Композиция выпускной квалификационной работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Факультет истории, социологии и международных отношений

(ФИСМО)

 

УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО

Декан ФИСМО на заседании Ученого Совета

_____________А.В. Ващенко ФИСМО протокол № 11

«22» июня 2012 г. от «22» июня 2012 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Краснодар 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Требования к содержанию выпускной квалификационной

работы (ВКР)…...………………………………………………………………5

1.1 Композиция ВКР………………………………………………………….6

1.2 Тема и научный руководитель ВКР…..……………………………..…..8

2. Структура и правила оформления текста…………….……………………9

2.1 Общие требования………………………………………………………..9

2.2 Титульный лист и содержание ВКР……………………………………11

2.3 Оформление текста…………………………………………….…11

2.4 Библиографические ссылки………………………………………….…14

2.5 Список использованных источников и литературы……………….….16

3. Защита выпускной квалификационной работы……….………………18

3.1 Порядок защиты ВКР……………………………………………………19

3.2 Подготовка к выступлению……………………………………………..20

3.3 Процедура защиты ВКР…………………………………………………20

Приложение. Образец выполнения титульного листа……………………..23


ТРЕБОВАНИЯ К СО ДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦРОННОЙ РАБОТЫ(ВКР)

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное научное исследование в определённой области науки, имеющее внутреннее единство, содержащее совокупность результатов, положений, выдвигаемых для публичной защиты.

ВКР относится к разряду учебно-исследовательских работ, в которых приводятся варианты моделирования уже апробированных научных решений.

Написание выпускной квалификационной работы предполагает:— систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;— развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;— выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.

Выполнение квалификационного исследования связано с решением задач того вида профессиональной деятельности, к которому готовится выпускник – специалист, бакалавр.

Процесс выполнения исследования включает следующие основные этапы:

- выбор темы, назначение научного руководителя;

- изучение требований, предъявляемых к оформлению текста;

- согласование с научным руководителем развернутого плана;

- критический анализ литературы по проблеме, определение целей, задач, методологии и методов исследования;

- непосредственная разработка проблемы, выявление аспектов новизны исследования, определение сущности положений, выносимых на защиту;

- обобщение полученных результатов и написание текста ВКР;

- согласование результатов исследования с мнением научного руководителя;

- рецензирование выпускной квалификационной работы;

- публичная защита ВКР.

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, представлять научный и практический интерес и соответствовать выбранной студентом специальности. Перечень примерных тем ВКР утверждается на заседании выпускающей кафедры (см. 1.2). Контроль за корректировкой тематики ВКР выполняют выпускающие кафедры.

Композиция выпускной квалификационной работы

Структура ВКР включает введение, 2–3 главы и заключение. Наличие больших таблиц, рисунков и схем, перегружающих изложение основного материала работы, определяет необходимость выделить их в приложения.

Объем ВКР не должен превышать 80 страниц печатного текста (минимальный объем – 50), выполненного через 1,5 интервала (38–41 строка на странице).

Во введении определяются актуальность, объект и предмет, хронологические и географические границы исследования, степень изученности темы, цель и задачи, теоретико-методическая и источниковая базы ВКР.

Определение актуальности должно быть максимально связано с темой исследования.Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап исследования и обязательное требование к любой научной работе. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социально-экономической, политической значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Основным условием актуальности темы является её направленность на решение важных задач, определение потребности общества в получении каких-либо новых знаний.Формулируя актуальность темы,необходимо обосновать научную и практическую значимость решения выбранной проблемы. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект и предмет исследования характеризуют конструкцию, раскрывают особенности, область исследовательского интереса. В объекте выделяется конкретный аспект, являющийся предметом научного поиска. Предмет порождает проблемную ситуацию, на него направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему исследования, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Если объект – это область научной деятельности, то предмет – изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Далее необходимо обосновать хронологические и географические границы ВКР, которые должны строго выдерживаться на протяжении всей работы, выход за них нежелателен, и если он происходит, то должен четко аргументироваться.

Историографию проблемы следуетсистематизировать по критериям хронологической последовательности, принадлежности анализируемых исследований к научным школам, рассматриваемым проблемам и т. д. При установлении степени изученности проблемыследует ее первоначально структурировать, т. е. выделить взаимосвязанные ключевые элементы, от совершенствования которых зависит успешное решение проблемы в целом. По каждому из ключевых элементов исследования следует показать достижения отечественных и зарубежных научных школ.

Для определения состояния разработки выбранной темы, составляется обзор научной литературы, который должен привести к выводу о том, что данная тема не раскрыта и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Изучая теорию вопроса по предмету исследования (иногда это может составлять первую главу работы), студент должен показать различные подходы и взгляды, имеющиеся в литературе по предмету исследования, в практике деятельности. Критический анализ имеющихся взглядов на изучаемую проблему должен сопровождаться высказыванием позиций исследователя.

Цель исследования должна отражать планируемый результат научной работы.

Задачи – предполагаемые пути достижения поставленной цели обычно представляются в форме глаголов (проследить.., определить.., провести системный бинарный анализ.., выявить…, раскрыть.., исследовать… и т. д.).

Теоретико-методическую основу ВКР составляют труды ведущих ученых по изучаемой проблематике. В конце XX в. в российской историографии (следом за зарубежной) закладываются основы междисциплинарного синтеза, пока преимущественно гуманитарного. Факт изменения теоретико-методологических подходов свидетельствовал о концептуальном кризисе предшествующей позитивистской историографии.

Методология есть теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. Между теорией и методом существует диалектическая взаимосвязь, основанная на результатах предыдущих исследований. Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом. Важен вопрос об истинности и правильности метода, о его способности приводить к объективным знаниям об изучаемой реальности.От рассмотрения общеметодологических подходов закономерно перейти к конкретизирующим концепциям. Теория является основой для выработки метода. Выбор методов исследования, которые служат инструментом изучения фактического материала, является необходимым условием достижения поставленной цели. Характеризуя методы исследования, следует указать области их использования в работе.

Характеристика источниковой базы должна содержать обоснованную классификацию документальных материалов, описание методов их выявления, отбора и использования.

Основная часть работы состоит из разделов и подразделов, каждый из которых посвящен решению одной из задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым пришел студент в результате исследования. Разделы должны состоять не менее чем из двух подразделов.

Прежде чем начинать написание раздела (подраздела), составляют подробный план. Желательно, чтобы разделы и подразделы были примерно одинаковыми по объему. Каждый раздел следует начинать с новой страницы. Абзацы (простейшая рубрика текста) по смыслу должны быть связаны между собой. Заголовки разделов и подразделов не должны расширять или суживать объем заключенного в них содержания.

При написании текста научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («полагаем», «по нашему мнению») или от третьего лица («автор считает необходимым», «по мнению диссертанта»).

Написание ВКР, как правило,начинают с основной части текста, переходя потом к введению и заключению, в котором приводится обобщение результатов научной работы, включающее анализ полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям исследования.

Не рекомендуется строить выводы в лапидарном стиле, лишь называя результаты проведенной работы, необходимо раскрыть их содержание. Заключительная часть выпускной квалификационной работы должна представлять не просто перечень итогов научного поиска, а их логический синтез.

В заключении также отражается авторская оценка достоверности полученных выводов и их сопоставление с результатами аналогичных исследований российских и зарубежных авторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: