Право на жизнь: идеология добра против идеологии зла.




Жизнь есть способ существования биологических форм материи, которые в своём движении – диалектическом развитии, проходят пути от наиболее простых до наиболее сложных и совершенных форм. Основой такого развития является способность использования природных ресурсов – вещество, энергию и информацию – для обеспечения жизненного цикла конкретного биологического организма.

Жизненный цикл организма имеет временные границы, в рамках которых он должен быть зачат, начать развитие в начальной фазе и перейти в следующую для создания и обеспечения продолжения рода. Понятно, что, чем сложнее организм, тем дольше его жизненный цикл, тем больше необходимы природные ресурсы, тем длиннее фазы его развития, существования и деятельности. И если таких организмов много, то между ними возникает борьба за ресурсы для обеспечения своего номинального существования, что приводит к конкуренции и межвидовой и внутривидовой борьбе за существование, что и является движущей силой биологической эволюции. Именно эта биологическая эволюция на основе борьбы за существование и привела к разнообразию форм биологической материи в виде всевозможных одно- и многоклеточных организмов, которые вели борьбу за право своего существования – право на жизнь. Это право приобреталось и отстаивалось в ходе довольно жестокой конкурентной борьбы – борьбы за существование. Ход этой борьбы и прогрессивное движение по эволюционной лестнице и привёл к выделению наиболее совершенного и прогрессивного вида – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – HOMO SAPIENS.

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – HOMO SAPIENS – в отличие от всех других биологических видов, обладает сознанием и разумом, которые не только выделяют его, но определяют и обеспечивают его осознанную и разумную деятельность создания условий за право жить, трудиться и обеспечивать своё номинальное существование в изменяющихся условиях среды обитания, используя благоприятные и противостоя неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Именно сознание и разум позволили человеку на основе отражения практической деятельности создать духовную модель своего поведения, которая определяла и обеспечивала ему поступательное движение по пути прогресса – прогресса социального и научно-технического, который и вывел его из тьмы животного состояния и позволил стать венцом социально-биологической эволюции.

Бытие человека неотделимо от практической деятельности по определению и обеспечению своего существования посредством полного удовлетворения всех своих потребностей, в первую очередь витальных. Для их удовлетворения использовались природные ресурсы. И если вначале этих ресурсов, благодаря благоприятным условиям среды обитания, было достаточно, что и позволяло ему прогрессивно развиваться, то изменения условий и неблагоприятные воздействия потребовали необходимости в изменении условия бытия и выработке новых общественных, производственных и бытовых отношений. Понятно, что эти изменения приводили к конфликтам между членами сообществ, которые сложились при благоприятных условиях окружающей среды и на которые эти изменяющиеся условия окружающей среды воздействовали по-разному. В ходе этих конфликтов и отстаивалось право на жизнь в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды. И именно эти условия и становились основой отражения окружающей действительности в духовной модели общественного и индивидуального поведения членов общества. Именно эта модель определяла и обеспечивала общественные, производственные и бытовые отношения, которые, определяя и обеспечивая бытие вида, предоставляли каждому право на жизнь посредством зачатия и появления на свет, последующего прогрессивного развития в подрастающий период, свободного творческого и плодотворного участия в совокупном общественном труде по производству СОП, его распределении через ФОП в трудоспособном периоде и заслуженном отдыхе в нетрудоспособный период при посильном участии в общественной жизни. Всё это определяло и обеспечивало прогрессивное развитие и бытие человека при изменяющихся условиях окружающей среды, позволяя ему – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – HOMO SAPIENS – быть венцом природы.

При изменяющихся условиях окружающей среды и её неблагоприятных воздействиях на человеческое общество возникали ситуации, когда трудовой коллектив не мог произвести необходимое количество продуктов питания и средств защиты. А это создавало трудности, противоречия и конфликты в обществе, которое должно было для своего выживания изменять привычную, отработанную на практике при благоприятных условиях, духовную модель общественного и индивидуального поведения, общественные, производственные и бытовые отношения, общественный порядок и т. д. И если при благоприятных условиях окружающей среды основой общественных, производственных и бытовых отношений являлось право на основе естественного права прогрессивного развития и бытия человека, то изменившиеся условия требовали изменения права в рамках, с одной стороны, для обеспечения условий выживания общества, с другой стороны, для определения и создания условий индивидуального прогрессивного развития на основе имеющихся ресурсов. И если при благоприятных условиях и достаточном производстве СОП и его номинальном распределении через ФОП общественные, производственные и бытовые отношения строились на основе социального равенства, то при изменившихся условиях необходимо было во имя сохранения общества и обеспечения его прогрессивного развития пожертвовать не только принципами социального равенства и справедливости, но и частью индивидов. Именно это создавало условия нестабильности и приводило к противоречиям, конфликтам и борьбе за право жить. Именно это и привело к необходимости появления, развития и применения идеологии для регулирования общественной жизни во всех её частях, сферах и областях.

Идеология есть отражение духовной модели практической деятельности общества, которая отличается тем, что требует изменений в общественных, производственных и бытовых отношениях вследствие неблагоприятных изменений окружающей среды и выработки положений для нивелирования или противодействия им посредством изменения практической деятельности всего общества в целом и каждого его члена. Такое изменение духовной модели ведёт к необходимости изменения права, которые в данных условиях противоречат естественному праву, что приводит к противодействиям, конфликтам и борьбе за право жить по устоявшимся канонам. Это и приводит к необходимости принятия законов, которые посредством общественного мнения и угрозы общественного насилия приводят к необходимости индивидуального и коллективного подчинения деятельности в новых условиях для определения и обеспечения номинальных условий индивидуального и общественного бытия. И если при благоприятных условиях окружающей среды регулятором индивидуальной и общественной жизни на основе естественного права являлась мораль, то при изменившихся неблагоприятных условиях для обеспечения выживания регулятором становилось позитивное право, которое изменялось в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды, приспособления к ним и создания средств защиты от её неблагоприятных воздействий.

Благоприятные условия окружающей среды и общественная мораль на основе естественного права, позволяющие каждому члену общества и всему обществу в целом прогрессивно развиваться и использовать свои потенции для поступательного движения по пути прогресса для обеспечения своего существования, есть Добро. А всё то, что этому противоречит, есть Зло. Это позволяет разделить добро и зло по нескольким критериям. Причём надо понимать, что понятия добра и зла применимы, как критерии отношений между людьми, только в отношении человека, так как исходят из определения и обеспечения индивидуальной и общественной жизни на основе естественного права человека. Вне этих рамок эти понятия носят субъективный характер, что позволяет манипулировать ими по произволу во вред и человеку, и обществу, и природе.

Идеология добра направлена на создание номинальных условий индивидуального и общественного бытия в изменившихся условиях окружающей среды для создания и обеспечения условий номинального индивидуального и общественного бытия. Тут исходим из того, что общество – совокупность разных по полу и возрасту индивидов, а индивид вне общества не может стать и быть человеком. Поэтому для общества добро есть номинальные условия, позволяющие ему определять и обеспечивать своё бытие посредство разумной практической деятельности по производству СОП и его распределению через ФОП посредством совокупного общественного труда в интересах прогрессивного развития и бытия как всего общества в целом, так и каждого его члена. Зло есть всё то, что этому препятствует. И если природные изменения окружающей среды и её неблагоприятные воздействия носят материально-естественный и независимый от человека характер, то это зло объективно, противодействие которому возможно только на основе накопления необходимых знаний и опыта, развития требуемых способностей и производительных сил, создание и развитие науки, техники и технологий, что и создаёт условия противодействия этому злу. Но неблагоприятные изменения условий окружающей среды приводят к изменению возможностей производства и распределения СОП, что приводит к необходимости их перераспределения между членами общества для удовлетворения витальных потребностей в интересах выживания всего общества. А это при дефиците продуктов и предметов первой необходимости не может не вести к определённому неравенству и несправедливости. Ибо во имя спасения целого становится необходимым жертвовать частью. А это и приводит к противоположностям, противоречиям, неприятиям и конфликтам, что и воспринимается как зло. Причём обоими сторонами. При этом каждая сторона, при развитии конфликта, для обоснования своей практической деятельности создаёт свою идеологию, которая в той или иной мере опирается на мораль и право жизни.

Например. При недостатке продуктов питания во имя выживания целого становится необходимым лишения части общества доступа к пище ради сохранения жизни наиболее здоровых и работоспособных. С точки зрения общественного разума это необходимо, а потому нормально. А вот с точки зрения индивидуального разума тех, кто лишился доступа к продуктам питания, а потому и права на жизнь, это аморально и бесчеловечно. Для обоснования своих духовных позиций каждая стороны вырабатывает идеологию, которая, с одной стороны, объективна, т. к. исходит из морали и естественного права, с другой стороны субъективна. И это понятно, т. к. одна сторона исходит из необходимости спасения целого за счёт гибели части на основе учёта сложившейся ситуации, а другая сторона это последнее отметает. При этом каждая сторона воспринимает необходимость этого как зло, но если первая, видя это зло, видит и добро – спасение целого, то вторая видит только зло и зло по отношению только к себе. Поэтому каждая идеология отражает необходимость практической деятельности только с одной стороны. Но если первая, учитывая все обстоятельства, объективна, то вторая, исходя только из личных интересов, является субъективной. И если практическая деятельность первой части несёт добро для сохранения и прогрессивного развития общества, то вторая, если она начинает борьбу за право своего существования против первой части, несёт зло. А это требует конкретизацию практической деятельности во имя добра и как его противоположности – зла.

Добро символизирует практическую деятельность людей, объединённых общими интересами, направленную на определение и обеспечение всех индивидуальных и общественных потребностей общества, идущего по пути прогресса. Зло противостоит добру и направлено не только на ограничение возможностей полного удовлетворения людских потребностей и препятствие поступательному движению по пути прогресса, но и на социальную деградацию, а также закабаление и эксплуатацию человека человеком. Поэтому зло тоже требует практической деятельности. Практическая деятельность требует труда, который человек, используя свои психофизические возможности, средства и орудия труда, направляет на достижение требуемого результата. С другой стороны, труд есть способность человека, используя производительные силы и ресурсы, создавать продукты для удовлетворения насущных потребностей. Качественно-количественный рост и возвышение потребностей определяется и обеспечивается поступательным движением общества по пути прогресса, направленного на определение, создание и обеспечение комфортных условий для общественно бытия при постоянно меняющихся природных и пр. условиях среды обитания. Поэтому практическая деятельность и труд, направленные на выполнение этих потребностей в интересах общества и его членов есть добро, а т. к. эти потребности разнообразны, то деятельность и труд также разнообразны. И если зло противоположно добру, то деятельность и труд по созданию зла также разнообразны и требуют соответствующих средств, ресурсов и т. д.

Люди объединяются в общество для того, чтобы, соединив индивидуальные силы и возможности в трудовой коллектив и посредством свободного и творческого совокупного труда производить всё необходимое для полного удовлетворения всех потребностей всего общества в целом и каждого его члена. При этом помним, что общество – совокупность разных по полу и возрасту членов, каждый из которых наделён сознанием в соответствии с возрастом. Поэтому физическому объединению предшествует духовное объединение на основе общих интересов, потребностей и возможностей по их удовлетворению при использовании соответствующих производительных сил. Основой духовного объединения и единства является мораль на основе естественного права, которая отражает половозрастное различие членов общества, их развитие с момента зачатия и перехода в трудоспособный период, плодотворное участие в совокупном общественном труде и переход в соответствии с возрастом в нетрудоспособный период. Именно мораль и является основой для идеологии, задача которой – духовное объединение членов общества в соответствии с полом и возрастом, определение и обеспечение их прогрессивного всестороннего и гармоничного личностного развития и приобщение к общественно-полезному труду, направленному во благо всему обществу в целом и каждому его члену. А это и есть добро. Поэтому идеология общества, идущего по пути прогресса, благодаря общественным производственным и бытовым отношениям на основе социального равенства и справедливости, отражает и закрепляет добро во всех его проявлениях. Зло противостоит добру, а потому также требует для своего обоснования, закрепления и применения идеологии для объединения и направления на практическую деятельность своих апологетов. Из этого следует, что духовное объединение людей предполагает наличия идеологии, которая может быть направлена на добро, а может и на зло. Для выяснения этого и необходимо исследование идеологии на её направленность – на добро или на зло.

Так как практическая деятельность нормального человеческого общества направлена на обеспечение своего номинального бытия посредством производства всего необходимого для полного удовлетворения всех индивидуальных и общественных потребностей посредством производительного совокупного труда при разумном использовании природных ресурсов и производительных сил, что и есть добро, то исследование и надо начинать с сути добра. Разложив и исследовав эту деятельность, увидим всю многообразную общественную практическую деятельность по обеспечению номинальных условий общественной жизни. Это и позволит нам понять суть и значение добра, как в материальном, так и духовно-идеологическом плане.

Общество есть совокупность разных по полу и возрасту членов. Сами члены общества, относясь к биологическому виду, имеют психобиологическую субстанцию. Поэтому существование вида возможно тогда и только тогда, когда будут удовлетворяться в первую очередь биологические потребности. Ибо понятно, чтобы человек мог жить, он должен дышать, есть, пить, спать и т. д. При этом понятно, что, если воздух для дыхания и вода потребляются в чистом виде и находятся в достаточном количестве, то пища, защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды и т. д. должны быть добыты, приготовлены и только после этого использованы для удовлетворения потребностей. А добыча, приготовление и т. д. есть практическая деятельность, которая требует накопления необходимых знаний и опыта при познании среды обитания, развития способностей, умений и навыков и соответствующих орудий труда, использования средств труда, производства продукта и только после этого – удовлетворение потребностей. С другой стороны, биологическая природа человека такова, что индивидуальная жизнь имеет определенные временные границы, что требует продолжения рода посредством зачатия, рождения и развития потомства, посредством чего обеспечивается относительное бессмертие общества. Поэтому продолжение рода тоже требует определённой практической деятельности со своими знаниями и опытом, способностями умениями и навыками, производительными силами и ресурсами. При этом надо понимать, что по мере движения общества по пути прогресса также прогрессивно развиваются и его члены. Т. к. эта практическая деятельность направлена на обеспечение номинальных условий общественного бытия, то это есть добро. Накопление знаний и опыта, формирование науки и техники, развитие и возвышение потребностей, способностей, умений и навыков и т. д. требует соответствующей практической деятельности, направленной на определение и обеспечение поступательного движения по пути прогресса. Поэтому это тоже есть добро.

Из этого следует, что практическая деятельность, направленная на полное удовлетворение всех индивидуальных и общественных потребностей для номинального определения и обеспечения общественной жизни в интересах всех членов общества, поступательно идущего по пути прогресса, есть добро. Т. к. практическая деятельность всегда материальна, а человек, осуществляющий эту деятельность, наделён сознанием, то любой практической деятельности в её материальном виде предшествует практическая деятельность в духовно-информационном виде. Именно эта духовно-информационная практическая деятельность и требует создания мировоззрения, показывающего положение человека в мире, его отношение к природе и самому себе, обоснование и создание условий для своего прогрессивного развития и номинального бытия. И именно идеология становится инструментом создания и развития картины мира, её изменения по мере движения по пути прогресса, обоснования, построения и обеспечения общественных, производственных и бытовых отношений. Т. к. практическая деятельность направлена на обеспечение номинальной общественной жизни общества, идущего по пути прогресса, то эта деятельность есть добро, а мировоззрение и идеология есть духовное отражение этой практической деятельности, направленной на добро. Поэтому они, направленные на прогрессивное развитие и номинальное бытие всего общества в целом и каждого его члена, есть добро, т. к. их основой являются общечеловеческие морально-нравственные ценности. Рассмотрим это поподробнее.

Люди объединяются для того, чтобы совместными усилиями противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды для создания и обеспечения условий своего относительно комфортного бытия. Т. к. общество есть совокупность разных по полу и возрасту членов, то основой такого добровольного и осознанного объединения должны стать определённые нормы и правила поведения по отношению к разным по полу и возрасту членам при их участии в практической деятельности по обеспечению общественной жизни. Это приводит к тому, что общество делится по половозрастному признаку: по полу на две половины – женскую и мужскую, а по возрасту на три части – подрастающее, трудоспособное и нетрудоспособное поколения. Это психобиологическое различие и требует различного отношения к членам общества в ходе определения и обеспечения условий общественного бытия в ходе практической деятельности. Эта практическая деятельность раскладывается на производство людей для обеспечения условий относительного бессмертия общества, и производство вещей для обеспечения всех индивидуальных и общественных потребностей общества, поступательно идущего по пути прогресса. Всё это приводит к выводу, что в основе такого добровольного и осознанного объединения лежат духовные ценности, которые определяют, сохраняют и обеспечивают номинальное бытие общества, идущего по пути прогресса. Такими базовыми общечеловеческими морально-нравственными ценностями являются единобрачие = целомудрие и коллективизм = соборность, которые в единстве определяют и обеспечивают единство общества в его практической деятельности по обеспечению своего номинального бытия и поступательного движения по пути индивидуального и общественного прогресса.

Из этого следует, что основой идеологии добра являются общечеловеческие морально-нравственные ценности, базой которых являются единобрачие и коллективизм. Если же в основе идеологии лежат иные этические ценности – атомарность, свободная любовь и пр., то это есть идеология зла, которые ведут общество по пути стагнации, деградации и самоуничтожения. Примером этому может служить т. н. цивилизованный и демократический запад на основе капиталистического способа общественного производства.

Различные способы общественного производства возникали и развивались в соответствии с историческим развитием общества в тех или иных условиях окружающей среды и уровня прогрессивного развития общества. История показывает пять основных способов общественного производства: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и социалистический строй. В основе различий между ними лежат как разные уровни прогрессивного развития производительных сил, так и различные общественные, производственные и бытовые отношения, которые складываются между людьми на основе социального деления и господствующего положения одного класса по отношению к другому. Т. к. основой обеспечения условий общественного бытия является практическая деятельность, как в материальном, так и духовном плане, то различие в разных способах общественного производства лежит именно в материальной и духовной сферах общественного производства, определяемых и обеспечиваемых практической деятельностью членов общества. А т. к. духовная деятельность для представителей вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – HOMO SAPIENS есть основа, то именно идеология и лежит в основе каждого исторически сложившегося способа общественного производства. Поэтому можно говорить об идеологии первобытнообщинного строя, рабства, феодализма, капитализма, социализма и как действительно свободного равноправного и справедливого общества – коммунизма.

Понятно, что каждая идеология в своей основе содержит общечеловеческие морально-нравственные ценности, которые изменены и приспособлены для обоснования данных общественных, производственных и бытовых отношений для определения и обеспечения бытия конкретного общества. И в этом нет ничего удивительного, так как в разных природно-климатических условиях окружающей среды имеются различные условия и возможности для обеспечения номинальных условий индивидуального и общественного бытия. Это различие при его сопоставлении с истинно человечным социально равноправным и справедливым общество, которое является эталоном для подражания и которое есть добро, и позволяет понять грань различия и противоположность между добром и злом, а также средства и методы для борьбы с ним.

Появлению, становлению и развитию вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – HOMO SAPIENS человечество обязано общечеловеческим морально-нравственным ценностям, базисом которых являются единобрачие и коллективизм. Если коллективизм направлен на создание условий номинального общественного бытия и поступательного движения по пути прогресса посредством развития сферы производства вещей, то единобрачие – в сфере производства людей. Коллективизм в сфере производства вещей требует общности на все средства и методы по созданию условий и производству вещей в интересах как всего общества в целом, так и каждого его члена. Такое обобществление средств и методов производства лежит как в материальной, так и духовной сфере общественного производства вещей в интересах как всего общества в целом, так и каждого его члена. Поэтому орудия труда, ресурсы, знания и опыт и всё остальное является достоянием как всего общества в целом, так и каждого его члена и используются во благо всем. А это и есть добро.

В сфере производства людей права и свободы членов общества на основе социального равенства и справедливости имеют тот же характер, но наряду с коллективизмом используется и единобрачие. В основе единобрачия лежит чувство первой любви, отработанное и закреплённое в генетической программе, направленное на выбор супружеской пары для продолжения рода в соответствии с поступательным движение по пути индивидуального прогресса. Поэтому в плане выбора супружеской пары и зачатия потомства приоритет и инициатива принадлежит именно членам будущей супружеской пары, тогда как ответственность за создание номинальных условий для внутриутробного развития, рождения и последующего прогрессивного всестороннего и гармоничного развития личности с последующим включением в общественную практическую деятельность в соответствии с полом, возрастом и возможностями лежит на обществе на основе коллективизма и социального равенства и справедливости. Понятно, что это отражается в духовной модели поведения, а потому оформляется в идеологии данного общества. Поэтому идеология на основе общечеловеческих морально-нравственных ценностей является идеологией добра. А вот всё то, что противоречит и противостоит ей – идеологией зла.

Первобытнообщинный строй сложился … Тут надо сделать небольшое отступление.

Появление, становление и прогрессивное развитие человека – это довольно длительный и противоречивый эволюционный процесс. Т. к. человек часть природы и продукт эволюции материи, то его прогрессивное эволюционное развитие происходило в соответствии с законами природы. И именно единобрачие и коллективизм способствовали этому поступательному движению по пути прогресса – прогресса материального и духовного, социального и научно-технического, культурного и т. д., который и вывел человека из тьмы животного состояния, наделил разумом и возможностью использовать свои физические и психические потенции для производства всего необходимого для обеспечения своих интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Задача прогрессивного развития вида – определять и обеспечивать не только свои интересы и потребности, но и относительное бессмертие вида посредством защиты от любых неблагоприятных природных и т. д. воздействий. И именно поступательное движение по пути прогрессивного развития разума позволяет не только расширять горизонт своего мировоззрения, не только открывать и познавать законы природы и использовать их в своей практической деятельности, двигаясь по пути НТП, но и понимать возможные природные и не только опасности. И именно НТП, развитие производительных сил и т. д. позволяют противостоять опасностям, избегать или противостоять катастрофам. Такими опасностями в начале пути были голод и холод, жажда и жара, хищники и микроорганизмы, геофизические катастрофы, вершиной которых являются космические угрозы. Именно на предупреждение и предотвращение этих опасностей, избегание катастроф и нивелирование последствий, если они случились, и решает задачи НТП в интересах обеспечения относительного бессмертия общества.

Из этого следует, что наибольшими угрозами для человеческого общества внешними природными причинами являются космические угрозы, для противодействия которым необходим довольно высокий уровень НТП, а также внутренние социальные опасности, главными из которых – отход или утрата общечеловеческих морально-нравственных ценностей. Именно последнее при катастрофах природного характера приводит общество к стагнации, деградации и самоуничтожению. И если для прогрессивного развития человечного человеческого общества необходимы социальное равенство и справедливость на основе морально-нравственных ценностей, т. к. коммунизм – ассоциация свободных тружеников, то первобытнообщинный строй и есть результат такой деградации. Как ни странно, история даёт подобный пример. При открытии Нового Света конкистадоры к своему удивлению открыли неизвестную ранее цивилизацию с довольно высоким материальным и духовным развитием. Но вскоре эти цивилизация канула в Лету, а аборигены Америки были большей частью безжалостно истреблены, а оставшиеся согнаны со своих земель и ныне влачат жалкое существование в резервациях, деградируя и вымирая. И если не знать историю завоевания нового континента, установления цивилизованной демократии и пр., то любой незнающий предыстории так и будет воспринимать индейцев, да и не только, как затерявшихся во времени и остановившихся в своём прогрессивном развитии по внутренним причинам. Именно это последнее – завоевание и пр., и позволяет понять появление первобытнообщинного строя. Поэтому продолжим.

Первобытный строй есть такая социальная организация общественных, производственных и бытовых отношений, которые должны были в новых условиях окружающей среды создать возможности для его выживания посредством производства всего необходимого для удовлетворения витальных потребностей при ограниченных ресурсах и производительных силах. Именно это заставило перейти от коммунистического способа общественного производства, как в сфере людей, так и в сфере вещей, к семейно-общинной. При этом сохранялась общественная форма собственности на территорию и природные ресурсы с коллективной добычей сырья и т. д., а вот в сфере производства людей и вещей для личного пользования стала развиваться семейное производство для удовлетворения индивидуальных потребностей. Изменившиеся условия окружающей среды привели к изменению мировоззрения и идеологии, в которой сохранились приоритеты общечеловеческих морально-нравственных ценностей. Именно двойственность такого социального устройства и появление мифологии, как мистического отражения прошлого при ограниченности объёма знаний и опыта, деградации и неразвитости производительных сил при семейной организации быта привела к стагнации данного общества и остановке его развития на достигнутой ступени. И если на первоначальном этапе при малой численности сообществ – род, племя и т. д., использование территорий и природных ресурсов не вызывали противоречий, то по мере численного роста и при ограниченности территорий и природных ресурсов противоречия между сообществами нарастали и переходили к конфликтам, которые разрешались посредством насилия. Эти столкновения и вооружённая борьба наряду с природно-климатическими неблагоприятными воздействиями и становились фактором торможения прогрессивного развития обществ на основе первобытнообщинного способа общественного производства.

Рабовладельческий строй является логическим развитием первобытнообщинного строя посредством перехода и иному мировоззрению и обосновывающей его идеологии. Здесь привилегированная часть общества, определявшая и обеспечивавшая общественное руководство, стала использовать социальное неравенство, которое возникло на противоположности между членами общества и пленными, захваченными в вооружённых конфликтах и превращённых в дополнительную рабочую силу, по отношению не только к членам других сообществ, но и к своим. Это привело к социальному делению на господствующую и подчинённую части, где подчинённая часть рассматривалась господствующей частью как средство для обеспечения своего относительно комфортного бытия, т. е. как простая рабочая сила. Именно это и привело к появлению и развитию политики, как практической деятельности в сфере общественного управления при социальном неравенстве в обществе. Именно поэтому политика – основа общественного управления, и становится грязной потому, что господствующая часть могла обеспечивать своё благополучие, только используя общественные ресурсы и рабочую силу подневольной ей части. Но т. к. устоявшееся мировоззрение и идеология сохраняли общественные отношения на основе относительного социального равенства и справедливости, то для разрешения возникшего социального противоречия и была выработана идеология социального неравенства по отношению к чужому. Это и стало основанием для появления идеологии господства и подчинения на основе социального, культурного, материального и т. п. превосходства над другими. Правда, сначала по отношению к чужим. Именно это привело к агрессиям и экспансиям по отношению к слабым соседям, их завоеванию, присвоению территорий и ресурсов и превращению в рабов. Это привело к изменению мировоззрения и морали, основы идеологии. И если ранее социальное неравенство, покушение на чужие территории и ресурсы, личную честь и свободу и т. д. были аморальны, то в новых условиях эти аморальные, с точки зрения старой морали, деяния стали основой повышения благополучия господствующего класса. Именно он, для обеспечения своего господствующего и привилегированного положения и создал государство и право, где подневольная часть общества стала исполнять роль средства для обеспечения интересов и потребностей господствующего класса. И если господствующий класс – рабовладельцы, имели все права и свободы человека и гражданина данного общества, то рабы были лишены всех гражданских прав и свобод и превращены в средства производства всего того, что требовалось для удовлетворения интересов и потребностей их хозяев. Именно это социальное неравенство и стало основой появления развития и совершенствования классовой борьбы, которая привела рабовладельческий строй на грань стагнации, деградации и самоуничтожения.

Феодальный строй возник на обломках рабовладельческого строя, а потому в определённой мере использовал старое мировоззрение и идеологию с модернизацией в соответствии с новыми условиями. В основе этой модернизации лежала необходимость для сохранения привилегированного положения нового господствующего класса предоставить подневольной части общества определённый объём гражданских прав и свобод. Это и привело к делению общества на класс феодалов и класс крестьян, где феодалы, используя силу и право – право есть воля господствующего класса, возведённая в закон – ввели право частной собственности на землю, основное средство производства. Используя право частной собственности, феодалы принудили крестьян к труду по обеспечению своих интересов и потребностей посредством тех или иных внеэкономических форм принуждения – надел, оброк и т. д. Для обоснования и сохранения данного способа производства необходима была и соответствующая духовная модель, которая не только объясняла мироустройство в интересах господствующего класса, но и примиряла подневольный класс со своим нелёгким положением средства производства для обеспечения благополучия господствующего класса. Но крестьяне обладали сознанием и разумом, а потому вели классовую борьбу за своё освобождение и установление социального равенства и справедливости на основе известного библейского лозунга: кто не работает – да не ест. Это привело к тому, что в недрах феодального строя стали возникать и развиваться производительные силы на иных производственных отношениях. Их развитие и рост противоречий привели к краху феодального строя.

Капитализм явился логическим развитием старого способа общественного производства в новых условиях. И если для феодализма основным средством производства была земля и мускульн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: