На рисунке 1 продемонстрирован возраст учащихся.




Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (40 источников), приложения.

При работе над теоретической частью были изучены теоретические и практические вопросы профориентации в культурно-историческом контексте, а также сущность психолого-педагогического сопровождения и формирование основ профессионального самоопределения.

История появления элементов оценки профессиональной пригодности человека уходит в глубину веков. Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон. В 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи. В 70-х годах двадцатого века профориентация в СССР начала свою активную работу благодаря трудам знаменитого психолога Климова Евгения Александровича.

В первой главе «Теоретические и методологические аспекты выбора профессии в условиях компетентностного образования» раскрываются понятия: Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, компетентность и компетентностный подход, такими авторами как А.Е. Голомштоком, И.Н.Назимовым, С.Г. Воровщиковым и др.

ГЛАВА

Выделенные теоретические положения позволили обобщить практический опыт. Исследование проводилось с обучающимися 10 класса МОУ СОШ № 17 г. Орехово-Зуево. Количество испытуемых – 25 человек, из них 13 юношей и 12 девушек.

На рисунке 1 продемонстрирован возраст учащихся.

Рис. 1. Возраст учащихся

Согласно поставленным задачам, 25 испытуемым, было предложено ответить на вопросы тестов «Осведомленность о рынке труда», "Критерии в мире профессий" и диагностику сформированности мотивов профессионального выбора. После этого бланки анкет с ответами были собраны и обработаны.

Тест «Осведомленность о рынке труда » состоит из 3 вопросов, на которые необходимо дать свои варианты ответов и распределить профессии в своем городе или области по престижности, высокоплачиваемости и востребованности. Приложение 2

Результаты показали, что учащиеся реально смотрят на сложившуюся картину рынка труда. И правильно соотносят такие параметры, как востребованности в профессиях и их престижность, осознавая то, что не всегда востребованное является престижным.

На таблице 1 можно наглядно посмотреть, как по результатам тестов распределились профессии по характеристикам.

Таблица 1.

Профессии
Наиболее престижные Наиболее высокооплачиваемые Наиболее востребованные
1. PR-Менеджер 2. Юрист 3. Дизайнер 4. Аудитор 1. Банковский служащий 2. Риэлтор 3. Инженер 4. Программист 1. 1.Бугалтер 2. Учитель 3. Строитель 4. Юрист

Тест "Критерии в мире профессий " состоит из критериев (наглядно они представлены на слайде), которые необходимо выбрать, что более значимо из предложенных вариантов при устройстве на работу.

На 12 позиций из 18 учащиеся ответили соответственно требованиям на рынке труда. Таким образом, можно сделать вывод, что они могут осознанно сформировать мнение о своей собственной личности перед трудоустройством

Диагностика сформированности мотивов профессионального выбора.

В данной диагностике 10 причин, (которые представлены на слайде), из которых необходимо выбрать ту, которая наиболее влияет на выбор профессии.

На основании полученных значений, можно выделить наиболее значимые для учащихся мотивы выбора и оценить степень сформированности иерархии мотивов. В основном у учащихся наиболее привлекательными оказываются: Уровень доходов и престиж.

а именно:

Собственное желание - 70%;

Престиж - 80%;

Уровень доходов – 90%;

Одобрение близких - 75%

Рис. 2 Мотивы выбора учащихся

Таким образом можно подвести итог, что учащиеся стремятся соответствовать ожиданиям собственным и близким, по поводу их профессии. Стремятся удовлетворить собственные амбиции и иметь достаточно высокий уровень подготовки в своей будущей профессии.

ВЫВОДЫ:

Проведенный анализ психологической, педагогической, методической литературы позволяет выявить основные идеи и взгляды учёных в историко-современном контексте по данной проблеме.

В исследовании на основе ключевых компетенций школьников (учебно-познавательная, информационная, социальная, коммуникативная и др.) раскрывается многосторонняя трудовая деятельность, разнообразие современных профессий, выбор которых предстоит сделать выпускнику.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. В этой связи нами рассматривается актуальность проблемы профессионального выбора. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только компетентностный подход в образовании к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успешному выбору будущей профессии.

Проведенное нами исследование по формированию ценностно-смысловых ориентаций в мире профессий доказывает, что работа школы в этом направлении необходима (нам удалось выявить, что обучающиеся не знакомы с такими профессиями как: специалист по консалтингу, маркетолог, аудитор, менеджер по франчейзенгу).

Научная новизна обусловлена тем, чтоданное исследование позволило выявить специфику профессионального выбора обучающихся в современных условиях компетентностного образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть полезны в работе педагогов в целях актуализации проблемы профессионального выбора школьников.

Поставленная цель и задачи в данном исследовании полностью реализованы.

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: