Иерархия и привилегии против демократии и равенства.




Такова картина второго временного периода, вхождение в период хаоса. Но есть и третий период, исход, создаваемый новый порядок. Здесь можно быть максимально кратким, потому что здесь больше всего неопределенности. Ситуация хаоса – это может показаться парадоксом – наиболее чувствительна к сознательному человеческому вмешательству. Именно во время периодов хаоса, в противовес периодам относительного порядка (относительно детерминированного порядка) человеческое вмешательство производит существенные изменения.

Есть ли потенциальные силы вмешательства в пользу конструктивного, системного видения? Я вижу их две. Есть визионеры воссозданной иерархии и привилегий, хранители вечного огня аристократии. Сильные личности, но не имеющие никакой коллективной структуры – «исполнительный комитет правящего класса» никогда не собирался на заседания, – они действуют (если и не сообща, то в тандеме) во время системных кризисов, потому что считают, что все «вышло из-под контроля». В этом пункте они исходят из принципа Лампедузы: «Нужно все изменить, чтобы все осталось неизменным». Что они изобретут и предложат миру, трудно знать, но я убежден в их уме и проницательности. Может быть предложена какая-то новая историческая система, и они могут оказаться способны толкнуть мир в этом направлении,

Против них – визионеры демократии-равенства (пара, по моему убеждению, нерасторжимая). Они появились в период 1789-1989гг. в форме антисистемных движений (трех разновидностей «старых левых»), и история их организаций была историей гигантских тактических успехов и столь же гигантских стратегических провалов. В долгосрочной перспективе эти движения служили в большей мере поддержанию системы, чем ее подрыву.

Знаковый вопрос – появится ли теперь новая семья антисистемных движений, с новой стратегией, достаточно сильной и достаточно гибкой, чтобы оказать основное влияние в период 2000-2025 гг., такое, чтобы исход был не по Лампедузе. Может быть, им и вовсе не удастся появиться или выжить, или быть достаточно гибкими, чтобы победить.

После бифуркации, после, скажем, 2050 или 2075 г., мы можем быть уверены в очень не многом. Мы больше не будем жить в капиталистическом мире-экономике. Вместо нее мы будем жить в каком-то новом строе или новых строях, в какой-то новой исторической системе или системах. И тогда мы, вероятно, познаем вновь относительные мир, стабильность и легитимность, которые мы уже знали, или же худшие? Это и неизвестно нам, и зависит от нас.

1. См. очерк «Три случая гегемонии в истории капиталистического мира-экономики» в настоящем сборнике,

2. Многие из вопросов, кратко изложенных здесь, были более подробно разработаны в многих статьях и очерках, написанных за последние 15 лет, значительная часть из них вошла в мою книгу Geopolitics and Geocultiire: Essays in a Changing World-System (Cambridge: Cambridge University Press, 1991).

3. См. inter alia [между прочим (дат.)]: W-Brian Arthur. Competing Tecnologies, Increasing Returns, and Lock-in by Historical Events, Economic Journal, XLIX, no. 394 (March 1989), p. 116-131; и W. Brian Arthur, Yu, M, Ermoliev & M. Kaniovski. Path-Dependent Processes and the Emergence of Macro-Structure, European Journal of Operations Research, XXX, 1987, p. 292-303.

4. Более подробное изложение истории этих усилий и их неудачи содержится в двух моих недавних очерках: «Концепция национального развития, 1917-1989: Элегия и реквием» и «Крах либерализма» – оба в настоящем сборнике.


[*] The Modem World-System, I Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century (New York: Academic Press, 1974); The. Modern World-System, II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750 (New York:Academic Press, 1988); The Modern World-System, III: The Second Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840"s (San Diego: Academic Press, 1989).

** The Capitalist World-Economy (Cambridge: Cambridge Univ. Press; Paris: Ed.De la M.S.H., 1979).

* Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-ХVIII вв. Т. III: Время мира. М.: Прогресс, 1992, с. 14 и сл., 48-49; Он же. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993, с. 85 и сл.

* Раздавить гадину (фр.).

* И все-таки она вертится (ит.)

* Тем более (лат.)

* На душу (лит.).

* Буквально «я не далее», «дальше нельзя», здесь – «предельный, крайний» (лат.)

* Запрет на профессию (нем.)

* Врачибез границ (фр.).

* Право почвы (лат.), приобретение права ва гражданство фактом рождения на территории государства.

* Эта статья была представлена на Международном и межведомственном форуме по проблеме «Культура и Развитие», организованном IFES и ЮНЕСКО, Сеул, 22-23 сентября 1993 г.

* Индивидчеловек как вид Homo sapiens, в данном случае все представители человечества являются носителями культуры; индивидуум – отдельный представитель человечества (личность – соц. – псих.), вобравший в себя отдельные, специфические для его среды элементы общечеловеческой культуры. К сожалению, данные понятия часто путают (отв. ред.).

* Смысл, разумное основание (фр.).

* Разделяй и властвуй (лат.).

* Право гражданства (фр.)

** Здесь – чередование у власти (фр.)

*** Люди шестьдесят восьмого года (фр.).

* На худой конец, за отсутствием лучшего (фр.)

* Смысл существования (фр.)

** Фундаменталисты (с ироническим оттенком), сторонники принципов... реалисты (нем.)

* Тем более (лат.)

* Дарованной свыше по примеру де Голля (фр.)

* Подъем, снятие (в философском смысле) (нем.).

* Этот доклад был первоначально прочитан 24 октября 1990 г. как лекция, открывшая Цикл выдающихся лекторов на праздновании двухсотлетия Университета Вермонта. Он был переработан и обновлен в октябре 1991 г.

* Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций.

** Кооперативное общество по повсеместному оказанию американской помощи.

* От исп. machoсамец; поведение с подчеркиванием мужской брутальности.

* Мировоззрение (нем.).

* Продвижение, открытое для талантов (фр.). Имеется в виду фраза из «Декларации прав человека и гражданина» звучащая в русском переводе Следующим образом: «[Граждане] должны одинаково быть допускаемы ко всем занятиям, местам, общественным должностям в зависимости от их способностей и без каких-либо различий, кроме различий в их добродетелях и талантах»

** Право почвы (лат.).

* Великая хартия (вольностей) (лат.).

* Гордыня (др. – гр.).

* Конъюнктуры, сочетания (фр.).

** Длительная временная протяженность (фр.).

* Реальная политика (нем.).

* К случаю (лат.).

* Невмешательство государства в экономику (фр.)

* Положение, которое было прежде (дат.)

* За неименим лучшего (фр.)

* Соотношение сил (фр.)

* Славное тридцатилетие (фр-)

* Тем более (яат.)

* Тем более (яат.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: