Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция).




Конвенция была принята в 1952 году в Женеве под эгидой ЮНЕСКО и вступила в силу в 1955 году, пересмотрена в Париже в 1971 году. Основной задачей учредителей Конвенции было объединение стран, не участвующих в Бернской конвенции. В числе этих стран был и Советский Союз, который присоединился к Женевской конвенции в 1973 году (в ред. 1952 года). Вступление в Конвенцию потребовало внесения в советское законодательство целого ряда новелл, направленных на его демократизацию. В частности, за автором было признано право на перевод его произведения, удлинен срок действия авторского права с 15 до 25 лет после смерти автора, изменен порядок передачи права на использование произведения за рубежом.

Основным положением Конвенции является закрепление принципа национального режима для произведений авторов из стран - участниц Конвенции (как выпущенных, так и не выпущенных в свет) и для авторов - граждан других стран, произведения которых были впервые выпущены в свет в стране-участнице. В соответствии с Конвенцией под "выпуском в свет" понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Всемирная конвенция ориентирована в основном на внутреннее законодательство и содержит незначительное число унифицированных материальных норм. К ним относятся нормы о минимальном сроке действия авторско-правовой охраны. Этот срок не может быть короче всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Далее предусматривается исключительное право автора на перевод его произведения, выпуск в свет переводов, выдачу разрешений на перевод и выпуск в свет произведений, охраняемых на основании Конвенции, что и потребовало внесения соответствующих корректив в действующее тогда советское законодательство. Заметим, что при вступлении в Бернскую конвенцию такая проблема не возникала, поскольку Закон об авторском праве и смежных правах уже основывался на унифицированных нормах этой Конвенции.

В отличие от Бернской конвенции Всемирная (Женевская) конвенция не обладает обратной силой. Согласно ст. 7 она не распространяется на произведения, охрана которых окончательно прекратилась к моменту вступления ее в силу в государстве, где испрашивается охрана. Можно сказать, что действие Всемирной конвенции "определяется моментом возникновения права на произведение". Тогда как действие Бернской конвенции - "моментом прекращения права" - через 50 лет после смерти автора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Обратная сила закона об авторском праве // Российское право. 1997. N 8. С. 44.

 

V. Международные договоры России в сфере охраны смежных прав. Россия участвует в трех международных договорах: в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция), в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

1. Основной целью Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм является объединение усилий стран-учредителей для борьбы с пиратством - незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фонограмм, включая ввоз таких копий с целью их распространения (ст. 2). Конвенция полностью опирается на внутренние нормы. За государствами-участниками сохраняется право определения юридических мер, посредством которых должно быть обеспечено применение Конвенции на территории государства (ст. 3). Для иностранных правообладателей она действует в каждой стране с момента ее вступления в силу в этой стране - в России с 13 марта 1995 года.

2. Римская конвенция направлена на согласование интересов обладателей охраняемых смежных прав, которые сталкиваются при создании определенных произведений: исполнителей ("лиц, которые... участвуют в исполнении литературных и художественных произведений"), производителей фонограмм, вещательных организаций. Объекты охраны: исполнение, фонограммы, передачи в эфир.

Как и большинство международных конвенций в области охраны интеллектуальной собственности, Конвенция в принципе исходит из предоставления зарубежным обладателям смежных прав национального режима той страны, где испрашивается охрана. Государство-участник обязано также обеспечить на территории своей страны минимальный уровень охраны смежных прав, предусмотренный Конвенцией.

Для каждой категории смежных прав определены критерии предоставления охраны. Например, каждое государство-участник обязано предоставить охрану зарубежным артистам-исполнителям при соблюдении одного из следующих условий:

- исполнение имело место в другом договаривающемся государстве;

- исполнение записано на фонограмме, охраняемой в соответствии с Конвенцией;

- исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии с Конвенцией.

Предоставляемый артистам-исполнителям минимальный объем исключительных прав, установленных Конвенцией, включает право запрещать или разрешать:

- передачу их исполнения в эфир или публичное сообщение, за исключением тех случаев, когда используемое исполнение уже было передано в эфир;

- осуществление записи исполнения, которое не было предметом записи;

- воспроизведение записи исполнения за установленными исключениями.

Условия охраны и объем охраны определены также для зарубежных производителей фонограмм и организаций вещания.

Минимальный срок действия охраны, установленный Конвенцией, - 20 лет. Этот срок исчисляется с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения, включенного в фонограмму, или исполнялось произведение, не записанное на фонограмму, или прозвучала передача в эфире.

3. Российское законодательство об охране смежных прав формировалось с учетом уровня охраны, установленного Конвенцией, и с этой точки зрения не было препятствий для вступления России в Конвенцию.

После распада СССР отношения между бывшими республиками в сфере охраны авторских и смежных прав строятся на общих принципах и нормах межгосударственного сотрудничества. Решению этих задач, в частности, призвано служить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, которое было заключено в Москве одиннадцатью странами СНГ 24 сентября 1993 года. В него вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Позднее - 10 февраля 1995 года присоединилась Грузия. Соглашение открыто для подписания другими странами, ранее входившими в СССР.

Учитывая, что СССР участвовал во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, все страны подтвердили, что они считают себя связанными ее положениями. Причем вытекающие из Конвенции обязательства признаются действующими на территории договаривающихся государств с 27 мая 1973 года, то есть с даты вступления ее в силу для СССР. Вместе с тем предусмотрено, что во взаимных отношениях договаривающихся государств положения Конвенции будут применяться также к произведениям, "охранявшимся по законодательству стран-участниц до этой даты на условиях предоставления национального режима" (то есть с обратной силой).

В отношении сроков охраны Соглашение исходит из того, что может быть применен принцип материальной взаимности, то есть государство, где испрашивается охрана, не обязано предоставлять охрану на более продолжительный срок, чем срок охраны, установленный в стране происхождения. Предусматривается, кроме того, "совместная работа по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав", принятие мер по созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций, решение вопросов о двойном налогообложении авторского вознаграждения, определении порядка взаимных расчетов и принятии мер для своевременного их осуществления.

4. Смежные права - сравнительно новый правовой институт. Он был введен Основами ГЗ 1991 года (ст. ст. 141 - 143), а затем более детально урегулирован в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах". Сфера действия смежных прав включает новую группу обладателей интеллектуальных прав, а также новые объекты охраны. Категория смежных прав примыкает к авторским правам и тесно с ними связана, что послужило ранее основанием для их объединения в Законе об охране авторских и смежных прав. Однако отсюда не следует, что смежные права относятся к авторским. Это самостоятельный институт интеллектуальных прав, которому в четвертой части ГК РФ посвящена отдельная глава.

Авторские и смежные права являются объектами различных международных соглашений. Связь между ними выражается главным образом в том, что процесс распоряжения смежными правами нередко включает использование чужого произведения и, соответственно, возникает необходимость получить согласие автора. Для возникновения смежных прав не требуется какой-либо регистрации или соблюдения иных формальностей (так же как для авторских прав), но необходимо, чтобы их объект был зафиксирован (то есть объективирован) с помощью тех или иных технических средств.

Субъектами смежных прав признаются: исполнитель - автор исполнения, изготовитель фонограмм (звуковой записи), организация эфирного и кабельного вещания. За всеми обладателями смежных прав закрепляется исключительное право на принадлежащий им объект смежных прав. Интеллектуальные права изготовителя фонограммы включают право на указание имени (наименования) на материальных носителях фонограмм (их упаковке), право на защиту записи от искажения и право на опубликование фонограммы, выпуск в обращение.

Интеллектуальные права исполнителя включают также личные неимущественные права (в отличие от других субъектов смежных прав): право авторства, право на имя и право на защиту исполнения от внесения в запись или передачу исполнения каких-либо изменений, которые искажают целостность восприятия исполнения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение либо его запись либо передача в эфир или по кабелю. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (либо обнародована фонограмма). Эти сроки отвечают нормам о минимальных сроках на исполнение и фонограммы, предусмотренным Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 14).

Четвертая часть ГК РФ расширила сферу смежных прав, включив в нее дополнительно права изготовителя базы данных и права публикатора на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние. Права изготовителя базы данных не следует смешивать с авторскими правами на базы данных, которые охраняются как составные произведения, созданные в результате творческого труда составителя. Основным условием охраны прав изготовителя базы служит вложение "существенных" материальных и организационных ресурсов. Право изготовителя базы данных действует 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: