании решения патентного ведомства, которое принимается по заявлению обладателя знака. При положительном решении заявителю выдается свидетельство на общеизвестный товарный знак, действующее бессрочно. Зарегистрированный знак вносится в Перечень общеизвестных знаков, после чего сведения о зарегистрированном знаке публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства.

К нормам Конвенции, определяющим условия признания обозначений товарными знаками, относятся также правила о запрете регистрации в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем межправительственных организаций (ст. 6.ter). Для реализации этой нормы в рамках международного сотрудничества Международное бюро ВОИС рассылает всем странам-участницам информацию об отличительных знаках - государственной символике стран Союза и об официальной символике, принадлежащей межправительственным организациям. Соответственно страны - участницы Конвенции и межправительственные организации обязаны своевременно представлять такую информацию Международному бюро ВОИС. Использование таких обозначений в качестве неохраняемых элементов товарных знаков в каждой стране допускается только с разрешения соответствующих компетентных органов этой страны, а эмблем международных организаций - с согласия этих организаций, например, олимпийской символики - с разрешения Международного олимпийского комитета. В России соответствующие правила установлены в п. 2 ст. 1483 ГК РФ.

Перечень оснований, по которым может быть отклонена регистрация любого обозначения в качестве товарного знака, по сути, определяет критерии охраноспособности этого объекта исключительных прав (ст. 6.quinquies B, C). К серьезным основаниям, по которым может быть отклонена или отменена регистрация товарного знака, Конвенция относит противоречие заявленного обозначения морали или публичному порядку, если они могут ввести в заблуждение общественность (п. 3 ст. 1483 ГК РФ).

Следует также обратить внимание на положения ст. 7.bis, обязывающие страны Союза принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами торгового или промышленного предприятия. При этом каждая страна, определяя особые условия охраны таких знаков, может, в частности, исключить из охраны знаки, противоречащие публичным интересам. В данном контексте к публичным интересам относят, в частности, определенные гарантии качества товара или услуг, маркируемых коллективным знаком.

III. Основным международным договором в области охраны товарных знаков является Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года. Текст Мадридского соглашения неоднократно пересматривался, последние изменения внесены 28 сентября 1979 года. Действует также Инструкция к Мадридскому соглашению, детализирующая положения Соглашения.

1 декабря 1995 года вступил в силу Протокол к Мадридскому соглашению, а Инструкция была признана общей к Мадридскому соглашению и к Протоколу (была пересмотрена в 1998 году, последние изменения вступили в силу 1 декабря 2008 года). Россия стала участницей Протокола в июне 1997 года. Мадридская система призвана облегчить и унифицировать процедуру регистрации товарных знаков на территории стран-участниц.

Международная заявка должна отвечать требованиям, установленным Соглашением, Протоколом и Инструкцией. Заявка подается в Международное бюро ВОИС через национальное ведомство страны заявителя (в России через патентное ведомство) по установленной форме на официальном бланке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в стране происхождения. Если Международное бюро считает, что международная заявка соответствует предъявляемым к ней требованиям, оно регистрирует знак в Международном реестре и уведомляет об этом все ведомства тех государств, которые указаны в заявке, а также национальное ведомство, представившее заявку. Датой регистрации считается дата подачи заявки в стране происхождения, если Международное бюро получило заявку в течение двух месяцев с момента подачи. В противном случае заявка регистрируется по дате ее получения Международным бюро. Информация о зарегистрированных заявках публикуется в ежемесячном бюллетене ВОИС. Международная регистрация снимает необходимость подачи заявки в каждой стране, где заявитель заинтересован в охране своего знака. Однако за национальными ведомствами сохраняется право отказать в предоставлении охраны в отношении всех или части товаров, включенных в заявку. Отказ допустим только по тем основаниям, которые в соответствии с Парижской конвенцией предусмотрены национальным законодательством также для отказа в регистрации знака по национальной заявке. В случае признания зарегистрированного международного знака недействительным его владельцу должна быть своевременно предоставлена возможность защиты своих прав. Решение о признании товарного знака недействительным сообщается в Международное бюро, которое вносит в международный реестр запись о признании международной регистрации недействительной.

Существенным шагом в развитии международного сотрудничества в области охраны товарных знаков следует признать подписание Сингапурского договора о законах по товарным знакам, который заменил для его участников Договор о законах по товарным знакам 1994 года.

Договор применяется к знакам, состоящим из обозначений, которые, в соответствии с законодательством страны-участницы, могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или знака услуг. Договор не применяется к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам. В основном этот Договор посвящен унификации правил оформления заявок на товарные знаки и знаки услуг, правил внесения изменений в регистрацию товарных знаков, включая продление сроков действия регистрации, а также, что существенно для торгового оборота, правил регистрации лицензионных договоров на использование товарных знаков. Ранее действовавшая проверочная процедура регистрации (имен, адресов, владельцев), включая регистрацию лицензионных договоров, заменена уведомительной системой. От правообладателя не может быть потребовано предоставление для регистрации собственно договора, а также указание финансовых условий регистрируемого договора.

При этом Россия остается в Договоре о законах по товарным знакам 1994 года. Этот международный договор остается в силе для отношений участников Сингапурского договора с теми государствами, которые не вступили еще в Сингапурский договор, что прямо предусмотрено ст. 27 Сингапурского договора.

4. Фирменные наименования. В отличие от патентов и товарных знаков, Конвенция не определяет порядок охраны фирменных наименований в странах Союза. Согласно ст. 8 Конвенции они должны охраняться во всех странах Союза "без обязательной подачи заявки или регистрации".

В российском законодательстве право на фирменное наименование регулируется нормами ст. ст. 54, 1473 - 1476 ГК РФ. Комментируя положения ст. 8а Конвенции, А.Л. Маковский отмечает, что "в действительности охрана должна предоставляться в отношении не "фирменного наименования" (как ошибочно сказано в ст. 8 официального русского текста Конвенции), а "коммерческого обозначения" (le nom commercial). Последнее должно охраняться во всех участвующих в Конвенции государствах "без обязательной подачи заявки или регистрации", что неосуществимо в России в отношении фирменных наименований (см. абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК)" <1>. Действительно, согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, зарегистрированное в установленном порядке. Надо сказать, однако, что до принятия четвертой части ГК РФ, которая наряду с фирменным наименованием установила охрану коммерческого обозначения (ст. ст. 1538 - 1541 ГК РФ), в правоприменительной практике не ставилось под сомнение распространение норм ст. 8 Конвенции на фирменные наименования как российских, так и иностранных правообладателей.

--------------------------------

<1> Маковский А.Л. Указ. соч. С. 318.

 

И сегодня не все специалисты разделяют позицию А.Л. Маковского. Так, по мнению В.В. Орловой, установленный ГК РФ порядок правовой охраны фирменного наименования коммерческой организации не противоречит положениям ст. 8 Парижской конвенции, поскольку оно вносится в единый государственный реестр юридических лиц "как одно из сведений, относящихся к юридическому лицу и нет отдельного реестра регистрации фирменных наименований" <1>. По нашему мнению, поставленный А.Л. Маковским вопрос скорее относится к ст. 1475 ГК РФ, на которую было обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года N 5/29 (п. 61). Согласно ст. 1475, озаглавленной "Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации", "на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц". Закономерно возникает вопрос об иностранных правообладателях. В постановлении пленумов обращено внимание судов на эти нормы и разъяснено, что "при применении ст. 1475 ГК судам надлежит учитывать, что она не исключает охрану в Российской Федерации права на фирменное наименование иностранных юридических лиц (ст. 8 Парижской конвенции)".

--------------------------------

<1> Орлова В.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой) (постатейный). М., 2009. С. 614.

 

5. К особой категории охраняемых обозначений индивидуализации товаров относятся "указания происхождения или наименование места происхождения". Парижская конвенция, включив эти обозначения в круг охраняемых объектов исключительных прав, не раскрывает собственно содержание самих понятий. Конвенция признает неправомерное использование "указания происхождения" или "наименования места происхождения" продукции как акт недобросовестной конкуренции и обязывает страны Союза обеспечить эффективную защиту правообладателей от использования третьими лицами ложных указаний (ст. 10 bis). В известной работе "Введение в интеллектуальную собственность", изданной ВОИС, предлагается следующее толкование этих двух понятий: "указание происхождения" включает любое наименование, указание, обозначение или другой знак, который относится к данной стране или к расположенному в ней месту, вследствие чего передается представление, что товары, маркированные этим указанием, происходят из этой страны или места". И далее: "наименования места происхождения" имеют более ограниченное значение и могут считаться специальным видом указания происхождения" <1>.

--------------------------------

<1> Введение в интеллектуальную собственность. ВОИС, 1998. С. 395.

 

В четвертой части ГК РФ введен раздел "Право на наименование места происхождения товара" (§ 3 гл. 76 ГК). Установлены общие требования, которым должно отвечать охраняемое наименование. В соответствии с российским законодательством охраняемым наименованием признается обозначение географического объекта, в том числе наименования страны, городского или сельского поселения, местности или обозначение производного от такого наименования и ставшее известным в результате использования под таким наименованием определенного товара. При условии что особые свойства этого товара исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. При этом не может получить охрану такого рода наименование, если оно вошло в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: