Новые религиозные движения ( НРД) в современном мире.




Тема 20.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Новые религиозные движения (НРД) в современном мире...........................3

2.Проблемы свободы совести и вероисповедания в современном обществе: религиоведческий и правовой аспекты.............................................................11

Список литературы................................................................................................18

 

Новые религиозные движения (НРД) в современном мире.

 

Термин НРД охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Использование этого термина принято не всеми группами, к которым он применяется. По мнению некоторых исследователей термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научный обиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ»[1], хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения.

Проблема новых религиозных движений имеет два измерения — массовой культуры и, собственно, религиоведческий. В массовом сознании НРД больше известны как "секты" со всеми закрепившимися пежоративными коннотациями. В религиоведении термин "секта" используется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей несколько отличные догматы. Если в научной среде термин носит нейтральный, безоценочный характер, то в массовом сознании, это скорее ругательство.

"Секта" однако не является юридическим термином. Законодательство оперирует понятиями "религиозная организация" и "религиозная группа". "Тоталитарная секта" – это неясный термин, ставший социальным оружием в руках заинтересованных групп. Чтобы сформировать определенное отношение со стороны общества к определенной группе, достаточно назвать ее тоталитарную секту. Конечно, нельзя говорить, что ни от каких групп нельзя ожидать ничего плохого. Однако в равной степени, а, возможно, и в еще большей степени можно ждать плохого и от политических партий, рок-групп, спортивных игр, казино и пр. Однако мы не можем запретить все, что потенциально опасно. Для расследования преступлений существует уголовный кодекс, ОВД, судебные инстанции т.д.

Говоря о родовых признаках НРД, упоминают ряд общих черт, которые, несмотря на свою аморфность и нечеткость, позволяют объединять столь разнородные группы в одно фамильное понятие. Формальная причина для того, чтобы считать какую-либо группу НРД – это ее время создания. Поскольку это основание формальное, многие религиозные организации не согласны с тем, что они причислены к НРД. Ведь организация может быть новой лишь на какой-то территории. Так, зарубежные отделения РПЦ не будешь причислять к НРД лишь потому, что они там открыты недавно. Настоящее НРД не может предложить своим последователям всей культуры, затрагивающей аспекты социальных отношений, питания, принципы хозяйствования, воспитания детей, лечения. В таком подлинном НРД адепты будут получать поддержку своей духовной сферы, а интеллектуальная, физическая и социальная сферы будут по прежнему укоренены в их повседневной культуре.

Итак, время создания не может служить причиной отнесения религии к НРД. Выделим существенные признаки НРД.

1. Во-первых, исследователи выделяют особый социальный состав - первое поколение верующих. Молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя. Характерно также, что в тех группах, которые сохраняют свой статус НРД, первое поколение верующих все время обновляется, в то время, как группы, которые просто проходили «акклиматизацию» на новом месте, имеют тенденцию к расширению своего социального состава. Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. Как для Запада, так и для нашей страны характерно, что этот уровень, в целом, не ниже среднего а то и выше среднего. Т.е. это, в основном, обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.

2. Наличие харизматика [2] свойственно самому раннему этапу НРД. В принципе, это некоторый тест развития, по которому можно судить о дальнейших тенденциях в движении. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером при отсутствии затем яркого примера, то это говорит о том, что группа перешла в разряд «народных» религий, или, по выражению М. Вебера, «произошла институализация харизмы»[3]. Возможен также вариант «распределения» харизмы между последователями.

3. Большинство НРД объединяют своих адептов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается более интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводится к обрядам при рождении, венчании и кончине.

Перечисленные признаки являются характерными для практически всех религий трансценденции, находящихся на начальном этапе развития. Синдром «НРД» – это эволюционное состояние любой такой религии. В этом смысле новые религии есть ответ на формализацию духовных отношений в «старых» религиях. Мотивы участников НРД варьируются в зависимости от характера религиозной группы. Общим мотивом для всех участников НРД могут быть идеалы общения и саморазвития. Те индивиды, которые присоединяются к мироотрицающим и миротерпимым организациям в основном ориентируются на спасение, очищение, правильный образ действий, религиозный поиск. В редких случаях возможны присоединения от безысходности жизненной ситуации. Улучшение здоровья и долголетие может быть одной из целью в группах по нетрадиционному оздоровлению с элементами культа (ивановцы, нововековцы). Если религиозная организация носит мироутверждающий характер (религии процветания, сайентология), то мотивы присоединения – успехи в карьере, достижение материального благосостояния. Во всех новых религиях процветания толкуют о посюстороннем счастье: «измените действие своей кармы», «активно воздействуйте на свою судьбу», «вся жизнь человека есть непрерывный поток самовыражения», «все существует для того, чтобы на Земле был мир», «все может улучшаться и развиваться», «живите в абсолютной свободе».

По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы. Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, нововековцы, теософия).

Оккультная группа субъекты, детерминированные гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики (шаманизм, магию).

Клановая группа – наиболее закрытая организация, в которой индивидуализм и оторванность от толпы есть принцип жизни. Это группы с тайным членством и закрытой вербовкой. Цели организации, ее управление не известны тем, что внизу.

В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД[4].

Новые религиозные движения отражают основные стереотипы, мифы, образы, установки массового потребительского сознания.

НРД – это лишь верхушка айсберга, проявление синкретичного религиозного сознания, которое свойственно абсолютному большинству граждан, у которых есть интерес и к идеям христианства, и к каким-либо идеям из восточных учений[5].

По результатам социологических исследований, у 90% населения страны существуют особые представления в сознании для возникновения идеи новой религиозности[6].

Эти 90% населения верят в карму, отрицательную и
положительную энергию, судьбу, магию, мистику, суеверия и т.д.
Дело в том, что идеи новой религиозности базируются на прочном фундаменте, который имеется в обществе. Все НРД, которые появляются в России, имеют почву в обществе, из идей этого общества и формируются идеи новой религиозности. Появлении НРД можно рассматривать как вызов времени, как появление тех процессов и явлений, которых нельзя описать и понять, опираясь на старые знания и методы. Встаёт вопрос о том, сможем ли мы ответить на этот вызов, правильно воспринять новые для нас процессы и явления, сможем ли мы обновить знания, отношения в обществе и представления об изменившемся культурном фоне. Причина появления идей новой религиозности, если рассуждать более
глобально, заключается в недостаточном удовлетворении религиозных запросов общества. Человеку необходимо во что-либо верить, а «способ верования», «процесс верования», меняются в зависимости от времени, остальное обусловлено культурной, религиозной, общественно-политической спецификой современной эпохи.
Человек хочет максимально приблизить себя к святости, улучшить свою жизнь, и для этого использует весь ассортимент существующих идей, учений, богов.

Последователи НРД представлены ярыми верующими, считающими, что смогут улучшить свою жизнь различными способами, так же как в традиционных религиях ярые верующие ожидают божественной помощи и попадания в рай. Интересно узнать, как молодежь отвечает на вызов времени, каким уровнем религиозности она обладает. По результатам социологического исследования подтвердились представления о большой подверженности мифам, всевозможным стереотипам в восприятии НРД, о низком уровне религиозной грамотности,
высоком уровне религиозной и культурной нетерпимости. На текущий период времени пока плохо заметны новые подходы в восприятии и оценке новых явлений в религиозной и культурной жизни.
К вызовам современного мира в лице новорелигиозных идей необходимо
относиться толерантно, необходимо правильно понять и адекватно принять
этот вызов.

Новые религиозные движения не способствуют поддержанию единой идеологии, однако большинство новых религий не относятся враждебно к обществу и не стремятся к каким-либо насильственным действиям. Опасность на макроуровне исходит от отдельных НРД, но далеко не от всех. Данные организации нуждаются в постоянном изучении, особенно если в учении вскрываются какие-то политические амбиции, либо высказываются признаки разжигания религиозной розни. Также следует помнить, что новые религиозные движения - более гибкие образования, чем предлагает считать парадигма «тоталитарных сект» - здесь могут быть расколы, изменения от уровня к уровню и т.п. [7]

Однако на микроуровне участие в новом религиозном движении может вызвать массу проблемных ситуаций, в первую очередь, семейные и карьерные затруднения для участников. Не менее проблемной оказывается ситуация для родственников участников новых религиозных движений, которые не обладают информацией о происходящем. Система консультирования участников новых религиозных движений и их родных мало развита в России, базируется на центрах, спонсируемых Русской православной церковью. Более того, подобная практика отсутствует в Татарстане и помощь можно получить лишь в психологических центрах, в которых, тем не менее, отсутствуют специалисты именно по данной проблеме, а действующий персонал может оказать помощь лишь в рамках общепринятых процедур терапии.

НРД, сделавшие выбор в пользу изоляции являются более сложным объектом для влияния со стороны общества и совершенно оторваны от его интересов, тогда как НРД, пытающиеся адаптироваться к обществу, в той или иной степени, готовы к диалогу и некоторым изменениям.

Примечательно, что цели у участников и у организации на каждом уровне могут различаться, но религиозная деятельность, в независимости от того, культовая или внекультовая, укладывается в определенные стратегии.

Так если участник нового религиозного движения совершает преступление, важно учитывать укладывается ли данный поступок в ту или иную стратегию деятельности. Если это убийство - убит ли враг движения, либо в движении практикуются ритуальные убийства (что встречается у сатанистов, но крайне редко встречается в движении, ассоциирующем с христианством). Либо участник психологически неполноценен и тогда уже, с помощью отдельного исследования, необходимо выяснить являлся ли он таковым до вступления в движение или стал в результате участия. Если это экономическое преступление - связано ли оно с реализацией собственных целях или вырученные незаконные деньги отдаются организации.

Несмотря на все существующие трудности как на теоретико-методологическом уровне (недостаточно разработанный концептуальный аппарат, взаимопротиворечивость подходов), так и уровне эмпирическом (относительная закрытость доступа в общины, сложность в сборе статистической информации) новые религиозные движения, как объект изучения представляют значительный интерес и открывают значительные перспективы для исследования. Обращение в новые религиозные движения представляется нам более изученным процессом, чем, к примеру, уход из них. Также возможно исследовать не только отдельные новые религиозные движения или общины, но и, к примеру, семьи участников НРД. И наконец,, значимым является мониторинг учений различных движений с целью отслеживания индикаторов экстремистской деятельности и предупреждения, таким образом возможных проявлений деструктивной деятельности.

Отдельные печальные примеры в истории свидетельствуют, что принимать новые религиозные движения без какого-либо контроля и экспертизы неприемлемо[8].

Однако «борьба» государства и общества с данным феноменом также не представляется необходимой. Поправки, ограничивающие миссионерскую деятельность возможны, однако уже сейчас существуют «подставные»- нерелигиозные организации и подобные меры лишь увеличат их число, только способствуя в данном случае, обману простых граждан, которые будут проявлять интерес к каким-либо общественным проблемам, а попадать на религиозные собрания.

Пути снижения проблемных последствий деятельности новых религиозных движений, связанных с их деятельностью видится в тщательном изучении и экспертизе с одной стороны, и ориентации на преодоление социальной изоляции, с другой.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: