УЧАЩИХСЯ
(Практические материалы)
Содержание работы учителя-дефектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе определяется целью деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) классы VII вида) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку — в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы — в форме рекомендаций. В перечисленных ниже направлениях работы специалиста отражается комплексный подход к ее организации: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений, дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Представленные материалы раскрывают практические аспекты организации деятельности специалиста по перечисленным направлениям.
Рекомендуемая документация учителя-дефектолога
1. Протокол первичного обследования учащегося.
2. Журнал учета обследуемых учащихся (табл. 1).
3. Карта динамического развития ребенка:
3.1. Протокол обследования.
3.2. Дефектологическое представление на учащегося.
3.3. Лист наблюдений за учащимся. (Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий).
4. Список учащихся, нуждающихся в занятиях у специального педагога.
5. Состав групп.
6. Журнал посещаемости занятий.
7. Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).
8. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.
9. Журнал движения ребенка (табл. 2).
10. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом).
11.График работы специалиста.
Таблица 1
Дата | Ф.И.О. | Класс | Причина обращения | Заключение и рекомендации |
5.10.07 | Ваня Л. | 2Г | Первичное обследование | Специфические трудности формирования уч. навыков; зачислить на занятия в коррекционную группу |
Таблица 2
Ф.И.О. /класс | Дата зачисления | Направление коррекционной работы | Форма коррекционной работы (групповая, индивидуальная) | Дата выпуска | Примечание |
Катя П. 2В | 15.09.2006 | Формирование приемов умственной деятельности | Группа № 3 | 25.05.07 | Отмечена положительная динамика, требуется продолжение коррекционной работы в следующем учебном году |
Дефектологическое представление на учащегося 1 класса (первое полугодие)
Фамилия, имя, отчество_
Дата рождения______ __________________________________________
Школа №_____________ класс ________________________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) ______________________________
Развитие общей и мелкой моторики___________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) ______________________________
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая,
обучающая помощь)________________________________________________
- способность переноса на аналогичные задания ___________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль)___________________
Темп работы (на учебном и неучебном материале)_______________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)_____
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ____________
Сформированность пространственно-временных представлений ________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) _______________________________________
Особенности внимания______________________________________________
Особенности памяти________________________________________________
Особенности мышления:
— уровень развития наглядных форм мышления_____________________
— сформированность предпосылок словесно-логического мышления_____
Особенности конструктивной деятельности _________________________
Общая характеристика речевого развития __________________________
Уровень готовности к школьному обучению _____________________________
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу) _______
Заключение __________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста ______________________________
Дата обследования ___________Подпись специалиста ___________________